К юбилею Мирры Лохвицкой

Игорь Бизюк: литературный дневник

Как мне представляется, поэтов условно можно разделить на две категории: «поэты от труда своего кропотливого» и «поэты Божией милостью».
«Поэты от труда своего кропотливого» – те из них, которые получили определенные знания и навыки в области поэтики, а своим усидчивым трудом, при определенной одаренности (склонности) занимаются поэзией (ради своего заработка или увлеченности). Их поэзия добротна (по своей форме и содержанию) или, напротив, экстравагантна (своим индивидуализмом). Но она с легкостью «растворяется» (забывается) среди множества других стихотворных работ.
«Поэты Божией милостью» – те немногие из поэтов, которые обрели свой поэтический дар или с рождения, или на каком-то определенном этапе своей жизни, который является неотъемлемой частью их самих. Их поэзия органична, легка в своем восприятии и, что называется, «цепляет душу» читателей, выгодно отличаясь и выделяясь среди множества работ остальных поэтов.


Среди сонма поэтов, на мой взгляд, «поэтов Божьей милостью» не так уж и много. Кто-то из них, может быть единодушно (или большей частью читателей) выделен в такую «когорту». Как, например, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин и другие. Кого-то (по своему поэтическому вкусу) выделит только определенный круг читателей. А кто-то из них, к сожалению, из-за определенных стечений обстоятельств (в том числе, нередко под влиянием субъективного взгляда и действий людей), позабыли на определенное время или они канули в Лету, в лучшем случае оставив после себя свои стихотворения или утеряв их навсегда для потомков...


Честно признаться, не так давно я для себя открыл одного из таких поэтов – «поэта Божией милостью», который писал с легкостью и созвучностью А.С.Пушкина. Пусть не так всесторонне, как Александр Сергеевич (по охватываемым им сторонам жизни), но убедительно и органично. Этот поэт Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая, которую с недавних пор литературные исследователи называют «предтечей» М.Цветаевой и А.Ахматовой, а я бы еще с долей доброй иронии добавил «Пушкин в юбке»: и по творчеству, и, в какой-то мере, по своей судьбе...


Кстати, в этом году, 2 декабря (19 ноября по старому стилю) исполняется 150 лет со дня её рождения (1869).
Несмотря на то, что она прожила, по-пушкински, совсем немного лет (35, † 09.09.1905), после себя она оставила добротное поэтическое наследство, привнеся в Поэзию женский взгляд на Любовь и материнство (как многодетная мать, 5 детей), а также иные ценности Жизни.


Как красиво, преисполнившись чувств, звучит и льется, как ручей, её любовная лирика:


Я счастлива была!.. Он ласков был со мною,
Он вспоминал о прошлом, о былом...
И день был так хорош... Мы шли тропою лесною,
Блаженствуя вдвоем.


Фиалки отцвели, но ландышей дыханье,
Как музыка, неслось навстречу нам;
И шепот ветерка, и птичек щебетанье
Не молкли по кустам.


Когда же соловья пленительное пенье
Вдруг раздалось в минутной тишине, –
Боялась я, что вот – рассеется виденье,
Что я живу во сне!


Но это был не сон; – я помню образ милый,
И этот лес, и пенье, и цветы, –
Все, как являли мне своей чудесной силой
Заветные мечты...


О, если б я могла продлить мгновенье в вечность!
Я в этот миг душой пережила
Все радости любви, всю страсти бесконечность, –
Я счастлива была!..
/«У моря»/


или



Какая ночь!.. Сребристое сиянье,
Клубясь, как дым, ложится на поля,
И, кажется, весь мир, и небо, и земля –
Все замерло в тревожном ожиданье –
Безмолвный парк, мечтаний тайных полн,
Не шелестит листвой завороженной...
Издалека несутся вздохи волн
И моря ропот возбужденный...
А я смотрю и жду, и рвусь туда,
Куда летят все мысли, все желанья...
Как сильно аромат разносит резеда...
И лилии не спят, – их жаркого дыханья
Пахнула мне в лицо душистая струя...
Чу!.. полночь бьет!.. Уже!.. А там что слышу я?..
/«У моря»/


Так же легко и по-философски глубоко звучат её поэтические строки о сущности жизни:


– Возврата нет, – пойми, забудь –
Земную скорбь с земной тоской... –
Я поняла, – и тотчас в грудь
Влился божественный покой…
Отчизна есть у нас одна, –
Я поняла, что там она,
Что прав чудесный спутник мой, –
Гостила я, – пора домой!
/«Quasi una fantasia»/


Мирра Лохвицкая – тот Поэт, которого хочется читать и перечитывать. Находить для себя всякий раз что-то новое и удивляться глубине её таланта... Таланта, который пытались умолчать как на заре советского периода развития нашей страны (по идеологическим соображениям), так и до этого (после её смерти) – рядом вполне известных и нынче «поэтов от трудов своих кропотливых», которые, очевидно, видели в ней угрозу своему поэтическому будущему. Но, если это и так, то Бог им судья...


Я же хотел бы закончить краткое знакомство с Миррой Лохвицкой её стихотворением «Умей страдать», в котором лаконично и органично соединилась философская и любовная лирика Поэта, и раскрывающие, как мне представляется, те подходы, которыми она руководствовалась в своей жизни:


Когда в тебе клеймят и женщину, и мать –
За миг, один лишь миг, украденный у счастья,
Безмолвствуя, храни покой бесстрастья,
Умей молчать!


И если радостей короткой будет нить
И твой кумир тебя осудит скоро
На гнет тоски, и горя, и позора, –
Умей любить!


И если на тебе избрания печать,
Но суждено тебе влачить ярмо рабыни,
Неси свой крест с величием богини, –
Умей страдать!



Другие статьи в литературном дневнике: