Критика польза или вред? Помогает она или мешает?На примере, вымышленного героя Максима, который увлекается поэзией, посмотрим внутренние конфликты, психологические трудности и пути их преодоления. Надеюсь это поможет многим понять, что то и о себе... Сегодня вспомнил тот день. Мне было 17. Я только что прочитал своё стихотворение на школьной литературной гостиной — в кабинете №12, перед доской с облупившейся краской. Назвал его «Город без звуков». Писал о том, как чувствуешь себя одиноким даже в толпе, как будто все вокруг говорят на другом языке. Голос дрожал, но я дошёл до конца. Потом наступила тишина. Не аплодисменты, не улыбки — просто тишина. А потом учительница литературы, та самая, что всегда хвалила за сочинения, сказала: Я сел. Кажется, весь посинел. Сердце билось так, будто пыталось вырваться. Я думал: То стихотворение было моим сердцем, вырванным и положенным на бумагу. А она сказала, что я прячусь. Как будто обвинила меня в трусости. Дома я сжёг его. Просто взял и сжёг в раковине, смотрел, как чёрные края пожирают строчки, как буквы скручиваются, как мои чувства превращаются в пепел. И плакал. Не потому что обиделся. А потому что… она была права. Я действительно прятался. Я писал не «я устал», а «душа моя — обугленный корабль в пепельной гавани». Я боялся быть простым. Боялся показать, что мне просто плохо, без поэтической рамки. Что я не герой из романа, а обычный парень, который не понимает, куда идти и что делать в такой ситуации. Прошло шесть лет. А я до сих пор помню её слова. Но теперь… теперь я благодарен. Потому что с того дня я начал учиться писать честно. Не красиво — честно. Не «я разбит», а «я не могу встать с кровати третий день». Не «моё сердце — треснувший хрусталь», а «я боюсь, что никто никогда меня не полюбит по-настоящему». Критика больно ударила, но пробила стену. Я понял: если ты не рискуешь быть уязвимым — ты не рискуешь быть собой. Теперь, когда кто-то критикует мои стихи, я не сразу убегаю в панику. Сначала слушаю. Потом спрашиваю себя: «А правда ли это? И если да — что я могу из этого взять?» Больше я не сжигаю свои строки. Иногда переписываю, иногда пишу новые, оставляя старое - ведь это тоже я, но другой. Иногда оставляю как есть — с ошибками. Пусть видно, что это живое и найдутся и те, кто поймет и этот вариант. Люди разные и это хорошо. Иногда мне кажется, что тот день стал моим первым настоящим днём как писателя, потому что меня увидели.. Практические советы: как справляться с критикой и страхом отвержения (то, что я использую сам) Рекомендации от лица Максима! С тех пор, как я начал разбираться в этой теме и ходить на психологический кружок и стал чаще делиться своими текстами, я собрал несколько психологических приёмов, которые помогают мне не проваливаться в стыд и не прятаться после критики. Делюсь — вдруг кому-то это нужно. Прием 1. Отдели критику личности от критики работы Прием 2. Задай себе три вопроса Прием 3. Веди «дневник обратной связи» Прием 4. Практикуй «мягкое принятие» Прием 5. Работай с телом, а не только с головой Прием 6. Найди «безопасного слушателя» Прием 7. Пиши письмо тому, кто тебя критиковал (но не отправляй) *** Буду рада если подобные практические советы пригодятся и принесут практические плоды! © Copyright: Ева Белоцвет, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|