Приходилось ли вам слышать или читать эту фразу или различные ее вариации, порой грубые? Думаю, что приходилось. Прошло более полувека, как появилась рок-музыка, а вместе с ней – множество мифов: удивительных, а порой и жутких. На протяжении всего времени существования рока, особенно тяжелого, в обществе о нем формировалось мнение как о чем-то скорее отрицательным, чем положительном. Вот самые распространенные стереотипы, до сих пор встречающиеся как в зарубежных, так и отечественных современных СМИ:
1. рок-музыка пропагандирует сатанизм, агрессию, сексуальную распущенность, наркоманию и т.д.
2. рок-музыка негативно влияет на психику (отупляет либо сводит с ума) и на здоровье вообще.
3. рок-музыка однообразна, груба, лишена элементарного мелодизма, и у нее очень мало стилей.
Из трех вышеперечисленных пунктов вытекает и четвертый:
4. слушатели рок-музыки агрессивны, верят в дьявола, сумасшедшие и просто неумные, ходят грязными и неопрятными.
Прежде, чем винить критиков рока в необъективности, попытаемся проследить, как же появилось такое отношение к нему.
Тому немало причин в самой истории развития рок-музыки и общества вообще. В 60-х гг. хиппи, "дети цветов", бунтовали против войны во Вьетнаме и выступали за свободную любовь. В 70-е-80-е гг. советские рок-группы были оппозицией политического строя СССР. В это же время панки ратовали за отрицание всего и вся, а металлисты экспериментировали с предельно жестким звучанием гитар и ударных.
И первыми, кто отреагировал на рок, были, естественно, журналисты. Главное, на что они обратили внимание уже в первые годы его существования – это на внешнюю атрибутивную сторону рок-музыки. На эпатаж, протест, резкость – на то, что сильнее всего бросается в глаза. Чтобы это заметить, даже сам рок слушать не обязательно. Музыкальный фактор, разнообразие стилей рок-музыки (а их сотни, и все они очень разные) оставались как бы в тени. А в некоторых странах, в том числе и в Советском Союзе, последовал незамедлительный приказ власти запретить эту музыку как политически неприемлемую. Что родило еще больший ответный протест музыкантов и слушателей, и еще большее желание шокировать и удивлять. Мол, вы нас считаете плохими, так мы будем еще хуже. Вот так социальный фактор рок-музыки гипертрофировался, и во многом – искусственным путем. Практически сразу к критике рок-музыки присоединилась церковь и ученые. И если первых, в основном, интересовали "небогоугодные и сатанинские" тексты, то вторые обращали внимание на саму музыку, утверждая, что низкие частоты, громкость и ритм вредят организму. Для этого проводились различные исследования и "псевдоисследования". К последним можно отнести известный эксперимент 80-х годов о влиянии рока на растения и животных. При этом описание эксперимента в прессе отсутствовало, приводились только конечные результаты. Но прошло более 20 лет, и современные исследователи опровергли эти результаты, проведя повторное опыты. В том числе, за последние 2-3 года было выявлено, что многие школьники и студенты, слушающие тяжелый металл и его экстремальные стили, такие как дэт-метал, более успешно учатся и устойчивы к стрессам. "Сатанинский" же толк рока, который усмотрели в нем верующие, вообще сложно подтвердить или опровергнуть. Ведь само по себе упоминание дьявола не есть сатанизм и его пропаганда. Для многих рок-групп – это лишь колоритная метафора, иносказание, за которым скрывается философский смысл. И тому много примеров не только в музыке, но и в классической литературе, взять того же "Фауста". То же самое касается и темы борьбы, смерти, сумасшествия. Например, военная тема восходит к древнему архетипу мужественности, а многие парни и мужчины до сих пор считают себя в душе рыцарями без страха и упрека. И призыв взять в руки меч, характерный для групп, играющих в стиле хэви-метал – это просто символ стойкости, смелости и готовности отстаивать свои права на свободу. Социальная тема, особенно тема человеческой жестокости, характерна для многих групп, играющих трэш-метал, и тоже является скорее не призывом, а констатацией факта: в мире полно войн, жестокости, зла. И большинство неформалов воспринимает это исключительно как яркий образ, гармонично дополняющий музыку. Это игра в смерть, игра в войну, но не смерть и не война. Это всегда притягательно, стоит вспомнить фрейдовские эрос и танатос – инстинктивную тягу человека к продолжению жизни и его одновременное стремление умереть. Особенно эта направленность заметно в таком стиле рока, как готика – это романтизация смерти и тихой грусти с элементами театральности.
Да, для многих слушателей рок до сих пор является чем-то большим, чем музыка. Это определенный стиль жизни, способ проявить свою индивидуальность и одновременно найти единомышленников. И это необходимо учитывать, особенно в подростковой среде. Становясь металлистом или панком, молодой человек выбирает одну из своих первых социальных ролей, и это надо уважать. Ведь субкультура – это не контркультура. Субкультура уже культуры, но не несет в себе изначальной преступной направленности.
Также следует отметить, что в XXI в. социальный, внемузыкальный аспект рок-музыки постепенно утрачивает прежнюю актуальность. Многие люди слушают рок просто потому, что им нравится эта музыка. Они не протестуют, не выдвигают манифестов, зато качественно и интересно играют рок и прекрасно разбираются в его стилях.
Но возникает такой вопрос: а будет ли рок роком, если исчезнут все его внешние атрибуты, кроме сугубо музыкальных особенностей? Будет ли он столь же популярным и востребованным? Будут ли слушать его подростки, или предпочтут более экстремальный и бунтарский вид музыки? Ведь на 80-е-90-е годы прошлого столетия пришлось много "музыкальных подростковых войн": любера против панков и металлистов, металлисты - против рэпперов и т.д. Может, если тексты песен и внешний вид неформалов отойдут на второй план, то агрессии в музыкальной среде станет меньше? Но, с другой стороны, повод для спора или драки подростки найдут всегда. Это естественно. И дело здесь скорее не в музыке, а в возрастных особенностях и в каждом человеке в отдельности. К тому же, даже "идеологически верные" неформалы, носящие рок-атрибутику, редко нападают первыми, а скорее отвечают агрессией на оскорбления их любимой музыки. И судить о человеке по одежке – это недальновидно. Все равно в итоге придется провожать, как гласит пословица, по уму.
Начиная писать эту статью, я хотела только развенчать существующие стереотипы о рок-музыке. Не могу сказать, что мне это удалось. Все оказалось гораздо сложнее… И теперь мне кажется, что дело совсем не в нападках критиков. И не в самом роке. Дело в том, что нашему обществу не хватает элементарной терпимости. Не только к определенным видам искусства, но и к политическим убеждениям, вероисповеданию других людей и многому-многому другому… Ведь именно когда людям не хватает толерантности, появляются войны, терроризм и сопутствующая им смерть. Искусство лишь отзеркаливает, отражает их. И потому нельзя отрицать присутствие агрессии в некоторых стилях рока, особенно "металла", но необходимо учесть, что лишь небольшая часть металлических групп делает из нее культ, пропагандирует ее. Для многих агрессия равна "праведной злости", т.е. – это эмоциональная реакция на ложь, продажность суда и политики, на лицемерие, диктатуру и навязывание чуждых мнений, на загрязнение окружающей среды, террор и многие другие язвы общества (такие группы, как "Kreator" "Metallica" и "Antrax" часто затрагивают эти темы в своем творчестве). Хотя, естественно, есть и исключения. Например, порядочное число блэк-металлических групп имеют более радикальный подход к текстам: не просто поют об оккультизме, но и придерживаются его как религии. Но это не значит, что все они совершают ритуальные жертвоприношения и жгут церкви. Таких – единицы, да и зависит это не от музыки, а от вероисповедания конкретного человека.
Так уж получается, что чем жестче лирика, тем она ближе к действительности. И чтобы выжить в нашем сложном мире, необходимо давать обидчикам отпор: "Держись! Держись! Ответь на их агрессию. Возьми оружие и защити себя" (группа "Tankard"). Конечно, этот призыв – образное выражение, и его, как и многие подобные, нельзя воспринимать в прямом смысле. Вряд ли найдется такая музыкальная группа, которая на полном серьезе желает своим слушателям смерти и преступных деяний. Это не только неэтично, но и невыгодно в коммерческом плане: кто же тогда будет покупать их записи, ходить на концерты?..."Murder Fantasies" ("Фантазии убийцы") – песня о чувстве, когда ты очень сильно разозлен. Так сильно, что у тебя появляется желание убить этого человека, хотя ты и понимаешь, что все равно не сделаешь это. Если же человек воплощает такие фантазии в жизнь, значит, у него проблемы" (группа "Kreator").То же самое можно сказать и о любовании смертью - это хорошо лишь до тех пор, пока она не врывается в нашу жизнь: "Черный металл – это игра, в которую я играю" (группа "Sodom").
К тому же, тексты песен, как и любая поэзия, не могут существовать без авторского субъективизма: творцам чужды "звуки без чувств, энергии или агрессии, исходящие из голодных до денег мозгов, а не из сердца". "Тот, кто никогда не творил, крушит сегодняшнюю музыку" (группа "Kreator"). Сколько разных групп – столько тем, идей, мнений. Ведь именно свобода творчества и разнообразие делает искусство таким, в котором каждый может отыскать что-то близкое себе. И если человек вместо того, чтобы сделать что-то плохое, просто сядет и послушает музыку – любую! – то, возможно, в мире станет меньше на одну войну. Конечно, все это романтика… Если отбросить эмоции, то получится, что надо просто стараться быть объективными и внимательными: видеть за формой содержание. Журналистам – использовать более современную информацию о рок-музыке и судить о неформалах не только по одежке, текстам песен и длине волос. Необходимо больше говорить о разнообразии самой музыки, ведь в одном только "металле" – несколько десятков стилей, и среди них - не только "брутальные" и "зубодробительные", но и мелодичные (например, в павер-металле очень много лиричных баллад). Самим же неформалам, наверное, надо более спокойно реагировать на критику, пусть даже субъективную и оскорбительную. Иначе слушатели рок-музыки лишь подтвердят 4 группы стереотипов, указанных в самом начале статьи. И тот, кому надоело слушать присказку "Ох, уж этот хэви-метал!" (на месте "металла" может оказаться и другой стиль рока), начнет изменять общественное отношение к рок-музыке с себя. Просто станет чуточку лучше, интереснее, талантливее. Или просто перестанет обращать внимание на нападки пойдет своей дорогой. Ведь дело-то и не в музыке, а в личности каждого человека. А там и СМИ подтянутся, куда же без них?!
8.09.2007.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.