Рифмовать слова я начал ещё детстве.
Мои вирши рождались сами собой, так что мне оставалось только их записывать, что я и делал, не подозревая, что свеженаписанное – это ещё не стихотворение, а его основа, заготовка, сырой материал, и, чтобы строчки стали поэтическим произведением, над ними надо основательно поработать.
И я долго оставался бы этаким поэтом-графоманом Цветиком (я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик), если бы не моя придирчивость к себе и не интерес к профессиональной технике стихосложения.
Странно, но все эти знания о «ямбах», «хореях», «силлабическом стихосложении» и т.п. привели к обратному результату – я моментально разучился сочинять.
Это было, как в анекдоте о сороконожке: когда её спросили, с какой по счёту ноги она начинает свою ходьбу, как она тут же запуталась в в своих ногах и упала.
Поэтому из законов стихосложения я взял только то, что было нужно для усовершенствования моей способности к рифмованию.
А для этого я уяснил себе несколько понятий.
Приведу лирическое пояснение.
Когда мы приходим в лес по грибы, то поначалу воспринимаем лесную растительность, как однородную зелёную массу, и приходится перестроить зрение, чтобы различить в траве именно то, зачем мы пришли, т.е. способность выделить из разноцветного сора в траве именно шляпки грибов.
Не перестроишь, уйдёшь из леса с пустой корзинкой.
И со стихами (как и в любом творчестве) то же самое.
Я рассматривал свои стихи под разными углами зрения, пока не понял, в чём дело.
А дело вот в чём.
Не надо опъяняться своими стихами. Складно – это ещё не поэтично.
Каждому начинающему поэту сочинённое им стихотворение кажется шедевром, т.е. настолько совершенным, что он боится к нему прикоснуться, чтобы не испортить.
Не надо бояться рождённого стихотворения.
Оно, как цветок. Чахлый росток вылез из почвы, но это ещё не конечный материал. На этом этапе он никому не интересен. Будущее совершенство надо ещё выходить, вырастить, приложить немало сил, чтобы довести росток до зрелости. А вот когда цветок распустится во всём своём великолепии, можно отойти в сторону и полюбоваться творением своих рук.
Так и со стихотворением. Не надо бояться совершать с ним действия. Надо кроить его, ломать, менять слова, рифмы, тасовать строчки, искать и находить, переделывать, кромсать, словом, творить….
И тогда оно ответит благодарностью, засияет самородком и заживёт своей жизнью, отпочковавшись от создателя.
Что нужно для хорошего стихотворения.
1. Смысл. Надо чётко уяснить себе, что именно мы хотим выразить в своём стихотворении. Хорошо, добротно сделанное стихотворение - просто набор слов, если в них нет общего смысла.
2. Содержание. Оно вытекает из смысла, но, как всё живое, должно иметь начало и конец. Начало стихотворения – это затравка интереса, а конец стихотворения – это его венец.
3. Рифма. В почёте всегда рифма классическая, с одинаковыми окончаниями, но не такая как, например, «жить» - «пережить», «уехал» - «приехал», «дал» - « отдал» и т.д. и т.п., потому что рифмы слов, происходящих из одного корня, считаются слабыми и примитивными. Превосходными будут рифмы, когда слова рифмуются по четвёртую букву от конца, но по третью тоже неплохо. Обычно так рифмуются однокоренные слова, но мастерство поэта в том и заключается, чтобы из «тонны словесной руды» найти одно-единственное слово и применить его.
4. Размер. Многие поэты «грешат» этим недостатком. Чтобы почувствовать, что размер стиха (одной строчки) сбился, надо прочитать стихотворение несколько раз, и не только глазами, а проговорить его вслух, как бы абстрагируясь от него. Надо представить его чужим, ведь в чужом стихотворении мы сразу видим все недостатки.
5. Ритм. Близкий родственник размера. Сбился размер - поменялся ритм. Я называю сбой словом «споткнулся» или просто «спотыкач».
6. Стиль. Это самое трудное. Можно понять неправильную рифму и сбой размера, но если человек НЕ ПОНИМАЕТ, что он пишет – это конец. Это то, что называют графоманией, типа, словесного поноса: пишу, как могу и не могу удержаться. Главное для графомана – это рифмование слов любым способом и восхищение самим собой, как выдающимся талантом.
Бог в помощь.
Стихотворение рифмоплёта.
Я давно не сочинял,
не творил стихотворенья,
я в себе переживал
ваши откровенья…
Я прикладывал к себе
эти ваши злые строчки,
словно снова по судьбе
спотыкался я о кочки…
Но обиды улеглись,
как в кострище головёшка,
и ответы родились,
неприятные немножко.
Я себя вливал в стихи,
был с собой я в примиреньи,
но сочли вы за грехи
все мои стихотворенья.
Вы мне ставили в укор,
что я в рифмах беззаботен,
и стихи мои, как сор,
у поэтов не в почёте.
Мимоходом вы меня
потрясали, словно грушу,
а ведь чувствами звеня,
раскрывал в стихах я душу.
Помню, был в ладу с собой,
был я счастлив, смел и весел,
и стихи живой водой
превращались в тексты песен….
И кружилась голова
посредине зимней ночки,
и волшебные слова
я нанизывал на строчки.
И из смысла этих слов
сотворял я ожерелье,
чтобы после дивных снов
было сладкое похмелье…
И гудел огонь в крови,
как свидетель соучастья
моей гибели в любви
и немыслимого счастья!
И мечтал я, чтоб опять
пережить восторги ночек,
чтобы нежно целовать
окольцованный пупочек.
С обожанием смотреть
на пушистые ресницы
и неистово хотеть
исписать любви страницы….
Пусть другой поэт нальёт
сердцу вашему бальзама.
Говорите, рифмоплёт?
Рифмы я плету упрямо?
Все слова сойдут на «нет»,
словно свежая пороша,
я, конечно, не поэт,
как ваш Котя или Гоша….
Можно их стихи читать,
можно ими восхищаться,
но не стану возражать -
я собой хочу остаться!
Чувства буду запускать
в небо искренним полётом
и себя поэтом звать,
а не жалким рифмоплётом….
Я без вас разворошу
свои чувства в виде строчек,
не читайте их, прошу,
я для вас теперь
лишь прочерк….
Без комментов потерплю,
в осуждение творимых,
потому что я люблю
лишь своих
любимых!
И, наверное, пойму
суть суждений непохожих….
От друзей я всё приму,
но не от прохожих.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.