Поэт Николай Васильевич Панченко.

Любовь Барсукова: литературный дневник

Николай Васильевич Панченко… Поэт, переводчик, журналист, редактор. Участник Великой Отечественной войны. Член Союза писателей СССР (1961). После войны работал журналистом, возглавлял в Калуге областную комсомольскую газету «Молодой ленинец». Позже – редактор Калужского книжного издательства. Инициатор альманаха «Тарусские страницы» и член его редколлегии.


Родился в 1924, ушел из жизни в 2005 году. Похоронен в Переделкино рядом с поэтессой Ниной Бялосинской. При жизни было издано несколько книг его стихов. Это был автор великолепных, чеканных стихов, впечатывающихся в сердце, и необыкновенно образной, поэтической, красивой в самом лучшем смысле этого слова, прозы. Да он и сам был красивым, запоминающимся. Высоким, золотоволосым, золотобородым. В самом облике его было что-то герцогское. Родись он в прошлые века, золото и бархат смотрелись бы на нем органично. Но ему выпал на долю двадцатый век.

Я жил без страха, как ребенок…
…Я знал, что женщины – как мама – добры и ласковы.
И ласков был сам, и в мир входил для мира.
…Но черный день сыграли трубы – двадцатый век, железный ирод, в моей крови полощет зубы.


Николай Панченко из породы великанов и точно подходил под китайское определение героя:
«Он сидит, как гора. Он двигается, как муравей, он останавливается, как вбитый гвоздь». Его стихи очень крепко вбиты в историю России со Второй мировой до «глубокого разочарования Перестройкой». Эту историю Николай Панченко прошагал с готовностью погибнуть и ничего не искать для себя лично. Не заслуга быть белым, не достоинство – русым. Очень трудно быть смелым. Очень просто быть трусом. … Люди смелого роста – улыбаемся грустно: нам, конечно, непросто, нелегко... Но не гнусно! Одно из самых известных – и сильных! – стихотворений Николая Панченко: «Баллада о расстрелянном сердце»


Я сотни верст войной протопал.
С винтовкой пил. С винтовкой спал.
Спущу курок – и пуля в штопор,
и кто-то замертво упал. …
Убей его! – И убиваю, хожу, подковками звеня.
Я знаю: сердцем убываю.
Нет вовсе сердца у меня. …
А сердца нет, приказ – во мне:
не надо сердца на войне.
Ах, где найду его потом я,
исполнив воинский обет? …
Я долго-долго буду чуждым ходить и сердце собирать.
– Подайте сердца инвалиду! –
Подайте сердца! – стукну в сенцы. –
Подайте сердца! – крикну в дверь,
Поймите! Человек без сердца –
куда страшней, чем с сердцем зверь. …
И где-нибудь в чужой квартире мне скажут:
– Милый, нет чудес: в скупом послевоенном мире
всем сердца выдано в обрез.


Поэт и переводчик Александр Ревич называл это стихотворение гимном послевоенного потерянного поколения, правдой об очень суровом, невероятно скупым на проявление ласки и нежности времени. Это была оборотная сторона Великой Победы.
Отгремели праздничные залпы, и страну надо было поднимать из руин. Сразу же, без передышки, без времени на зализывания ран. Было не до ласки, не до «неженья». Сердца действительно «было выдано в обрез», да и много ли осталось от того окровавленного войной сердца?.. Сразу после смерти поэта кто-то из его друзей написал взволнованные искренние строки:


«Когда умирают поэты, нам остаются слезы, стихи и память из самого нутра, до озноба…Известный спор: поэтами рождаются или становятся – жизнь разрешает однажды: поэтами умирают».


Я, наверно, уйду, не достроив своих кораблей.
Проплыву над толпою в сколоченной наскоро лодке.
Мне всегда не хватало ни черных, ни белых морей –
Мне мешали дышать эти мерные пальцы на глотке.
Оттого, как с гвоздя, я, срываясь, лечу в пустоту.
И покуда лечу это полное смысла мгновенье –
будто дело в руках, будто первое слово во рту,
будто девственных губ ощущаю щекой дуновенье.


В интернете крайне мало удалось найти информации о Николае Панченко. Мало мне удалось найти ее и в библиотеке. Этот замечательный поэт, удостоенный премии «за честь и достоинство в литературе», еще ждет своего достойного и честного историка и мемуариста. А мне остается только благодарно склонить голову перед его памятью и верить в то, что «он не проплывет над толпой в сколоченной наскоро лодке», а останется в сердцах своих читателях. И вектор нашей культуры будет направлен на высокую духовность, и, что еще более важно – на глубокую душевность.
Материал взят из интернета.



Другие статьи в литературном дневнике: