АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ (12 мая 1933- 2010 ) В четырнадцатилетнем возрасте Андрей Вознесенский послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. "Ваше вступление в литературу- стремительное, бурное, я рад, что до него дожил" - так писал Пастернак из больницы.
Первые публикации молодого поэта в печати появляются в 1958 году. В 1960 году, почти одновременно, вышли два сборника его стихов и поэм: «Парабола» в Москве и «Мозаика» во Владимире. Они сразу привлекли внимание не только истинных любителей поэзии, но и официальных критиков, ругавших поэта. Его вступление в литературу было «внезапным, стремительным, бурным» и, с позиции того времени, неслыханно дерзким.
В 60-е годы появляются новые сборники, «Антимиры» (1964) и «Ахиллесово сердце» (1966), в которых ноты жизнелюбия и чело вечности стали еще глубже и пронзительнее. А в поэме «Оза» (1967), говоря о миссии поэта спасти мир от «роботизации», «псевдо прогресса», Вознесенский обращается к историческим судьбам Родины, к извечной, постоянной красоте природы и человеческой души:
Лишь одно на земле постоянно,
Словно свет звезды, что ушла, —
Продолжающееся сиянье,
Называли его душа.
«Ни славы, и ни короны, ни тяжкой короны земной - пошли мне, Господь, второго, чтоб вытянул петь со мной…» Вышедший в 1964 году стихотворный сборник Вознесенского «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке, для которого Владимир Высоцкий написал и спел «Песню акына».
В 70-80-е годы гуманное чувство в стихах Вознесенского становится более острым, зрелым и действенным. Поэт обнаруживает способность и внутреннюю потребность всем сердцем переживать чужие горести и беды, немедленно откликнуться, прийти на по мощь людям. Он остро реагирует на сложность и боли современного мира, хотя еще не всегда вносит ясность и определенность в поток своих ощущений. Но естественность чувства и простота формы побеждают и у него, все реже уступая место рассудочности и усложненным построениям.
Поэт выражает свое «я» в разных ипостасях. Он, например, необыкновенно чуток к женскому страданию, к женской боли, к унижению чувства человеческого достоинства именно в женщине. Бьют женщину. Веками бьют, Бьют юность, бьет торжественно Набата свадебного гуд, Бьют женщину…
Во многих стихотворениях Андрея Вознесенского звучит тема России, Родины, получая порой необычное звуковое воплощение. В 1993 году в газете «Известия» печаталась поэма «Россия воскресе», состоящая из множества сонетов. В этих стихах прозвучала вера поэта в будущее спасение России:
Россию хоронят. Некрологи в прессе.
Но я повторяю — Россия воскресе.
Помолимся вместе за тех, кто в отъезде,
За ближних и дальних помолимся вместе,
За тех, кто страдает и кто в мерседесе,
За бомжа, что спит не на вилле Боргезе,
Пусть с помощью Божьей Россия воскресе!
Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года, на 78-м году жизни, у себя дома в дачном посёлке Переделкино Поэта похоронили 4 июня 2010 года на Новоде. вичьем кладбище в Москве рядом с родителями.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.