Где заключаются браки?
Где заключаются браки?http://dreamworlds.ru/gazeta/page,6,70488-nomer-28.html
По поводу того, стоит ли людям вступать в брак, существуют разные точки зрения. Почти четыре тысячи лет тому назад законы Хаммурапи предупреждали, что жена может начать «вздорничать, разорять свой дом и унижать своего мужа».
Двумя тысячелетиями позднее Ахилл Татий писал о свадьбе: «о размерах этого несчастья можно судить даже по приготовлениям к браку. Флейты вопят, ворота лязгают, пылают факелы. Наблюдая всю эту суматоху, любой скажет: "Как видно, вступление в брак – это большое несчастье, похоже, что человека отправляют на войну...».
Прошли еще тринадцать веков, и неизвестный, но мудрый средневековый автор пишет:
Брачующийся мужчина подобен рыбе, что привольно гуляла себе в море и плавала куда ей вздумается и вот эдак, плавая и резвясь, наткнулась вдруг на сеть, мелкоячеистую и прочную, где бьются пойманные рыбы, кои, учуяв вкусную приманку, заплыли внутрь да и попались. И вы, верно, думаете, что при виде этих бедняг наша вольная рыба улепетывает поскорее прочь? Как бы не так – изо всех сил тщится она найти вход в коварную ловушку и в конце концов все-таки пробирается туда, где, по ее разумению, забав и услад хоть отбавляй… А уж коли попала, то обратно выхода не ищи, и там, где полагала найти она приятности и утехи, обретает одну лишь скорбь и печаль.
Таково же приходится и женихам — завидно им глядеть на тех, кто уже барахтается в брачных сетях, будто бы вольно резвясь внутри, словно рыба в море. И не угомонится наш холостяк до той поры, пока не перейдет в женатый чин. Да вот беда: попасть-то легко, а вернуться вспять трудненько, жена – она ведь прижмет так, что и не вывернешься.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого века Оскар Уайльд устами своего героя заявляет:
«Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И те, и другие разочаровываются».
Чеховский герой, мечтающий избежать брака и умоляющий врача дать ему свидетельство, что он сумасшедший, нарывается на следующую отповедь: «Кто не хочет жениться, тот не сумасшедший, а напротив, умнейший человек… А вот когда захочешь жениться, – ну, тогда приходи за свидетельством… Тогда ясно будет, что ты сошел с ума…».
Но есть и противоположная точка зрения, высказанная незабвенным Подколесиным:
«…Как глупы все, которые не женятся».
Тот же Уайльд устами другой своей героини утверждает: «Это просто позор, сколько холостяков встречаешь нынче в обществе. Надо бы провести такой закон, чтобы заставить их всех жениться в течение года».
Вольтер писал :
«Брак самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивают его узы, созданные природой, связанные любовью, и облагороженные честью… Такой брак, такой дорогой союз, если он встречается, – само небо на земле». Правда, сам философ о «небе на земле» мог судить лишь понаслышке, поскольку всю жизнь оставался холостяком. Но вот ведь и знаменитый поэт шестнадцатого века Ганс Сакс утверждал:
Не будет мил и белый свет,
Коль никакого мужа нет.
Клинописные свидетельства о браке
Для кого-то браки совершаются на небесах, для кого-то – на грешной земле. Для жителей древнего Междуречья браки совершались преимущественно в недрах бюрократической машины.
На берегах Тигра и Евфрата вообще любили учет и контроль. Все события: и прошлые, и грядущие – здесь считали запечатленными на специальных табличках, которые вел предназначенный для этого бог-писец Набу. Даже после смерти житель Междуречья попадал в лапы загробной бюрократии. Подземная богиня Белет-цери заводила на покойного «дело», записывая на глиняной табличке его имя и вынесенный ему приговор.
Естественно, что в земной жизни действовал тот же самый закон, четыре тысячелетия спустя блестяще сформулированный Коровьевым: нет документа, нет и человека. Или, во всяком случае, так: нет документа, нет и брака. И напротив, если есть брачный документ, то брак считается состоявшимся, даже если супруги никогда не видели друг друга.
От сабинянок до Мессалины
Римляне предвосхитили знаменитую фразу Подколесина: «Если бы я был где-нибудь государь, я бы дал повеление жениться всем, решительно всем, чтобы у меня в государстве не было ни одного холостого человека».
Но то, что для Гоголя и для нас – комедия, для многих римлян было драмой. В Древнем Риме действительно существовали законы, предписывающие гражданам обязательное вступление в брак. Один из таких законов был принят в конце второго века до нашей эры цензором Квинтом Метеллом. В ответ народный трибун Гай Атиний Лабеон приказал сбросить цензора со скалы (правда, у него имелись к Метеллу и другие претензии). Однако граждане отстояли брачнолюбивого цензора и принялись исполнять закон.
Но, видимо, исполняли они его недостаточно ретиво, потому что в конце первого века до нашей эры императору Августу пришлось этот закон реанимировать и дополнить. По строгому указанию императора все римские мужчины (кроме солдат) должны были состоять в браке с 25 до 60 лет, а женщины – с 20 до 50 лет.
Вдовцам и вдовам по требованию Августа вменялось в обязанность вступать в новый брак не позднее, чем в течение двух лет после смерти супруга, т.е. буквально башмаков, точнее, сандалий «не износив». Для разведенных этот срок снижался до восемнадцати месяцев.
Регулировал император Август и количество детей в семьях. Гражданам предписывалось иметь не менее трех детей, а вольноотпущенникам – не менее четырех.
Римляне, для которых законы по регулированию семьи были не в новинку, инициативы Августа встретили, тем не менее, в штыки (хотя штыков тогда еще не изобрели). Чего они больше жаждали: свободы от семейных уз или свободы от навязчивого вмешательства императора – теперь неизвестно. Но в итоге при Константине эти законы стали понемногу упразднять, а Юстиниан окончательно отменил их.
Не «Камасутрой» единой...
В «Камасутре» подробно, шаг за шагом описывается, что должен делать молодой муж, чтобы «пробудить доверие» жены. «Ибо женщины подобны цветкам и требуют очень нежного обхождения». И супруги движутся по пути постижения любовной науки…
Наука эта – не из простых. Индийские наставники зовут любовное соединение «шестидесятичетырехчастным».
Почему китайцев так много
Первым в Китае гаремом владел сын Желтого Императора – мифического основателя Китая, жившего в третьем тысячелетии до нашей эры. У него была одна главная жена и три наложницы. Вчетвером они символизировали четыре стороны света, а вместе с императором составляли число пять, которое считалось священным.
Но неправ будет тот, кто подумает, будто жизнь китайского императора была полна любовных утех и поэтических наслаждений. Китайцы не были бы китайцами, если бы и здесь не ввели строжайший церемониал.
Сын Неба не успевал завершить свои супружеские обязанности в отведенное для этого время, никакие силы Неба и Земли не могли отвратить роковой возглас камердинера: «Время истекло!».
При гареме служило огромное количество евнухов. Один из них – главный камердинер императора – вел учет ночей, которые его владыка проводил с императрицей, чтобы в случае зачатия, астрологи могли узнать его точную дату и время.
любовь любовью, а жизнь Сына Неба надлежало беречь, и охрана свой хлеб, точнее рис, ела не зря. Поэтому женщину, будь она даже любимая и любящая жена, раздевали донага, чтобы она не могла пронести под халатом кинжал. Потом ее заворачивали в безопасную с точки зрения охранников накидку из птичьих перьев и на закорках относили в спальню к августейшему супругу. С этого момента начинался отсчет времени. До нежностей ли тут было! Можно себе представить, как нервничал Сын Неба, поглядывая на песочные часы…
Одновременно с третьим возгласом камердинер входил в спальню к бедному Сыну Неба и бесстрастно извлекал наложницу из постели. Императору надлежало сообщить евнуху, желает ли он иметь ребенка от этой встречи. Если «да», то время свидания заносилось в протокол. Если «нет», то принимались соответствующие меры.
Чин свадебный
На Руси семейное и брачное право впервые зафиксировано в 1051–1053 году. Был издан специальный документ: «Указ князя Ярослава о церковных судах». К тому времени Русь была давно и успешно крещена, и разрешение семейных споров князь передал под юрисдикцию церкви. Церковное венчание еще не привилось: по свидетельству современника, венчались только князья и бояре, а простой люд заключал помолвки и играл свадьбы по старинке.
Но в основном, конечно, девушки замуж хотели и выходили. После свадьбы они поступали под почти полную власть мужа. Так, Указ Ярослава предусматривает ответственность мужчины за побои, нанесенные чужой жене, но если жена своя, то бить можно. Если жена уходила к другому, она, как существо бесправное и неимущее, материальной ответственности перед законом не несла: штраф должен был уплатить соблазнитель. Преступную жену обратно мужу не возвращали, но ее передавали «в церковный дом», дабы она впредь не грешила.
Использовался материал из книги "История свадеб"
автор Олег Ивик
Свадебные традиции разных народов
Австрия
Невеста украшает свою фату миртом, который является цветком жизни.
Бельгия
Невеста вышивает свое имя на носовом платке, который берет с собой на церемонию. Затем вставляет его в рамку и хранит до следующего семейного бракосочетания.
Бразилия
У некоторых племен бразильских индейцев за девушкой до сих пор сохранилось право первой делать предложение. Она приносит своему избраннику горшок с кашей. Если парень съест кашу - значит, быть свадьбе, не доест - значит, просит дать ему время на размышление. Отказался от угощения - свадьба не состоится.
Великобритания
В Англии звание невесты нужно доказать силой. В церкви стоит сундук с тяжелой крышкой, которую невеста должна поднять одной рукой. Если не смогла, ее считают слабой для домашнего хозяйства, и жених вправе от нее отказаться.
Английские невесты на счастье пришивают к краю платья какой-либо амулет, например, маленькую серебряную подкову.
Венгрия
Жених дарит невесте сумку с монетами, а невеста жениху - три или семь (оба числа считаются счастливыми) носовых платков.
У венгров существует так называемый танец денег: невеста ставит свои туфельки на середину комнаты, и те, кто хотел бы потанцевать с ней, должны положить в туфельки несколько монеток.
Вьетнам
Во Вьетнаме проводят два свадебных торжества, одно устраивают родители жениха, другое - невесты.
Гвинея
В Гвинее принято, чтобы девушка сама предлагала парню пожениться. Для этого достаточно вручить своей будущей свекрови кусок веревки. Чтобы «зарегистрировать» брак, молодым достаточно поесть из одной миски на глазах родственников.
Германия
Вечером накануне свадьбы друзья невесты приходят к двери ее дома и разбивают о порог блюда и тарелки в знак удачи. На следующий день, во время самой церемонии, невеста кладет в карман хлеб и соль, что символизирует изобилие. Жених же приносит зерно, что означает богатство и удачу.
В немецком городе Бремене до настоящего времени существует старинный обычай: молодой человек, желающий вступить в брак, должен взять половую щетку и отправиться подметать ступени старинной ратуши. Преимущество такого метода "сватовства", по мнению бременцев, состоит в том, что потенциальные невесты могут не только оценить внешность будущего супруга, но и судить о его характере - по тому, с каким старанием он орудует щеткой.
Греция
В Греции на одежде друзей и подружек молодых должен быть изображен глаз, который защитит молодую пару от неудач. Невеста в день свадьбы кладет в перчатку кусочек сахара, чтобы любовь всегда была сладкой.
Грузия
В Грузии существует торжественная церемония вхождения невесты в дом жениха. При этом в одной местности невесте мажут губы медом, чтобы она была добрая и сладкоголосая, чтобы ее речь была медоточивая и к мужу уважительная. В другой местности принято невесте разбивать о косяки дверей дома сырые яйца.
Находчивые влюбленные еще в старину придумали заключение брака путем… похищения невесты. Чаще всего похищение было формальным, с согласия невесты и ее родителей (кстати, у многих народов планеты тоже есть такой обычай). В таком случае свадьбу можно не играть, а ограничиться застольем для нескольких десятков близких родственников и друзей. После похищения невесты и застолья брак считается заключенным, а свадьбу, кстати, можно сыграть и через несколько лет, когда появятся деньги (а можно и вовсе не играть).
Индия
Индийские девушки касты кадава канби могут выходить замуж только в один - единственный день, который наступает один раз в 12 лет. И что же делать девушке в 22 года, если для нее не нашлось жениха в 10 лет? Однако девушки нашли способ обходить жестокий закон. В положенный день они вступают в формальный брак с букетом цветов. Как только цветы завянут, молодая жена становится вдовой, а на вдов закон не распространяется - они могут выходить замуж в любой день и год.
Ирландия
Представительница прекрасного пола в Ирландии 29 февраля (то есть раз в четыре года) предоставляется уникальная возможность решить свою судьбу: любая женщина может сделать предложение тому, кого хотела бы видеть своим мужем. Эта традиция существует с XI века, когда был издан соответствующий закон. В нем также предусмотрено, что если мужчина отказывал даме, то должен был уплатить штраф. Закон не отменен и сегодня.
Испания
В испанском городе Маяльда с незапамятных времен бытует оригинальный обычай: в день свадьбы новобрачных... подвешивают вверх ногами. Они будут находиться в таком положении до тех пор, пока не изловчатся обменяться долгим поцелуем.
Италия
В Неаполе, прежде, чем поженить своих детей, родители часто идут за советом к астрологу, который назначает точный день и час свадьбы. Иногда по воле звезд свадьбу справляют поздней ночью.
Корея
На свадебной церемонии всегда присутствуют утки, потому что утки верны друг другу всю жизнь. В старые времена вместо уток брали гусей.
Мексика
На время всей церемонии вокруг плеч молодоженов обматывается лассо, чтобы показать их союз и единение.
Нигерия
У племени Ибо в юго - восточной Нигерии претендентов на руку и сердце девушки ждет суровое испытание. Юноша на пути к своей избраннице должен пройти сквозь строй вооруженных палками родственников невесты, каждый из которых норовит побольнее ударить будущего зятя. Только так, по мнению членов племени, можно проверить готовность молодого человека стойко переносить трудности семейной жизни и грядущие удары судьбы.
Самоа
Невеста надевает платье, сделанное из коры тутового дерева, и корону из живых цветов и жемчуга.
Словакия
Жених дарит невесте четки, молитвенник, пояс верности с тремя ключами (как символ сохранения ее целомудрия), меховую шапку и серебряное свадебное кольцо. Невеста дарит жениху разноцветную шелковую рубашку, вышитую золотыми нитками, и кольцо.
США
В Америке каждая невеста следит, что бы в день свадьбы на ней было что-нибудь новое, что-нибудь старое, что-нибудь одолженное и что-нибудь голубого цвета.
Чернокожие американцы, выходя из церкви, на счастье прыгают через метлу, как делали это их предки, когда были запрещены браки между афроамериканцами во времена рабства. Невеста надевает бусы из ракушек как символ чистоты и непорочности.
Финляндия
Невеста надевает золотую корону. После церемонии незамужние женщины завязывают невесте глаза и танцуют вокруг нее. На кого невеста наденет корону, та следующая и выйдет замуж. Потом невеста и жених держат решето, накрытое шелковым платком, а гости бросают туда деньги. В это время шафер называет имена бросающих и сколько денег они положили.
Хорватия
Замужние родственницы невесты после церемонии снимают с невесты фату и надевают на нее косынку и фартук в знак ее теперешнего замужнего положения. Потом все собравшиеся три раза обходят вокруг колодца (символизирует Святую Троицу) и кидают в него яблоки (символизирует богатство).
Черногория
Молодых в первый вечер после свадьбы запирают в темном погребе, где они должны обнаружить шапку и сапоги. Кому достается шапка, тот будет верховодить в семье, а кто не успеет найти сапоги – будет ходить под каблуком.
Чехия
Друзья прячутся в саду невесты и сажают там дерево, потом украшают его ленточками и раскрашенными яйцами. Легенда гласит, что она проживет столь же долго, сколько будет расти дерево.
Швеция
Невеста кладет серебряную монету, которую ей дает ее отец, в левую туфлю, золотую, которую дает мать, в правую. Туфли должны быть без застежек, что символизирует легкое
рождение ребенка в будущем. Шведские жены носят три кольца - подаренное на помолвку, обручальное и еще одно кольцо, символизирующее материнство.
Швейцария
После того как молодые дают клятву в вечной любви, невеста сжигает свой венок из цветов. Если он сгорит быстро, то, значит, молодые проживут долго и счастливо.
На Никобарских островах в Бенгальском заливе, если юноша задумал жениться, он до брака становится "рабом" в доме своей избранницы. Это добровольное ''рабство" может продолжаться от шести месяцев до года. За это время девушка должна решить, выйдет она за него замуж или нет. Если она согласна, деревенский совет объявляет их мужем и женой. В противном случае несостоявшийся жених возвращается домой.
На одном из Гебридских островов существует такой обычай: перед вступлением в брак жених должен простоять целую ночь на "стене влюбленных", расположенной на высоком скалистом берегу Атлантического океана. Одно неверное движение - и будущий муж может разбиться о камни. Не удивительно поэтому, что на острове так редки разводы.
В племени мугинцев существует обычай - при женитьбе записывать все пахотные и покосные земли жениха за невестой. В случае развода мужчина лишался земель и дома. Жена при разладах в семье смело говорила:" Если не жить совместно, бери свою палку и убирайся на все четыре стороны".
В племени бушменов, существует интересный обычай. Влюбившись, будущий жених изготавливает из кости стрелу длиной 7 см, обмакивает ее в «любовный напиток» (надо полагать, стерилизует) и выстреливает в нижнюю часть спины своей избранницы. Если стрела не ломается, можно засылать сватов (когда невесту выпишут из больницы!), а если сломалась – это знак отвергнутой любви.
Свадебные традиции на Руси
За всю историю развития древней Руси накопилось множество свадебных традиций. Территория государства представляла собой громаднейшее пространство с разными культурами и народностями. Поэтому не удивительно, что каждый народ старался следовать обычаям и традициям, укоренившимся именно на его земле. В славянской истории даже некоторое время существовало многоженство и многомужество. В некоторых местах практиковался пробный брак, когда невеста переселялась к жениху, а свадьбу праздновали после рождения ребенка. Если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе. Невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение.
Молодых на Руси было принято женить в раннем возрасте, начиная с 12 лет. При этом в порядке вещей было то, что жених и невеста до своей свадьбы не знали друг друга достаточно хорошо, а зачастую вообще друг друга ни разу не видели. Решение за молодого человека принималось родителями, и ему только сообщалась "его судьба" незадолго до самой свадьбы. В некоторых районах страны, однако, для потенциального жениха было не все так строго. Приглядевший невесту парень должен был, прежде всего, сказать об этом своему отцу. Если он получал от него одобрение, то в дом девушки направляли двух сватов с хлебом.
Вообще свадьбы длились в среднем 3 дня. Иногда они продолжались и по неделе. Но любой свадьбе, конечно, предшествовали так называемые "сговор" и "сватовство". Бывали случаи, когда инициировали свадьбу именно родители будущей невесты. Они засылали в дом к жениху близкого им человека, и тот выступал в роли свата. Если он получал согласие, то будущие родственники приступали к сватовству в обычном порядке. Иногда родители невесты прибегали к хитрости: если их дочь была не особо красива и хороша, они на время смотрин подменяли ее на служанку. Жених не имел права видеть свою невесту до свадьбы, поэтому когда обман все же раскрывался, то брак мог быть расторгнут. Впрочем случалось это очень редко.
В дом к невесте обычно ходили свататься вместе с родственниками. Родителям невесты преподносились различные подарки в виде вина, пива и разных пирогов. По традиции отец невесты некоторое время не должен был соглашаться отдавать свою дочь. Но следуя результатам сговора, в конце концов он благословлял ее на свадьбу. Уговор между семьями происходил так: перед тем как подписать бумагу о подробностях предстоящего торжества, родители усаживались напротив друг друга и некоторое время молчали. В договоре также указывалось приданое, отдаваемое вместе с невестой. Обычно оно состояло из вещей невесты, разных мелочей для дома и если позволял достаток, то и денег, людей и некоторой недвижимости. В том случае, если невеста происходила из бедной семьи, то жених был обязан передать родителям невесты определенную сумму денег для создания видимости приданого.
Накануне свадьбы в домах жениха и невесты устраивались соответственно мальчишник и девишник. На мальчишник отец или брат жениха созывали многочисленных друзей. В качестве "зватых" они ходили по домам с подарками и приглашали на мальчишник.
На девишнике невеста готовилась к предстоящей свадьбе: подружки заговаривали злых духов. Нередко невеста причитала, прощаясь с родной семьей и девичьей долей, страшась неизвестного будущего в чужой семье. Иногда подруги невесты исполняли хоровые песни.
Во время венчания в церкви жених был обязан держать невесту за руку и не выпускать ее. С собой у них было хлебное вино, которое священник три раза давал испить молодым. После третьего раза жених бросал о пол бокал с вином и топтал его ногами. Далее по одной традиции молодые не спешили к столу, а расходились по домам - каждый обедал у себя. Получив последнее благословение родителей, жених ехал к невесте. Вот тогда и начинались свадебные игры. Чтобы получить невесту, жених платил выкуп, после чего несколько раз хлестал девушку плетью, чтобы отныне слушалась мужа. С этого момента празднество перемещалось в дом жениха.
По другой традиции в первый день пиршества свадебный обед проводился в доме невесты. Молодые практически ничего не должны были есть и пить. На второй день свадьба переезжала в дом жениха. На третий день уже невеста хвасталась своим мастерством готовить и угощала гостей своими пирогами.
Накануне или утром в день торжества сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Существовало верование, что нечистые силы наносят порчу на тот дом, где празднуют свадьбу. Поэтому первую ночь молодожены никогда не спали внутри самого дома. Обычно для этого они использовали сенник.
Вот примерно так происходила старинная русская свадьба. Некоторые традиции сохранились до сих пор и в разных вариациях успешно используются по сей день.
Как полагалось вести себя сватам по обычаям наших предков?
Время с начала октября до середины ноября на Руси было порой свадеб. А начиналось все со сватовства. В городах им занимались женщины, в деревнях эту роль поручали мужчинам из числа родни жениха (крестный отец, дядя, старший брат),
которые должны были быть женатыми.
Поскольку свахе, свату, сватам отводилась ведущая роль в предсвадебных мероприятиях, их поведение было регламентировано строжайшими правилами, которые корнями своими уходили в глубь древних традиций, основанных на множестве примет и суеверий.
Выбирая дату визита по столь ответственному поводу, требовалось непременно иметь в виду предпочтительность нечетных чисел три, пять, семь, девять и неблагоприятность тринадцатого числа. кроме того, негоже было начинать сватовство в понедельник, среду и в пятницу, а в прочие отправляться к родителям девушки после захода солнца, чтобы избежать сглаза.
Но сначала следовало в доме жениха сесть на стул с перевязанными кушаком ножками, опутать вожжами печную трубу, затем помолиться перед иконой божьей матери, обтереть ее чистым полотенцем и прочитать свадебный заговор. на выходе из дома сватовской делегации в спины кидали дырявый лапоть, напутствуя тем самым и желая удачи в деле. к дому будущей невесты отправлялись через задний двор, двигались огородами, по дороге старались не останавливаться и ни с кем не разговаривать.
Входя в избу, сваха должна была в сенях украсть веник и спрятать у себя под подолом, держа таким образом в течение всего последующего ритуала сватовства. это считалось надежной подмогой в достижении успеха. кое-где она прихватывала с собой палку или кочергу, символизируя успешное «выгребание невесты». Сват в одних местах должен был входить стремительно, в других, напротив, открывать дверь в три приема: сначала чуть-чуть, потом - пошире и наконец полностью. кое-где свату полагалось отыскать сначала ступу, в которой девица на выданье толкла лен и обернуть ее вокруг себя трижды. В некоторых местах сваты перед тем как постучать в дверь, незаметно касались ее косяка - на удачу. При входе сватов в горницу нужно было немедленно закрыть дверь на крючок и не открывать до завершения переговоров. это также воспринималось как средство от сглаза. Перед тем как начать разговор, свахе или свату положено было греть руки у печи. Обычай этот был связан с поверьем, что там, в печке, обретаются души умерших родственников, и прикосновение к ней означало одновременно и акт выказывания им уважения, и обращение за советом-помощью.
Свахе при первом визите ни в коем случае нельзя было сидеть, есть и пить, т.к. это могло пагубно сказаться на потомстве будущей семьи:
- коли сядет сваха, дети будут «седуны», т.е. долго не смогут научиться ходить;
- коли будет есть - дети уродятся обжорами,
- коли станет пить, хоть бы и чай - ударятся в пьянство, когда подрастут.
Но был и другой обычай, который дозволял сватам рассаживаться. правда, в этом случае они должны были устроиться напротив входной двери, а ноги поставить на половицу, ведущую к выходу. Это тоже рассматривалось как залог удачи в сватовстве. Незаметное касание сватов ножки стола тоже считалось хорошим знаком.
Свадебные приметы и суеверия на Руси
- Под венец по оврагам и рытвинам не ездят.
- Свадебный поезд выезжает нечетом (то есть число повозок не должно составлять четное число).
- Снег и дождь на свадебный поезд – богато жить.
- Дождь на молодых – счастье.
- Вихорь с пылью навстречу поезду (свадебному) – не к добру, а дождичек – к богатству.
- Красный (то есть ясный, солнечный) день свадьбы – жить красно, да бедно.
- Метель на свадебный поезд – все богатство выдует.
- Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной.
- В старину считалось, что на свадьбу нельзя приглашать монашествующих: «Монах (монахиня) на свадьбе зловещ для молодых», «Чернец и черница (монах и монахиня) всякую свадьбу портят.
Во время венчания также соблюдался ряд ритуалов. Как говорили в старину, «Свадьба без див не бывает», то есть без чудес, без необычных происшествий, поэтому присутствующие на венчании, внимательно следят за тем, как проходит обряд и по этому делают выводы, какова будет жизнь новобрачных.
- Невеста должна была креститься покрытой рукой, чтобы жить богато.
- Под венчальное подножие деньги бросить – молодые будут богаты.
- Обручальное кольцо под венцом уронить – не к доброму житью.
- Под венцом свеча погаснет – к скорой смерти.
- Кто под венцом свечу выше держит, за тем большина.
- Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе.
- Подвенчальную свечу берегут, а зажигают ее для помощи при первых родах.
- С кого из молодых венец спадает, тому вдовствовать.
На Руси браки заключались в определенную пору года. Самыми популярными были осенние и зимние месяцы – время так называемых мясоедов.
Осенний мясоед начинался с Успения (28 августа (15 по старому стилю)) и продолжался до Рождественского (Филиппова) поста (28 (15) ноября). Длился он около тринадцати недель. В крестьянской среде этот срок укорачивался на полтора месяца, и свадьбы справляли с Покрова (14 (1 ) октября), поскольку именно к Покрову завершались все основные полевые работы.
Зимний мясоед начинался с Рождества (7 января (25 декабря)) и продолжался до Масленицы, а поскольку Масленица – праздник изменяющийся по срокам, зависящий оттого, когда празднуется Пасха, то зимний мясоед мог длиться от 5 до 8 недель. Этот период именовался свадебник и начинался на второй или третий день после Крещения Господня (19 (6) января), поскольку, согласно церковному уставу, в Великие праздничные дни венчания в церкви не совершались.
В весенне-летнюю пору свадьбы начинали справлять с Красной горки (первого воскресенья после Пасхи) и до Троицы (49 день после Пасхи). Принято было справлять свадьбы и в Летний мясоед, начинавшийся с Петрова дня (12 июля (29 июня)) и длившийся до начала Успенского поста (14 (1) августа).
Народные свадебные приметы:
- Если свадьба состоялась 13-го числа, значит, брак будет несчастливым, а если 3, 5, 7, 9, то счастливым.
- Более удачными считаются браки, заключенные после полудня.
- Несчастье постигнет молодую пару, которая объявляет о предстоящем браке в конце одного квартала года, а венчается в начале следующего.
- Неблагоприятными днями для вступления в брак считаются среда и пятница, поскольку это - постные дни
- Если во время бракосочетания была солнечная погода, и вдруг пошел дождь - быть молодой семье богатой.
- Если во время венчания гроза разразится или буря, значит, быть несчастью.
- Если свадьбу справляют в снежный день - к состоятельной, благополучной жизни, если в день свадьбы сильный ветер - жизнь у молодых будет ветреной.
- Если свадьбу на Масленицу справляют, значит, в доме всегда достаток будет и веселая жизнь.
- Если в день свадьбы сильный мороз ударит, значит, первенец будет мальчиком крепким и здоровым.
Кстати, относительно месяцев года тоже есть свои приметы:
Если свадьба справляется -
В январе - раннее вдовство
В феврале - жить в согласии с мужем, как говорят, душа в душу.
В марте - жить на чужой стороне
В апреле - пользоваться переменным счастье.
Материал подготовили ninanta, Адара и ЛАСКА.
Свадебный букет
Букет невесты – романтический символ любви. Взволнованный жених вручает возлюбленной букет из лилий, орхидей, роз или других любимых цветов невесты. Каждый цветок в букете имеет свое значение, ведь издревле он являлся еще и оберегом.
Древние свято верили в то, что свадебный букет является сильнейшим талисманом и способен уберечь молодую семью от голода, болезней и злых духов, поэтому для него выбирались самые сильные антидемонические растения, защищающие от зла.
Традиционные кельтские букеты делали из плюща, чертополоха и вереска. Гирлянда
была не из цветов, а из сильно пахнущих трав и специй. Кельты полагали, что
сильные запахи, имеют мистическую силу ограждать от злых духов.
Древние греки дали в руки невесте веточку апельсинового дерева (символ счастья) и венок из плюща (символ вечной любви). При этом учитывали, что свадьба — это некоторый конфликт Артемиды, под чьим покровительством до последнего времени
пребывала невеста, храня непорочность, и Афродиты, богини плотской любви и
страсти, поэтому в украшении зала и нарядов новобрачных, активно использовались
цветы и растения, посвященные как одной, так и другой богине. Для невесты и
жениха сплетались особые венки из мирта, маков, гиацинтов, роз и мяты, особенно популярен, в качестве свадебного растения, был мирт, на обладание которым претендовали и Артемида, и Афродита. По преданию, венком из мирта была увенчана Афродита во время знаменитого спора, благодаря чему Парис и отдал ей своё яблоко. С тех пор мирт стал любимым цветком.
Во время торжественной церемонии новобрачные римлянки держали в руках венок, сплетенный из колосьев пшеницы, розмарина и чеснока. Римляне предавали этим растениям магическое значение: они должны были обеспечить молодой семье многочисленное потомство, достаток и уберечь ее от злых сил.
В Древней Иудее и других странах Ближнего Востока желанной гостьей на свадьбе
была роза. В Европе культ розы распространился в Средние века, совместив христианские представления о чистоте и символику женской красоты, присущую поэзии рыцарей. В западной традиции — безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, божественной, романтической и чувственной любви.
Шипы и шелк, энергия и ласка.
И день разлит по венам, словно сказка…
В Египте невесты украшали себя лилиями. Нежные белые лилии символизируют невинность и чистоту.
В Средние века в Европе в свадебную моду вошел простой и скромный мирт. Согласно древней арабской легенде мирт принес из Рая Адам. Мирт на свадьбе олицетворял собой счастье, уважение и взаимопонимание. А его ароматные глянцевые листья прекрасно оттеняли пышные наряды царственных особ. Королевские семьи наравне с простыми крестьянскими украшали миртом дома новобрачных. С тех пор мирт стал считаться
изысканным царским цветком.
На Руси еще в дохристианскую эпоху невеста держала в руке букет из свежих
полевых цветов и трав, чтобы защитить молодых супругов от злых сил. По прошествии времени этот «веник » превратился в венок из розмарина и мирта, который одевался невестой на голову. Существовал обычай, по которому незамужние подруги невесты должны водить вокруг нее хоровод, а невеста, закрыв глаза, отдает свой венок одной из девушек. Девушка, получившая венок, выйдет замуж следующей. В этом обряде свадебный букет становился символом семейного счастья, передающегося, словно по жребию. В древности считалось, что розмарин не терпит злых рук, поэтому невеста должна быть чиста и душой и телом. В современные свадебные букеты по традиции входит розмарин, его аромат поможет успокоиться взволнованной невесте.
Во времена Екатерины II разработали «Реестр о цветах». Согласно ему цветок красной розы призывал к примирению, красный тюльпан означал «Вас любят», красную же гвоздику боялись получать, она говорила о неприятии – «не хочу вас видеть». Вообще
красный цвет говорил о любви, голубой означал верность, желтый – измену.
Свадебный букет достиг своего расцвета в викторианскую эпоху, когда цветы стали тайными посланниками любви.
Традиция свадебных венков и букетов насквозь пропитана символикой. Например, колос пшеницы – символ материального благополучия в новой семье. Маргаритка символизирует искренность и верность, поэтому со времен средневековья эти цветы неизменно присутствовали в букете невесты. По легенде Любава так торопилась встретить Садко, что случайно порвала свое жемчужное ожерелье, жемчужины упали в траву и превратились в маргаритки.
Французы, знаменитые тягой к изысканной красоте, стали добавлять в свадебный букет орхидеи. С орхидеями, было принято носить серебряные подвески. Ландыш - хранитель верности и чистоты, также пришел к нам из Франции, а хризантема, как символ счастья и долголетия, из Азии. Астры в свадебном букете символизируют радость, каллы — нежность, а флоксы — пылкую страсть. Для свадебных церемоний противопоказаны нарциссы, гладиолусы и камелии. У этих цветов двойной смысл: с одной стороны, они подразумевают веселье и торжество, с другой — скорбь по утрате.
У свадебных традиций, дошедших до нас, своеобразные исторические корни, связанные с получением счастливых талисманов.
Забавна свадебная традиция расставания со свадебным букетом, непременно кинув
его из-за спины в находящихся в нетерпеливом ожидании подружек. Поймавшая свадебный букет подружка получает возможность вступить в брак в следующем году. А расставшаяся с подарком жениха невеста теряет возможность засушить букет, что согласно еще одной из свадебных традиций должно было принести ей счастье и крепкий семейный союз. Но существует компромиссное решение – дублер свадебного букета. Ловкая подружка невесты получит обеспечение своего будущего, невеста – гарантию семейного благополучия.
Как возникли традиции добровольно делиться с гостями на свадьбе пикантными предметами туалета или бросать свадебные букеты? Исторические сведения повествуют, что захмелевшие к окончанию свадебного пира гости в качестве компенсации за преподнесенные дары буквально разрывали свадебный наряд невесты на сувениры.
Нет достоверных сведений о той невесте, которая добровольно сняла и кинула гостям подвязку, не желая остаться в обрывках свадебного платья. История также утаивает имя той, что бросила свадебный букет в своих подруг, но традиция
прижилась.
С уважением к читателям ninanta.
Другие статьи в литературном дневнике: