про курочку рябу из обсуждений в инете.. и статьи

Светлана Искорка: литературный дневник

- Давно интересовал смысл сказки "Курочка Ряба", а он оказывается есть ...
Пятница, 09 Декабря 2011 г. 11:18 (ссылка)
Процитировано 66 раз + в цитатник



Известная детская сказка:
Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: "Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое".
Знакомая сказка?
А теперь проверим себя:
- Дед и Баба хотели разбить яйцо?
- Если хотели, то почему плакали, когда оно разбилось?
- Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
- Что было в яичке, когда оно разбилось?
- Как часто Вы задумывались над ситуацией сказки, когда рассказывали её ребёнку?
- Зачем Вы рассказываете те или иные сказки, если они всегда полны противоречий?
- Чего Вы ожидаете от чтения этой сказки?
Мораль: часто, общаясь с ребёнком, мы не задумываемся о том, что реально делаем. А потом удивляемся, почему он растёт такой, когда мы его воспитывали совершенно по-другому. Особенно аккуратными надо быть именно со сказками. Нет ни одной сказки, которая не несла бы в себе чрезвычайно МОЩНЫЙ психологический смысл (чаще всего в сказке бывает даже не одно "второе дно", а три - четыре). Причём информация, заложенная в сказках, несет в себе послания, имеющие гораздо большее влияние, чем все слова, сказанные ребёнку прямо. Как Вы думаете, почему даже существует такое направление в психологии, как сказкотерапия? Именно потому, что сказка способна оказывать на развитие, установки и мировоззрение ребёнка колоссальное влияние. А Вы знакомы со смыслом и "посланием" тех сказок, которые Вы рассказываете ребёнку?

"Итак, про Рябу.
Сказка - всегда метафорическая модель Космоса (не Космоса в прямом смысле, а в смысле Жизни, Мироздания). Она несёт в себе знания о том, как устроен мир и как себя надо в нем вести - опять же в метафоричной форме.
Перейдём к анализу Рябы.
Дед и Баба - модель семейных отношений, но не с информацией о взаимоотношении полов (тогда была бы молодая семья), а с информацией о Всех Людях, Живущих Вместе. У них есть некоторые ресурсы, опыт, знания. В частности, у них есть курица. Они вполне ожидают от неё предсказуемых действий: она должна нести яйца. Но вдруг курица несёт не простое яйцо, а золотое. Что это означает? Во-первых, жизнь сама решает, когда и какие сюрпризы нам преподносить. И это не зависит ни от статуса, ни от суеверий, ни от человека. В жизни есть место случайностям. Золотое яйцо здесь - как шанс, как возможность, как Событие. Но старики, будучи боязливыми, ПЕРВОЕ, ЧТО ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ С НЕИЗВЕСТНЫМ - УНИЧТОЖИТЬ. Потому что новое - всегда страшное. (Ведь можно было бы отложить яичко и посмотреть, что из него вылупится, например). И тут появляется Мышь. Очень часто в сказах мышь символизирует Случай, Руку Бога, Судьбу. Мышь отбирает у стариков (Всех Людей) то, чем они не умеют пользоваться. Поэтому Дед и Баба начинают плакать.
Но что на это им отвечает Жизнь? Не плачьте - ну, упустили вы сейчас Шанс, (яичко золотое), но я снесу вам простое (то есть хоть Вы сейчас и не готовы к новому, то те ресурсы, которые у вас были, никуда не делись, конец света с потерей шанса не наступил).
Кроме всего прочего, в оригинальном варианте этой сказки есть продолжение, в котором сообщается, что когда эту историю услышали одни - пятые - десятые родственники, кто-то от неожиданности бадью разбил, воду разлил, и так далее. Это говорит о том, что события у одного человека влияют на всё окружение.
А теперь обобщим: сколько же в пяти строчка сказки скрыто информации О ЖИЗНИ? И это я сейчас толкьо поверхностный анализ провела, по основному сценарию. А при тщательном обычно выделяется ещё три - четыре темы..."
Это было мнение Детского Психолога

Olia2010: Меня очень сильно этот вопрос интересовал в своё время, сразу после рождения дочери, потому что я ей с самого начала сказки рассказывала. И в частности эту сказку. Но тогда такого глубокого смысла в ней я точно не видела. А тут такая статья интересная попалась. Вот и решила поделиться. Может быть ещё кого-то этот вопрос интересует )))
А у вас есть мнение на счет этой сказки?
Источник: Детский Психолог
Серия сообщений "Хитрости воспитания":
Часть 1 - Как пережить кризис 3-х лет с наименьшими потерями?
Часть 2 - Коллекция ссылок для родителей
...
Часть 22 - Чего никогда нельзя говорить ребенку От 1,5 до 3 лет; От 3 до 6 лет; От 7 до 10 лет
Часть 23 - Правила дорожного движения для дошкольников
Часть 24 - Давно интересовал смысл сказки "Курочка Ряба", а он оказывается есть ...
- КОЛОБОК,


или истинная трактовка некоторых русских народных сказок в ключе Эзотерической Мудрости арийского народа
С давних времен известно, что некоторые предания (зачастую воплощенные в форме сказок, прибауток и т.д.), невзирая на огромный исторический промежуток между авторами и реципиентами, вот уже в течение многих веков пользуются неизменной популярностью. ель данной работы прояснить некоторые символические и метонимические особенности подобных текстов и доказать их неразрывную связь с Оккультной Традицией, которая своими корнями уходит в истинно мифическое прошлое нашей цивилизации.


Прежде всего, хотелось бы обратить внимание читателя на само название того главного текста, который мы и будем исследовать. Hевзирая на кажущуюся простоту этого слова, можно отметить его действительно философский смысл, скрытый в самом его корне KOLOBOK <= KOLO, т.е. "круг, колесо, окружность". Я думаю, нет смысла напоминать о том, что Круг является одним из величайших и древнейших оккультных символов (наряду с Треугольником, Квадратом, Пентагоном и Точкой). Круг, не имеющий начала и конца, яв яется упрощенным изображением Великого Змея - Уробороса. .


Таким образом он является воплощением идеи высшего бытия (Брахмана). Само слово "Колобок" начинается и заканчивается одной и той же буквой "К" (), по неслучайному совпадению первой буквой священного санскритского алфавита Деванагари (k). .


Любопытно также заметить, что слово "КОЛОБОК" состоит из семи букв: четырех согласных (К Огонь, Л Вода, Б Земля и К-софит Воздух) и трех священных гласных "О", которые сами по себе тоже Круги или "кола". Таким образом слово "КОЛОБОК" содер ит в себе утроенное себя в символическом виде. Если вспомнить графическое изображение Печати, которой пользовались Hиколай и Елена Рерихи, мы поймем, что это тоже священное слово "КОЛОБОК": Hемаловажным нам кажется тот факт, что если написать слово "колобок" по-древнееврейски (koboloq), то сумма его букв будет равна Куф (100) +Вав (6) + Ламед (30) + Вав (6) + Бет (2) + Вав (6) + Каф (20) = 170, что, согласно правилу колель, равнозначн числу 169, т.е. 13 в квадрате. Следует, видимо, напомнить, что число 13 было наделено "инфернальными" свойствами лишь во времена позднего Средневековья, тогда как в эзотерическом плане оно являет собою Колесо с Двенадцатью Спицами (месяцы года, знак Зодиака и т.д.), которые соединяет в себе Ступица, мистический Центр Мира, находящийся в иной плоскости, нежели обычные предметы.


Впрочем, о символическом значении этой биджа-мантры можно говорить еще очень и очень долго. Давайте теперь попробуем распознать истинный (то есть скрытый, оккультный) смысл этого древнего сказания. Как и "Сказание о Раме", "Беовульф" или "Одиссея", Колобок" представляет собой героический эпос, повествующий о жизненном пути настоящего Посвященного (необходимо заметить, что этой же теме посвящены такие общепризнанные шедевры мировой литературы, как "Четвероевангелия", "Коран", "Тора" и др.). Первый этап Посвящения выражен в словах первоисточника: "Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел!" Тем самым неизвестный древний Автор говорит нам, что истинный Посвященный прежде всего должен отрешиться от всего бренного и иллюзорного на этой Земле, по вать все связи с тем микромиром, микросоциумом, который его породил, чтобы свободным выйти в плавание по морям Истины. Как писал известный английский Посвященный, поэт Р.Киплинг: ...но нет Востока и Запада нет, что племя, родина, род, Когда сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?!


Таким образом еще раз подтверждается тот тезис, что настоящий оккультист должен быть гражданином мира, и "несть пророка в своем отечестве". Колобок покидает родной дом и катится по лесной узкой тропинке к некоей неведомой мистической цели. У него ведь нет ни рук, ни ног ему тяжело, но, как говорили древние, per aspera ad astra. Второй этап начинается встречей с Зайцем. С давних времен Заяц ассоциируется в народном воображении со Страхом, Боязнью. И вот этот Заяц хочет Колобка съесть, помешать ему двигаться дальше по Пути. При помощи волшебной мантры: "Я от бабушки ушел (харэ, харэ), я от дедушки ушел (харэ, харэ)! И от тебя, Заяц, харэ, харэ!" Колобок изгоняет из себя Страх и побеждает Зайца, как его воплощение, утверждая тем самым тезис о том, что настоящий оккультист должен побороть в себе страх перед Hеизведанным и страх перед Смертью. Страх это то, что останавливает недостойных, но познавший бесконечность Вселенской Истины уже не знает страха, ибо его Путь прям и освещен.


Третий этап, следующая ступень этой инициации это встреча с Волком. Волк, хищник, который живет лишь за счет охоты, т.е. убийства, аллегорически отображает свойственную непросветленному человеческому сознанию агрессивность. Всякий посвящаемый в Крyг Оккультных Знаний должен побороть в себе агрессию, изжить ее, как пережиток древнего темного состояния, ибо эзотерические знания могут принести как великую пользу и благо, так и не менее великий вред.


Четвертый этап посвящения Космической Мистерии связан с символом Медведя. Hе будем забывать, что это предпоследняя ступень, на которую должен взойти оккультист, т.е. он уже получил большую часть тайных знаний и умений, которые только и могут быть по раву названы могуществом. Очень опасно удовлетвориться тем, что уже есть, остановиться в своем духовном росте, превратиться в Медведя, который не имея в лесу достойных конкурентов, уже избавленный от Страха (кого ему бояться?) и Гнева (медвежий флегм тизм даже вошел в поговорку), предается лени. Лень, Самодовольство и скрытая Гордыня истинные имена Медведя из этой сказки. Только справившись с этим последним внутренним врагом, оккультист может достигнуть высшей ступени посвящения, выраженной в п следнем пятом этапе, где Колобок встречает Лису, чьим атрибутом издревле считалась хитрость, коварство, лукавство т.е. она "от Лукавого". Лиса воплощает в себе все то зло и несовершенство мира, который Колобок покинул на первом этапе Посвящения. И новь, как Великий Змей, он возвращается к той точке, с которой начал свой Путь, но уже обновленным, могучим, мудрым, уйдя из мира на первом этапе, на последнем он к нему вернулся. Hемаловажно ритуальное повторение магических формул, подтверждающих факт прохождения предыдущих ступеней оно символизирует активизацию абсолютно всех сил на борьбу со Злом. Hо истинная мудрость древних мистерий и заключается в том, что эта борьба происходит не так, как это привычно силам тьмы. Посвященный высшей ступ ни приносит себя в жертву посредством мирового зла, чтобы искупить, спасти всех тех, кто еще не встал на Путь Познания, тех символических "дедушек и бабушек", которых он покинул на первом этапе. Его материальная оболочка гибнет, но дух, очищенный и пpосветленный продолжает восхождение к свету.


Среди некоторых скептически настроенных эзотериков бытует мнение, что Колобок не прошел последнего этапа-испытания, погиб, и, соответственно, ни о какой искупительной жертве не может быть и речи. Это мнение неверно. Прежде всего потому, что неверна ервичная посылка: Колобок не погиб, но трансформировался, как сказали бы наши даосские коллеги, он стал Гуй Сянь, Демоном-бессмертным, который научился следовать Дао, но не успел еще в достаточной степени преобразовать свое тело, т.о. его вечная жизнь протекает пока в бестелесном облике. Путем последовательных изменений Колобок достигает степени Жэнь Сянь и создает себе с Божьей помощью новое несколько более устойчивое и несравненно более совершенное тело. Откуда нам это известно, может спросить итатель. Ответ прост из продолжения сказания, которое пользуется в народе не меньшей популярностью и носит имя "Курочка Ряба".


Для начала неплохо было бы также обратить внимание на название. Во-первых, в нем также содержатся два священные буквы "К" - курочка. Во-вторых, особого внимания заслуживает само имя этой "курочки" Ряба. Hа деле это искаженная форма древнего названия Ра-Ба, которое уводит нас к жрецам-посвященным Древнего Египта. Общеизвестно, что Ра - это верховный бог Солнца и одновременно величайший бог Египта. Согласно мнению общепризнанного специалиста по египетской религии У.Баджа, египтяне поклонялись Единому Богу в его различных проявлениях - различных богах, чьи статуи и имена мы знаем, а Ра был практически полным воплощением того Абсолюта, который и есть Бог. Также известно, что согласно египетским верованиям у каждого жи- вого существа было три души Ба, Ка и Са, из которых Ба считалась наивысшей. Таким образом Ряба (Ра-Ба) это "Высший Духовный Аспект Бога Ра".


Давайте теперь припомним внешнюю (экзотерическую) фабулу этой сказки. Как сказано в первоисточнике: "Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба". Даже начинающим оккультистам известно, что эзотерические тексты нельзя воспринимать буквально, ибо ни написаны на уровне глубокой аллегории, где каждая буква имеет свое тайное значение. Теперь мы предпримем попытку разобраться, что же именно хотел нам сказать неизвестный Автор. Hекие обобщенные дед и баба (любопытно, что те же образы для непросвещенного человечества использованы и в "Колобке") жили-были, т.е. хотя и были частью вселенского Бытия, не осознавали этого и тешились иллюзией личностной жизни. У них, т.е. рядом с ними, но вне сферы их внимания, была (т.е. пребывала в осознанной гармо ии с Вселенским Законом Бытия) курочка Ряба, как мы уже знаем, Высший Духовный Аспект Абсолюта.


И далее: "Снесла курочка яичко не простое, а золотое". Образ золотого Яйца уходит своими корнями в далекое прошлое. Уже в индийской мифологии (наиболее древней из дошедших до нас) признается, что Вселенная началась с Золотого Яйца. Впрочем, в данном контексте этот образ символизирует некую "вещь-в-себе", объект достигший высшей ступени духовного развития и осознанного бессмертия Жэнь Сянь. Таким об азом в этой истории появляется уже знакомый нам Колобок, прошедший все пять этапов Посвящения. Он уже обладает окончательной космической мудростью и готов поделиться ею. Его миссия и заключается в том, чтобы передать эти знания последователям и помочь оставшимся в плену Сансары побыстрее освободиться (в буддийском каноне подобный оккультист называется боддхисаттва). К несчастью тайные знания не даются в руки тех, кто еще не готов твердо встать на Путь Истины. Как сказано в первоисточнике: "Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила!"


Здесь нам встречается новый персонаж Мышка. Цвет мыши серый, и это указывает нам правильную трактовку этого образа. В системе оккультной иерархии сразу после Белого Hаставника (Главы Ордена) следует Серый Hаставник, лишь немногим менее могущественный и мудрый, нежели первый, призванный в случае необходимости сменить его на посту Руководителя Общины. Вот такого Серого Посвященного и представляет в тексте Мышка: "Мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось". Как прошедший четыре ступени из пяти Заместитель уже готов к восприятию Hебесной Мудрости и она ему дается без всяких видимых усилий. "Хвостик" в данном контексте символизирует пробужденную и подчиненную энергию Змея Кундали и, который у людей непросветленных "почивает" в области копчика.


Конец истории трагичен: "Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: "Hе плачь, дед, не плач, баба! Я вам второе снесу не золотое, а простое"". Таким образом еще раз подтверждается д евний тезис о том, что каждому - свое. Hеофитам простые яйца экзотерических наук, Посвященным золотое яйцо Мудрости, Философский Камень, который все мы по мере сил ищем.



Примечания:


1 per aspera ad astra (лат.) через тернии к звездам.


2 См., например, не слишком старательно замаскированный оккультный трактат оксфордского профессора Дж.Толкина, посвященный системам Колец-Чакр.



Историю Колобка любезно прислал PaleFox, ака Андрей Кравчук.http://heretics.wapper.ru/tavern/kolobok.htm


СКРЫТЫЙ СМЫСЛ СКАЗОК.
(ЕСТЬ ЛИ У РУССКИХ СКАЗОК ТАЙНЫЙ СМЫСЛ?)

Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?
Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.

— К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался — ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…»

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.

Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Поэтому и смерти не было навсегда. Душа возвращалась в теле ребенка.
«Колобок» и «Репка» — астрологические сказки

— Сказки детям необходимы, — считает Светлана Курячая, — особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать. Но на психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву. Только родителям нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.

Если в раннем детстве прочитать про Бабу-ягу, то ребенок испугается и будет бояться ее всегда. Начинать нужно с детских сказок про колобка и репку. Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки. Они — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…

«Репка» — о том же самом, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.

К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.

В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.
«Курочка Ряба» — сказка для взрослых

По мнению Светланы Курячей, «Курочку Рябу» лучше читать не детям, а взрослым. Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли. Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое«, т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.
Кто такая Баба-яга?

Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только.

Но, как считает Светлана Власовна, здесь все не так просто. Образ Бабы-яги нужно рассматривать с учетом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось. У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у нее другое зрение — она видит будущее.

По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.

Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.

Об этимологии слова «Баба-яга». Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« — огнь — огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все.
Сейчас посажу на лопату — и в печь!

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.

Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.
Иван — да не дурак

Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, который и не дурак вовсе, а поумней любого умного. Откуда такой герой взялся и что здесь подразумевается?

— Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, — это русский народ, который желает, чтобы на него все с неба упало. На самом деле все совершенно не так. Ученые считают, что слова «дремучий лес — дремать — дурак» — однокоренные, обозначающие измененное сознание, другое понимание, другое мировосприятие. Дремучий лес — другой мир, мир мертвых — там другие знания, ведь и Баба-яга живет в дремучем лесу.

Дремать — человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании. Дурак, с точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков. Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, проживает жизнь несуетную, накапливает знания. В итоге все и получает!
Сказки для подростков

Считалось, что волшебные сказки — для подросткового возраста, для тех, кто собирается в недалеком будущем заводить семью. В сказках все заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо. Рассказывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков. Если все условия выполнены и соблюдены — семья будет счастливой.

Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества. Она заранее все знает, предвидит. Наткала ткань, подарила ее (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку. Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошел, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя. В итоге — свадьба и счастливая жизнь.

— Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, — считает Светлана Курячая. — К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культура была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью. И помните слова Юрия Лотмана: «Культура — это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания».
Людмила КУЗМЕНКИНА, 21.06.2005 http://rasen-rus.narod.ru/skazki/smyslskazok.htm
Источник: http://old.vn.ru/
На главную сайта
На главную раздела



-


- Маргарита_Нармонт 1 0
Я в своё время размышляла над этой сказкой и тоже получила некоторые результаты. Яйцо символизирует жизнь, золото - духовность. Золотое яйцо - плоды Духа, которым на первый взгляд, невозможно найти практическое применение в обыденной жизни. В результате заземлённая практичность и служит потере возвышенного дара. Мышь в данном случае выражает ничтожные помыслы, которые и лишают жизнь истинного духовного смысла. Однако мудрое устройство мира позволяет подойти к духовной реализации со стороны обычной земной жизнедеятельности: честный труд и порядочность в быту так же наполняют жизнь смыслом и приносят в конечном итоге моральное удовлетворение


- 2 0
iИсходное сообщение Olia2010 [
Вот спасибо за пост.Мне интересно было узнать новую информацию о сказках.Я всегда понимала.что сказка-это не то .что мы думаем выдумка или неправда.просто развлечение.Сказка =сказ= образ.Только не понимала многих образов действующих лиц сказки.У вас встретилась еще с другими образами.которых не понимала.Спасибо и тем.кто отправил на сайты почитать.Очень много и подробно пишет Владимир Жикаренцев о сказках.былинах.но там его видение всего.Благодарю.Возьму себе информацию.


Известная детская сказка:


Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: "Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое".


Знакомая сказка?


А теперь проверим себя:


- Дед и Баба хотели разбить яйцо?


- Если хотели, то почему плакали, когда оно разбилось?


- Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?


- Что было в яичке, когда оно разбилось?


- Как часто Вы задумывались над ситуацией сказки, когда рассказывали её ребёнку?


- Зачем Вы рассказываете те или иные сказки, если они всегда полны противоречий?


- Чего Вы ожидаете от чтения этой сказки?


Мораль: часто, общаясь с ребёнком, мы не задумываемся о том, что реально делаем. А потом удивляемся, почему он растёт такой, когда мы его воспитывали совершенно по-другому. Особенно аккуратными надо быть именно со сказками. Нет ни одной сказки, которая не несла бы в себе чрезвычайно МОЩНЫЙ психологический смысл (чаще всего в сказке бывает даже не одно "второе дно", а три - четыре). Причём информация, заложенная в сказках, несет в себе послания, имеющие гораздо большее влияние, чем все слова, сказанные ребёнку прямо. Как Вы думаете, почему даже существует такое направление в психологии, как сказкотерапия? Именно потому, что сказка способна оказывать на развитие, установки и мировоззрение ребёнка колоссальное влияние. А Вы знакомы со смыслом и "посланием" тех сказок, которые Вы рассказываете ребёнку?




"Итак, про Рябу.


Сказка - всегда метафорическая модель Космоса (не Космоса в прямом смысле, а в смысле Жизни, Мироздания). Она несёт в себе знания о том, как устроен мир и как себя надо в нем вести - опять же в метафоричной форме.


Перейдём к анализу Рябы.


Дед и Баба - модель семейных отношений, но не с информацией о взаимоотношении полов (тогда была бы молодая семья), а с информацией о Всех Людях, Живущих Вместе. У них есть некоторые ресурсы, опыт, знания. В частности, у них есть курица. Они вполне ожидают от неё предсказуемых действий: она должна нести яйца. Но вдруг курица несёт не простое яйцо, а золотое. Что это означает? Во-первых, жизнь сама решает, когда и какие сюрпризы нам преподносить. И это не зависит ни от статуса, ни от суеверий, ни от человека. В жизни есть место случайностям. Золотое яйцо здесь - как шанс, как возможность, как Событие. Но старики, будучи боязливыми, ПЕРВОЕ, ЧТО ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ С НЕИЗВЕСТНЫМ - УНИЧТОЖИТЬ. Потому что новое - всегда страшное. (Ведь можно было бы отложить яичко и посмотреть, что из него вылупится, например). И тут появляется Мышь. Очень часто в сказах мышь символизирует Случай, Руку Бога, Судьбу. Мышь отбирает у стариков (Всех Людей) то, чем они не умеют пользоваться. Поэтому Дед и Баба начинают плакать.


Но что на это им отвечает Жизнь? Не плачьте - ну, упустили вы сейчас Шанс, (яичко золотое), но я снесу вам простое (то есть хоть Вы сейчас и не готовы к новому, то те ресурсы, которые у вас были, никуда не делись, конец света с потерей шанса не наступил).


Кроме всего прочего, в оригинальном варианте этой сказки есть продолжение, в котором сообщается, что когда эту историю услышали одни - пятые - десятые родственники, кто-то от неожиданности бадью разбил, воду разлил, и так далее. Это говорит о том, что события у одного человека влияют на всё окружение.


А теперь обобщим: сколько же в пяти строчка сказки скрыто информации О ЖИЗНИ? И это я сейчас толкьо поверхностный анализ провела, по основному сценарию. А при тщательном обычно выделяется ещё три - четыре темы..."


Это было мнение Детского Психолога



Olia2010: Меня очень сильно этот вопрос интересовал в своё время, сразу после рождения дочери, потому что я ей с самого начала сказки рассказывала. И в частности эту сказку. Но тогда такого глубокого смысла в ней я точно не видела. А тут такая статья интересная попалась. Вот и решила поделиться. Может быть ещё кого-то этот вопрос интересует )))


А у вас есть мнение на счет этой сказки?


Источник: Детский Психолог



- курочка ряба
Суббота, 10 Декабря 2011 г. 09:51ссылка Навнушка 0 0
Здравствуйте! Если чесно, то я давно занимаюсь этими сказками и переделываю их. Колобок и Курочка Ряба у меня сложились в одну, и мальчик с пальчик тут же учавствуёт. Только смысл моей курочки Рябы немножко другой. Золотое яичко это наша Земля. Она единственная в своём роде в космосе. Дед с Бабкой понятие бога и пространства. И являются только хранителями этих богатств. Разбить яицо - узнать суть содержимого. Курочка Ряба по сути является Творцом Творения (то от куда всё появляется). Яичко разбилось и наша Земля паказала себя во всей красе. Она одна заменила собой всё или практически всё. То есть стала походить на Творца. Из себя рождает, востанавливает.


- Lara_Liberty
Эта сказка не так проста и примитивна как иногда представляется взрослым. В ней действительно отражена модель Вселенной. За давностью лет и так как сказку рассказывали совсем маленьким, неграмотные бабушки думали, что ЯИЧКО - это уменьшительное от ЯЙЦА. Изначально Курица снесла ЯЙЦО! И размер здесь ни причём, и страусиное яйцо, и перепелиное тоже яйцо. ЯИЧКИ - это принадлежность особей мужского пола, то есть самцов. То, что дети якобы не понимают, это не совсем так, через сказки ребёнок получает информацию на бессознательном уровне о своём роде, о своём народе, о своей Родине и т.д. на архитипическом уровне.
*********
Русская сказка «Курочка Ряба» – космический календарь
Академик РАН В.Н. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции.


Чтобы правильно понять глубину сюжетной линии, заложенной многотысячелетней мудростью русского народа в эту сказку, рассмотрим её ключевые термины.


Термин «стар-» в словах «старик» и «старуха» – в русском языке обозначает древность событий, равную космической – звёздной. Поэтому star – букв. старая, то есть «звезда». Суффиксы -ик и -уха обозначают лиц мужского и женского пола, соответственно.


Термин «Курочка» – орнитоморфное воплощение богини Макоши, которая олицетворяет Вселенную и Время и осуществляет власть над ними.


Термин «Ряба» – образован при помощи суффикса -б(а) «имён существительных, обозначающих процесс движения (просьба, молотьба, дружба, женитьба, свадьба и др.), но в древнерусском языке этих слов было значительно больше, и они образовывались, главным образом, от имён существительных». Сюда же относится и слово «судьба», обозначающее одну из сфер, которыми управляет богиня Макошь. Судьба – от судить + -ба; ср. русск. посл. судьба рассудит. А первая часть слова «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» (рясть, рятать), обозначающего множественность, обильность, яркость. Сравните русск. рясно «украшения, ожерелье», рясный «густой, висящий густыми гроздьями», ряса «ряд, низка, нитка ожерелья, бус», рясным-нарясно «видимо-невидимо», звёзды глядят вприпуск, ясно и рясно. Таким образом, Ряба – это космос, мерцающий-рябящий множеством своих звёзд. А полностью имя Курочка Ряба расшифровывается как «космос-Макошь, мерцающая множеством звёзд».


Яйцо – чрезвычайно распространённый и общеизвестный символ мира – его начала и конца.


Термин «мышь» – древнейший сакральный термин. Он известен практически во всех народах с незапамятных времён. О чём свидетельствует неизменность слова «мышь»: укр. миш, болг. миш, сербохорв. миш, словен. mм, род. п. mнi, чеш., слвц. mу, польск. mysz, в.-луж., н.-луж. mу. Индоевропейская основа на согласный: др.-инд. mьs- м. «мышь», нов.-перс. mь, греч. м. «мышь, мышца», лат. mьs, алб. mi «мышь», д.-в.-н. mыs – то же, арм. mukn «мышь, мышца»; др.-инд. mцsati, musati, musnдti «ворует».


От «мышь» произведено название Млечного пути – Мышиная тропка. Согласно народному поверью, Млечный путь – это, как и радуга, дорога, по которой душа отправляется на тот свет. Ср. лит. Paыkciu kлlias, Paыkciu tгkas «млечный путь», букв. «птичья дорога, тропа», нж.-нем. kаuраt – то же, собственно, «коровья тропа». Лингвист Трубачёв, комментируя словарь М. Фасмера, добавляет, что «скорее всего, это одно из древнейших индоевропейских табуистических названий животных – *mьs, собственно, «серая», – родственное словам муха, мох».


По древнерусским преданиям, Млечный путь был сформирован молоком, вытекающим из сосцов Коровы Земун (Макоши) и Козы Седунь (Сатаны). Макошь вообще имеет три своих измерения: первое – сама Макошь, как судья, как властительница вечности и Вселенной, космоса и времени. Второе – Макошь, равная Живой воде, Жива, Доля, Среча. Третье – Макошь, равная Мёртвой воде, Мара, Недоля, Несреча. В общем, влияние Макоши на мир следующее: в пределах Макоши-вечности Макошь-Жива рождает мир заново, а после цикла жизни Макошь-Мара принимает мир в лоно смерти.


Последняя сущность Макоши – смерть – и есть МЫШЬ. А хвостик, которым мышка взмахнула и разбила яйцо, – это конец периода (кода, эры и т.п.).


Из сказанного виден и смысл космической русской сказки, который простыми словами можно передать так: во власти Макоши находятся как рождение мира, так и его смерть; души русичей, присоединившиеся к звёздам, также находятся во власти Макоши и могут получить от неё себе новое воплощение – в виде простого яйца, то есть земной жизни.
*******
Вот вам и простая сказочка!



Другие статьи в литературном дневнике: