Женщины более склонны к порядку, в частности, к чистоте, а мужчины — к беспорядку. Женщины более осторожны, мужчины более смелы.
По всей видимости, можно говорить также о том, что женское и мужское начала жизни воплощают в себе два категориальных рядаМальвина. Женское начало следует признать соответственным ряду тождества, а мужское начало — ряду противоположности. В пользу такого понимания женского и мужского свидетельствует и тот факт, что женщины, как правило, более организованны, законопослушны, боязливы, а мужчины более хаотичны, импульсивны, раскованы в своем поведении, дерзки, больше склонны к риску (на эти факты указывает, в частности, статистика травматизма среди мальчиков и девочек — мальчики неизмеримо чаще травмируются по сравнению с девочками).
Назвать девочку-девушку-женщину трусихой неоскорбительно для них, а вот назвать мальчика-юношу-мужчину трусом — тяжкое обвинение-оскорбление. Женщины в целом и среднем более осторожны-осмотрительны в поведении, а мужчины — более смелы, дерзки.
Приводимый ниже фрагмент книги «Конфликтология», наглядно демонстрирует соответствие женского первому ряду категорий, а мужского — второму ряду категорий:
«Согласно концепции В.А.Геодакяна, — пишут авторы книги, — дифференциация полов есть средство, с помощью которого природа обеспечивает выживаемость биологических систем. Система делится на две части: одна (мужской пол) должна обеспечивать изменчивость генофонда, необходимую для эволюции системы и ее приспособления к изменениям внешней среды, другая (женский пол) — сохранение имеющегося генофонда, т. е. устойчивость, стабильность системы. Поэтому мужская часть популяции отличается от женской б;льшим разнообразием по любому параметру, б;льшей степенью отклонений от средних величин (так, среди мужчин больше великанов и карликов, чем среди женщин). «Мужчина — это глина, женщина — это мрамор». На мужских особях природа экспериментирует. Результаты экспериментов могут быть удачными или нет, а то, что оказывается полезным, закрепляется в организме самок. Поскольку именно они должны самое лучшее передать потомству, природа снабжает их повышенной степенью надежности и выживаемости. У человека это проявляется как на физическом, так и на психологическом уровне.
Женщина должна выполнить сложную программу вынашивания и рождения потомства, поэтому ее организм более устойчив и обладает большей сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям. У новорожденной девочки при наличии каких-то нарушений гораздо больше шансов выжить, чем у мальчика. Как бы учитывая это, природа обеспечивает рождение 105 мальчиков на 100 девочек, но данное соотношение радикально меняется с возрастом, причем чем дальше, тем больше в сторону уменьшения числа мужчин в сравнении с числом женщин. Женщины живут дольше, меньше подвержены серьезным заболеваниям (физическим и психическим), в тяжелой форме такие заболевания гораздо чаще встречаются у мужчин. 50 тысяч американцев перешагнули 100-летний рубеж; 48 тысяч из них — женщины. Стабильность женского организма проявляется на уровне физиологических функций — например, в том, что у женщин более постоянен состав желудочного сока, чем у мужчин. Истинных (физиологически, гормонально обусловленных) представителей сексуальных меньшинств среди мужчин 5 на тысячу, а среди женщин — 3 на тысячу. На психическом уровне свойственная женщинам стабильность выражается в том, что в сравнении с мужчинами им свойственны более выраженная консервативность, терпение, способность к выполнению монотонной работы.
Большое значение в формировании гендерного поведения женщины имеет то, что она должна быть способна уловить нюансы благополучия и неблагополучия маленького ребенка. Как показывают исследования, для психического здоровья будущего взрослого чрезвычайно важно, чтобы мать обеспечила ему в раннем детстве безусловную любовь. Вероятно, во многом именно с этим связана эмоциональная чувствительность, отзывчивость, конформность, потребность в эмоциональной близости у женщин. Чехов (как врач, знавший об этом не понаслышке) отвечает устами шестилетнего Сережи на вопрос о здоровье его матери: «Она ведь женщина, а у женщин все время что-нибудь болит». По многочисленным данным, мужчины в большей мере и в течение большего времени испытывают психическое и физическое благополучие по сравнению с женщинами, у которых реже бывает все в порядке (зато уж если мужчины заболевают или попадают в трудную ситуацию, то...)
Мужчины чаще находятся на крайних полюсах, а женщины тяготеют к средней выраженности различных свойств. Например, в качестве одного из ответов на извечный вопрос о том, кто умнее, можно привести данные исследований: среди мужчин больше как гениев, высокоодаренных, так и умственно отсталых. Женщины находятся в средней зоне, и различия между ними не столь значимы. (...)» — Конфликтология. / Под ред. А.С.Кармина. СПб, 2001. — С. 77-79
2.
Женщина и мужчина в любви выступают как гармонические противоположности. Только благодаря своим противоположным половым качествам они любят друг другаАлиса. Их любовные взаимоотношения, духовные и физические, весьма сложны. Если они заканчиваются, то не победой или поражением одной из сторон, а общим делом их любви — рождением и воспитанием детей.
Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание-воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины.
3.
Иногда о любви говорят как о поединке или даже жестокой битве между мужчиной и женщиной. Здесь определенно путаница понятий. Да, действительно, любовные отношения порой носят, мягко говоря, не безоблачный характер. Бывают и размолвки, и ссоры, и недовольство, и иные трения вплоть до разрыва и даже ненависти-вражды. Однако к самой любви эти вещи не имеют отношения. Конфронтация между мужчиной и женщиной может возникнуть по иным причинам. Любовь действует ведь не в безвоздушном пространстве. И кроме того, мужчина и женщина не только половые партнеры. Они люди-человеки, дети своих родителей, родители своих детей, работающие-зарабатывающие, имеющие разные интересы, увлечения и т. д. и т. п. Все эти внеполовые характеристики-отношения влияют на любовь и не обязательно в положительную сторону.
Время от времени взаимоотношения мужчин и женщин вообще изображают как битву полов. «Мы все участники этой битвы. Мужчины против женщин» — говорил журналист в телепередаче, посвященной художнице Лидоу, ученице Сальвадора Дали (НТВ, 10 сентября 2004 г., 10.15). Таких высказываний и даже теорий довольно-таки много. Откуда они? Причин здесь несколько.
Во-первых, это может быть результатом проявления несчастного сознания. Иные мужчины с таким сознанием считают женщин глупыми созданиями, потаскушками или стервами. Они даже придумали поговорку "шерше ля фам" ("ищите женщину"). Главный герой польского фильма "Знахарь" Антоний Касиба прямо заявляет: "От баб всё зло на свете".
Иные обиженные или разочаровавшиеся женщины считают мужчин эгоистами, животными и т. п. (Героиня телесериала "Марш Турецкого", поставленного по одноименной книге Фридриха Незнанского, говорит: "Да мужиков нет нормальных, Саш").
Во-вторых, это может быть результатом распространения изначальной мужской воинственности (настроенности на борьбу, петушиности) на область отношений с женщинами. Да и среди женщин есть мужеподобные, которые порой рассматривают свои взаимоотношения с мужчинами как поле битвы.
Желание во что бы то ни стало победить, подчинить себе партнершу или партнера может овладеть такими людьми.
В-третьих, на отношения мужчин и женщин порой переносят отношения господства и подчинения, которые имели место в прошлом и продолжают еще кое-где существовать (рабство, крепостная зависимость, диктат власти, церкви). Не секрет, что женщины нередко рассматривались как домашние рабыни или даже как скот (в Библии записано в качестве одной из десяти знаменитых заповедей: «не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход, 20:17). В Библии же сказано: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу», (Ефес., 5:21), «жена, да убоится мужа своего» (Ефес., 5: 33). И опять же согласно Библии жена в знак смирения и подчинения обязана ходить «с покрытою головою» (1-е Коринф., 11: 5-10). У мусульман отношение к женщинам еще хуже.
Надо раз и навсегда понять: взаимоотношения мужчины и женщины зиждятся на гармоническом противоречии; это любовь, общий дом, семья, дети. Никаких отношений господства и подчинения, никакой борьбы здесь не должно быть. Мужчина, который поднял руку на женщину (буквально или фигурально), просто расписался в своей слабости, немужественности (разве может сильный обидеть того, кто слабее его?!). Женщина, пытающаяся подчинить себе мужчину, борющаяся с ним, изменяет себе как женщине (как источнику-символу любви-нежности, гармонии, рождения-рода).
4.
Имя женщины — Любовь. Имя мужчины — Борьба. Да, именно так. Вспомним знаменитую юмореску Вячеслава Полунина «Осюсяй». Девушка хотела смотреть фильм про любовь, а юноша — детектив. Это очень верное наблюдение великого комика. Для женщины любовь на первом месте. А для мужчины на первом месте — борьба, рисковое поведение.
Как же всё это согласуется с тем, что любовь в основном своем значении — общее «дело» мужчины и женщины?! Да, действительно, любовь — отношение, общее «дело» мужчины и женщины. Но персонифицирует, олицетворяет, воплощает любовь именно женщина. Вот такая диалектика.
У немецкого художника Лукаса Кранаха есть замечательная картина «Венера и Амур». Она как нельзя лучше передает смысл любви. Женщина, богиня любви, вместе с мальчиком-ребенком, Амуром, натянувшем лук любви. Тут всё символ. Именно такова человеческая любовь. Это и женщина, воплощающая любовь (Венера, богиня любви!), и мальчик-ребенок (Амур), пускающий стрелу любви. И именно мальчик (ребенок и мужчина одновременно), и именно стрела (не стрела войны, а стрела любви — символизированное мужское достоинство!)
5.
Главное в женщине — красота. Главное в мужчине — сила. Сила женщины — в ее красоте. Красота мужчины — в его силе. Не случайно женский пол называют прекрасным, а мужской сильным.
Всё сказанное свидетельствует о том, что мужчины и женщины равны, играют равную роль в жизни. Попытки представителей того или иного пола одержать верх ведут лишь к ее деформации. Одинаково неприемлемы как мужской шовинизм, так и стремление некоторых феминисток к полной независимости от мужчин.
С другой стороны, «равенство полов не должно затмевать различий, обусловленных полом»Нэт. Наличие мужчин и женщин в обществе — первое и главное условие его существования, развития и прогресса.
6.
В жизни существует определенный баланс порядка и беспорядка. Если много порядка (крен в его сторону), то возникает прямо противоположное движение — к беспорядку. И, наоборот, если много беспорядка, то возникает движение к порядку. В итоге мы наблюдаем некий колебательный, синусоидальный процесс — от порядка к беспорядку и обратно.
Женщины, склонные в общем и целом к порядку, в ситуации порядка выступают как само воплощение порядка, блюдут его, а в ситуации беспорядка теряются и начинают вести себя хаотично. Мужчины, склонные в общем и целом к беспорядку, в ситуации порядка готовы нарушать его и даже ломать, крушить, а в ситуации беспорядка, напротив, действуют в направлении установления порядка.
Преступниками, вандалами, хулиганами, пьяницами чаще являются мужчины.
7.
Нередко говорят об алогизме женщин. Как общее утверждение это мнение неверно. В большинстве случаев, в нормальных ситуациях женщина ведет себя достаточно логично, логичнее, чем мужчина в этих же ситуациях. Женщина начинает вести себя алогично, эмоционально-хаотично в ситуациях ненормальных (экстремальных, атипичных и т. п.). (Вспомним суеверия относительно женщин на морских судах в прошлом или поведение женщин-водителей автомобиля.) Напротив, в этих ситуациях мужчина ведет себя хладнокровнее и рассудительнее, т. е. логичнее. Почему? Во-первых, потому, что ненормальные ситуации — это как бы родная стихия для мужчин. И, во-вторых, потому, что мужчины в силу своего более хаотичного и рискового поведения оказываются более опытными-натренированными в отношении хаотичных-рисковых ситуаций. Женщины, как я уже говорил выше, чаще теряются в подобных ситуациях и в силу своего более упорядоченного характера, и в силу того, что они не так опытны-натренированы в этом отношении. Вот почему женщины, как правило, ведут себя более эмоционально-хаотично в опасных-рисковых ситуациях.
Здесь сказывается и другая особенность женщин по сравнению с мужчинами. Женщины тяготеют к общению-коллективизму, а мужчины к уединению-индивидуализму. Женщины — большие коллективистки, более общительны в силу своей природы: они в эпицентре размножения, продолжения рода, поскольку рожают детей и выхаживают их. Женщина не может уйти, убежать от ребенка: она вынуждена общаться с ним и постоянно соотносить свои личные интересы с интересами ребенка, т. е., в сущности, учиться правилам поведения в обществе-коллективе. Самая первая и самая фундаментальная ячейка общества — не семья, т. е. не союз мужчины и женщины, а сообщество «мать—дитя».
Так вот, женщины ведут себя, мягко говоря, более эмоционально в опасных и критических ситуациях, например, кричат, вопят, плачут, потому что они, помимо всего прочего, дают сигнал (об опасности) другим. Ведь они большие коллективистки, более склонны к общению.
8.
Еще утверждают, что женщины более эмоциональные существа по сравнению с мужчинами. Как это мнение согласовать с представлением о том, что женщины более рассудительны (следовательно, менее подвержены эмоциям), а мужчины более склонны к безрассудству (следовательно, более подвержены эмоциям)? Ответ таков: в чем-то женщины, действительно, более чувствительны-эмоциональны и это лежит на поверхности. В самом деле, имея дело с детьми в первую очередь (и в своей утробе, и после рождения), женщины волей-неволей становятся более чувствительными, более тонко и детально чувствующими, поскольку нежные дети (или, как еще говорят, люди в нежном возрасте) требуют нежного-нежнейшего к себе отношения. Женщины в общении с детьми учатся очень тонким эмоциям любви, нежности, сострадания и т. п. Отсюда и их большая эмоциональность (внешне) по сравнению с мужчинами.
Еще отмечают большую сдержанность мужчин по сравнению с женщинами в проявлении чувств боли, страдания, нежности («телячьи нежности» — говорят мужчины). Это так. Но проявления чувств и сами чувства — не одно и то же. Можно сильно страдать, но не показывать. Можно испытывать большую нежность, но внешне это не демонстрировать.
Однако, в общем и целом мужчины более эмоциональны по сравнению с женщинами. Просто эмоции у них другие и структура их эмоциональности иная. Мужчины, может быть, менее нежны и тонки в каких-то своих чувствах, но зато они более подвержены страстям (сильным чувствам-эмоциям). Особенно это касается страстей, связанных с разными формами борьбы. Мужчины неизмеримо большие борцы, чем женщины. А борьба невозможна без сильных эмоций, без накала страстей.
Да и в отношении любовных переживаний мужчина, по крайней мере, равен женщине. Полноценная любовь ведь невозможна без равенства, в том числе равенства любовных чувств.
———————
Доказательством того, что мужчины по крайней мере не менее эмоциональны, чем женщины, служит музыка, написанная мужчинами-композиторами. Достаточно упомянуть два имени: Людвиг ван Бетховен и Петр Ильич Чайковский. Никто не станет отрицать, что их музыка эмоциональна в высочайшей степени и передает самые глубокие и самые тонкие чувства любви, страсти, страдания…
9.
Почему мужчины чаще женщин являются руководителями разных уровней вплоть до государства? Женщин-руководителей явно меньше. Обычно такое положение вещей объясняют господством мужчин и приниженным положением женщин. На самом деле, причина в другом. Быть руководителем в современном обществе, да и в прошлом, — это значит управлять-действовать в ситуации риска, неопределенности, конкуренции, соревнования вплоть до конфликта, войны. Руководитель государства во многом подобен капитану парусного судна, отправившегося в опасное морское плавание. В такой ситуации мужчина в общем и целом, как правило действует успешнее. Там, где ситуация нормальная, неконфликтная, относительно безрисковая, — женщина действует успешнее мужчины. Те немногие женщины, которые управляли государством, страной (например, Сиримаво Бандаранаике на Цейлоне, Индира Ганди в Индии, Беназир Бхутто в Пакистане, Елизавета и обе Екатерины в России, Маргарет Тэтчер в Великобритании) — как правило управляли в ситуации отлаженных институтов власти и как наследницы-продолжательницы сильных лидеров-мужчин, задавших на длительную перспективу определенный алгоритм управления страной (в указанных случаях сильными лидерами-мужчинами были Соломон Бандаранаике на Цейлоне, Джавахарлал Неру в Индии, Зульфикар Али Бхутто в Пакистане, Петр Первый в России). Из указанного ряда женщин-правительниц несколько выпадает Маргарет Тэтчер. За ее спиной не было сильного лидера-мужчины ни в качестве мужа, ни в качестве отца, ни в качестве харизматической личности (как это было в России в ХVIII веке после Петра Первого). Это так. Но не надо забывать то, что Маргарет Тэтчер руководила страной с весьма отлаженными механизмами управления, с сильными консервативными традициями и в относительно мирное время. Кроме того, о ней была слава, как о железной леди. А это значит, что она относится к той немногочисленной категории женщин, которых называют мужеподобными. Комментарии, как говорится, излишни.
10.
Интересна ситуация с профессиями врачей, учителей, преподавателей, продавцов. Поначалу, в период становления этих профессий, врачами, учителями, продавцами были исключительно мужчины. Но вот когда эти профессии сформировались, стали массовыми, то постепенно мужчин стали заменять женщины. В итоге сейчас в этих профессиях женщин работает гораздо больше, чем мужчин. Обобщенно говоря, мужчины, находящиеся на переднем крае жизни, освоили этот участок жизни и передали его женщинам. А женщины, как обеспечивающие тыл жизни, освоили эти профессии, поскольку они стали рутинными, тыловыми.
Нечто подобное происходит в спорте. Многие виды спорта начинали мужчины. Затем их осваивали женщины. Этот процесс идет до сих пор. Например, нынешние женщины потихоньку осваивают бывшие чисто мужскими хоккей, футбол, тяжелую атлетику, борьбу и т. д.
Так будет происходить и дальше. Мужчины будут прокладывать новые дороги, а женщины идти по ним.
Некоторые профессии еще не стали женскими (например, летчика, моряка, металлурга, шахтера, машиниста), поскольку они остаются опасными и/или тяжелыми. И не станут женскими до тех пор, пока их опасность/тяжесть не уменьшится до некоторого приемлемого для прекрасного пола уровня.
11.
Шекспир устами Катарины, героини комедии "Укрощение строптивой", сказал: "Сила женщины в ее слабости". Если вдуматься в буквальный смысл высказывания, то оно чудовищно. Влечение к другому полу основано на том, чего нет в тебе самом и в чем ты нуждаешься. Под слабостью можно понимать разные вещи: физическую слабость, слабость ума и т. д. Если эту фразу понимать логически, то это абсолютно неверное высказывание. Женщина сильна в том, в чем мужчина слаб. Да и вообще для характеристики мужчин и женщин не подходят координаты "сила—слабость". Сила—слабость устанавливаются в борьбе, преодолении. Мужчина и женщина не борются между собой, а любят друг друга. Их отношения гармонические, а не конфронтационные-конфликтные. Там, где мужчины и женщины борются, конфликтуют друг с другом, там нет мужчин и женщин, есть просто люди.
12.
Ф. Ницше: презрительно-пренебрежительное отношение к женщине. Этот философ печально знаменит такой фразой: "Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!" — Это не случайно оброненная фраза. Она произнесена в таком контексте:
"А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я достаточно стара для нее!
Заверни ее хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет кричать во все горло, эта маленькая истина".
Дай мне, женщина, твою маленькую истину! — сказал я. И так говорила старушка:
Это — фрагмент главного труда Ницше ("Так говорил Заратустра"). А посмотрите, какое название главки: "О старых и молодых бабенках". Ницше не стесняется в выражениях. Он груб, развязен, циничен. Цинизм его вдвойне усиливается тем, что эти уничижительные для женщины слова он вкладывает в уста женщины же!
Ницше — маскулинист, ненавистник женщин.
Посмотрите, как он характеризует "женское":
"Все женское, рабское, и особенно вся чернь: это хочет теперь стать господином всей человеческой судьбы — о отвращение! отвращение! отвращение!" (— "Так говорил Заратустра". Главка "О высшем человеке"Лиса). Женское у него синоним рабского, черни. Уничижительно говорит о нем как "этом". Кроме того, он явно против эмансипации женщин. И три раза это "отвращение" с восклицанием, звучащее как проклятие по отношению к женскому началу жизни. Короткий текст, но сколько злобы, презрения, отвращения к женщинам!
Нисколько не смущаясь, Ницше приписывает философам отрицательное отношение к супружеской жизни: "...философ чурается супружеской жизни и всего, что могло бы совратить к ней, — супружеской жизни, как препятствия и роковой напасти на его путях к оптимуму... Женатый философ уместен в комедии, таков мой канон" (— "К генеалогии морали"Фотина). Он явно выдает желаемое за действительное. (Велико самомнение Ницше: очень часто он выдает свой субъективный специфический взгляд за общепринятое мнение).
Вполне объяснимо такое отношение Ницше к женщинам и к супружеству. Он апостол конфликта, борьбы, победы и преодоления. Всё, не связанное с борьбой, в частности с волей к власти, для Ницше не имело ценности и даже, напротив, было предметом презрения-пренебрежения.
13.
Существует легенда, согласно которой женщины в объятиях любви переживают-чувствуют в 10 раз больше мужчин.
Р. Грейвс писал в книге «Мифы древней Греции»: Гера поносила Зевса «за его многочисленные супружеские измены. Тот стал оправдываться, утверждая, что даже когда он делит с ней ложе, она получает от этого неизмеримо больше удовольствия, чем он. «Конечно, женщины получают больше удовольствия от любви, чем мужчины», — в неистовстве повторял Зевс.
«Какая чушь! — вскричала Гера. — Все совсем наоборот, и ты это прекрасно знаешь».
Тиресий, призванный решить спор на основе того, что он знает свойства обоих полов, ответил:
Из десяти частей любовных наслаждений
У женщин — трижды три, а у мужчин — одна.
Гера так рассердилась при виде победной улыбки Зевса, что ослепила Тересия, но Зевс восполнил потерю, наделив его внутренним зрением и продлив его жизнь до семи поколений.» (Аполлодор III. 6. 7; Гигин. Цит. соч. 75; Овидий. Метаморфозы III. 320; Цец. Схолии к Ликофрону 682.)Вещий Протей
В самом деле, кто в делах любви испытывает более сильные чувства радости и наслаждения, мужчина или женщина? Если исходить из того, кто испытывает большую жажду любви, то здесь вряд ли можно установить чье-либо преимущество. Хотя, конечно, если верить юмореске «Осюсяй» Вячеслава Полунина, то женщина вроде бы больше стремится к любви, чем мужчина. Действительно, имя женщины — Любовь, а имя мужчины — Борьба. Это так. Но это вовсе не значит, что у женщины стремление к любви выражено сильнее, чем у мужчины. Без любви нет борьбы, а без борьбы — любви. Значит, они равны по силе, по значимости в жизни человека. Следовательно, и стремление к любви у мужчин не менее сильно, чем аналогичное стремление у женщин. Одним словом, в общем и целом стремление к любви одинаково сильно выражено у женщин и мужчин. Иначе мы видели бы очевидное статистическое преобладание мужчин-девственников над женщинами-девственницами.
В вышеприведенном мифе Зевс оправдывает свои многочисленные измены тем, что Гера, когда делит с ним ложе, испытывает неизмеримо больше удовольствия, чем он. Занятный аргумент. Действительно, мужья больше изменяют своим женам, чем жены мужьям. Свидетельствует ли это, однако, о том, что мужчины изменяют своим женам для восстановления баланса удовольствия? Нет, конечно. Мужские измены вызваны другими причинами. С одной стороны, мужчины по природе своей стремятся к переменам, к риску, к некоторому беспорядку. Брак — это определенный порядок жизни. Измена жене — нарушение брачных обязательств и, следовательно, некоторое нарушение порядка жизни. Вот вам и мужское поведение. С другой стороны, женщины, стремясь больше к порядку, к сохранению порядка, менее подвержены тому, чтобы нарушать брачные обязательства, в частности, изменять мужьям. Да и в силу своей биологической природы женщины несут большую ответственность за соблюдение порядка в половых отношениях. Во-первых, наступление беременности больше зависит от них, чем от мужчин. Нежелательная беременность вероятнее в тех случаях, когда женщина вступает в многочисленные половые связи, ведет неупорядоченную половую жизнь. Зная об этом, женщина по естеству своему стремится ограничить половые отношения лишь отношениями с мужем. Во-вторых, симптомы некоторых венерических заболеваний у женщин менее выражены, чем у мужчин. Гонорея, например, у мужчин дает о себе знать на третий день, а у женщин она может отчетливо проявиться лишь через месяц. Если женщина будет вести беспорядочную половую жизнь, то в подобной ситуации (скрытого или стертого течения венерической болезни) она может гораздо больше заразить людей, чем мужчина.
Вот эти две биологические причины и приводят к тому, что женщины в общем и целом менее склонны к изменам и более верны в супружестве.
14.
Женщина и мужчина — две половинки человека. Мужчина без женщины — неполный человек. Женщина без мужчины то же самое, неполный человек. Отсюда вывод: жизнь мужчин без женщин, а женщин без мужчин — их горе-несчастье, что бы они ни говорили и ни думали.
На всех этапах жизни человек должен стремиться стать-быть целостным человеком, т.е. мужчина должен (кровь из носа!) жить вместе с женщиной, а женщина — с мужчиной!
Эти мои слова можно квалифицировать и как отповедь гомосексуалистам и унисексистам всех мастей, женоненавистникам и мужененавистницам-феминисткам.
(Кстати, я не открываю Америки. 150 лет назад Л. Фейербах писал: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей. Потому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя существом частичным, которое нуждается в другом частичном существе для создания целого, истинного человечества».)
———
Различение мужчин и женщин только по половому признаку страдает ограниченностью. Оно не учитывает множество других черт, свойственных отдельно мужчинам и отдельно женщинам. Например, женщины больше осторожны, чем смелы, а мужчины больше смелы, чем осторожны. Для женщины неоскорбительно, если ее называют трусихой. А для мужчины та же характеристика, как правило, оскорбительна. Если женщина живет без мужчины, то она деградирует в сторону сверхосторожности, трусости, а если мужчина живет без женщины, то он деградирует в сторону сверхдерзости, безрассудства. Баланс смелости и осторожности может быть только при совместной жизни мужчины и женщины.
Далее, женщины более склонны сохранять порядок, чем нарушать его, а мужчины более склонны нарушать порядок, чем сохранять его. Женщина без мужчины деградирует в сторону консерватизма и традиционализма, а мужчина без женщины деградирует в сторону разрушительного бунтарства и революционаризма.
Женщины — коллективистки по натуре, а мужчины склонны к индивидуализму.
Напомню и такое наблюдение А. П. Чехова: "Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют".
Одним словом, мужчины и женщины "обречены" на совместную жизнь не только для-ради полового общения, но и для обеспечения баланса порядка и беспорядка, устойчивости и изменчивости, консервативности и обновления, коллективизма и индивидуализма.
15.
О необходимости частично-раздельного обучения мужчин и женщин.
Современная система образования в России имеет существенные изъяны-недостатки. Одним из самых серьезных и опасных является переоценка значения знаний в образовании человека. Посмотрите: торжественный день образования, праздник образования (1-е сентября) именуется у нас «Днем Знаний». Разве в образовании человека получение знаний — главный элемент? А как же быть с получением умений и навыков, как же быть с формированием личности-человека в целом?!
В итоге мы плодим зубрил, исполнителей и загоняем в угол настоящих творцов и лидеров. Кто лучше учится в школе и вузе? Девочки-девушки. А что ребята-юноши менее способны? Очевидная нелепость. Такой перекос в подготовке-оценке девочек и мальчиков, девушек и юношей в значительной мере является результатом односторонней ориентации в школе и вузе на получение знаний.
Девочки-девушки лучше учатся не только по указанной причине. Девочки обгоняют в развитии мальчиков (на стадии роста-взросления) и от этого они получают преимущество в учебе. Видимо, нужно ввести частично-раздельное образование: мальчики и девочки, юноши и девушки по большинству предметов должны заниматься в разных группах-классах и должна быть выработана разная технология обучения и, соответственно, система оценок.
Лейт Такова, кстати, теория В.А. Геодакяна. По этой теории женский пол воплощает сохранение и устойчивость, а мужской пол — обновление и изменчивость. См.: Два пола: зачем и почему? / Сост. и ред. Е. И. Соколов. СПб., 1992.
Мальвина О категориальной картине мира и категориальной логике см.: Л. Е. Балашов. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М.: ACADEMIA, 1997; Л. Е. Балашов. Соответствия и антисоответствия между категориями. М.: ACADEMIA, 1998; Л. Е. Балашов. Ошибки и перекосы категориального мышления. М.: ACADEMIA, 2002; Л. Е. Балашов. Философия: Учебник. М.: «Дашков и К», 2010.
Алиса Могут сказать, а как же гомосексуальные отношения? Ответ прост. Во-первых, гомосексуальные отношения не так уж часты; они — исключение из правила, которое лишь подтверждает правило. Во-вторых, и в гомосексуальных отношениях образуются так или иначе своеобразные, квази- противоположности, именуемые "активом" и "пассивом".
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.