Ю. Н. Савич об употреблении гашиша на Востоке

Малаб Уаха: литературный дневник

http://ru.m.wikisource.org/wiki/()


На Востоке употребляется гашиш для произведения приятного возбуждения нервной системы, возбуждения, особенно необходимого в жарком и однообразном климате, где вечное, гнетущее солнце, где времена года никогда не сменяются быстро и резко, где и способности человека не выходят из однообразной и ленивой деятельности, если не вызывать их из этой торпидности, от времени до времени, каким-нибудь особенным стимулом. Если и при нашем благоприятном климате, при всеобъемлющей деятельности, дающей пищу всем требованиям натуры человеческой, если и при нашем разнообразном, переменчивом, многостороннем образе жизни, мы чувствуем ещё потребность в искусственных возбуждениях, — употребляем табак, кофей, чай и спиртные напитки, — то как же несчастному арабу, индийцу, турку не искать более сильных возбудителей в опиуме и гашише? Умеренное употребление этих средств могло бы быть для них даже полезно, но как отграничить эту пользу от употребления во зло? Если и мы так редко решаемся признать границей черту, которую указывает нам просвещённый рассудок, если и при самых выгодных условиях жизни нам так трудно бороться с нашими наклонностями и привычками, — какая ж остается гарантия за неразвитым, изнеженным и чувственным обитателем Востока?.. И это злоупотребление опиума и гашиша является только эпифеноменом того нравственного падения на Востоке, которое выражается многоразличнейшими фактами домашней и общественной жизни и представляется результатом действия многосложных причин, по большей части "естественных"; в этом — объяснение, но не оправдание тех печальных и унизительных результатов, устранение которых возможно было бы только при внешнем влиянии, только при участии европейцев, весьма необходимом в деле, которое касается общечеловеческих интересов.
Оставив прения о том, действительно ли Непентес Гомера, которым Елена угощает Телемака, состоял из индейской конопли, как то доказывал еще в начале нынешнего столетия Virey, — мы не имеем никаких верных указаний, чтобы свойства гашиша были известны древним. Надо думать, что на Востоке употребление этого средства сделалось всеобщим ещё не так давно; ещё во время крестовых походов оно было секретом немногих лиц, пользовавшихся им в интересах своего тщеславия и фанатизма. Augustin ThierryАлиса
рассказывает, что «под именем"гассасинов" (hassassis), или "ассассинов"(assassins), во время крестовых походов, слыли в Европе религиозные фанатики-мусульмане, которые, в надежде удостоиться рая, жертвовали собой для внезапного поражения врагов своей веры. Все вообще тогда верили, что в ущельях Ливанских обитало целое племя этих энтузиастов, под предводительством вождя, известного под именем „Старого Горца“ (le Vieux de la Montagne), по знаку которого вассалы его с восторгом сбегались на смерть. Слово "haschischi", которым называли их по-арабски, происходило от названия одного опьяняющего растения, часто употребляемого ими как возбуждающее, или одуряющее средство. Понятно, что одно имя этих людей, которые внезапно поражали кинжалом, умерщвляли вождей среди их собственных солдат и весело умирали, лишь бы удар их верно был нанесен, должно было внушать большой ужас крестоносцам и пилигримам. Они приносили оттуда такое живое воспоминание о страшном слове "ассассинов", что это слово, в то время ещё новое, скоро сделалось известным, и самые нелепые рассказы об убийствах пользовались у многих доверием».
История говорит, что «Старый Горец», с помощью гашиша, действовал на души тех молодых людей, которых он избирал орудиями своего фанатизма; мы постараемся доказать возможность самого баснословного влияния при помощи гашиша, а теперь скажем только, что мы имеем полное право верить тому, что гашишины, по знаку вождя, низвергали себя в пропасти, кидались в огонь, вонзали кинжал себе в сердце, или отправлялись, не взирая на препятствия и опасности, по указанию вождя своего, поражать вождей неприятельских в их собственных чертогах, среди толпы их бдительной стражи
. Чудесность этого влияния весьма упрощается по мере изучения действия гашиша на мозг; но пока, мы выведем только одно заключение: в средние века употребление гашиша не было ещё повсеместно распространено на Востоке и свойства его ещё не везде и не всем были известны; но в наше время употребление его сделалось обычным между индийцами, арабами и турками; у первых он известен под именем Banque, у вторых — hachisch, у третьих — Malach.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.11.2013. ***
  • 09.11.2013. Ю. Н. Савич об употреблении гашиша на Востоке