Прощание с Блокомк 125 - летию со дня рождения Дождливым декабрьским вечером 1991 года в небольшую квартиру на улице Шломо-амелех в Натании позвонил незнакомый человек. Времени более чем на то, чтобы выхватить из снопа пламенных волос взгляд, таящий в себе то ли симптомы диффузии зрительной агнозии, то ли характерный для пуэрториканского синдрома ассонансный оттенок, как правило, отличающий борцов за справедливость, квартирных маклеров и хронических алкоголиков, не нашлось, ибо посетитель уже уверенно пересекал границу неприкосновенной частной собственности, к неприкосновенности которой, честно говоря, хозяева квартиры ещё не привыкли. - Привет, олим хадашим! Обращение «олим хадашим» (новые репатрианты - иврит - прим. авт.) мне не нравилось, хотя к тому моменту минуло менее трёх недель со дня нашего приезда в Израиль и никто этому обращению в данной ситуации лучше нас, хозяев квартиры, не соответствовал. Его звали Бенвенуто. В прошлом артист оригинального жанра, прослуживший 20 лет в Житомирской филармонии, а на заре карьеры отметившийся ролью безымяной санитарки в оперетте Тихона Хренникова «Шесть часов вечера после войны», поставленной Одесской музкомедией (что произошло гораздо позднее переезда театра из Львова, но ещё до того, как Мишка Водяной, с которым Беневенуто систематически пил из одного стакана, прославился на всю страну). В тот памятный вечер он, не дав нам опомниться, прочитал небольшую, часа на полтора, лекцию с перечнем десятков преполезнейших практических советов и рекомендаций, без которых невозможно было представить новую репатриантскую жизнь, выпил два чайника чая, бутылку водки и молочную смесь, приготовленную для нашего полугодовалого сына. В заключение, он вытащил из пакета огромный строительный пенобетонный блок, небрежно положил его на обеденный стол и уже на лестничной площадке заканчивал инструктаж по размещению блока внутри туалетного бачка с целью колоссальной, до 0,2% от суммы репатриантского пособия, экономии… Мы прожили по соседству с Бенвенуто больше двух лет. Первое впечатление не обмануло. Это был хронический алкоголик, а в свободное от запоев время – распространитель «Гербалайфа» и даров Мёртвого моря, поднявшийся однажды, согласно его уверениям, на ёршиках из натуральной оленьей щетины для унитазов. Всё это не мешало ему, прежде всего, оставаться порядочным человеком. Видимо поэтому я никогда не видел его в футболке без союзмультфильмовских опознавательных знаков, а страдающие недержанием вьетнамки держались за жизнь исключительно на честном слове Бенвенуто. Он и в самом деле никогда не врал и если его бесчисленные истории носили некую фантастическую подоплеку, то это происходило лишь из-за бурного темперамента рассказчика (о, эти рассказы! одна история о смертельной схватке Сальвадора с квартирным вором, позарившимся на шикарную картонку из-под музыкального центра с бесценной бенвенутовой коллекцией стеклотары, чего стоит!…) К сожалению, а может быть и к счастью, в мои намерения не входило начинать настоящее эссе со столь длинного вступления, да ещё посвящённого не самой грандиозной личности, с которой мне довелось на своём веку состоять в знакомстве. Просто был и другой вечер, на этот раз, кажется, летний или вовсе осенний, а потому лишённый самой невыносимой средиземноморской духоты. Бенвенуто пришёл не один, а с немолодой простоволосой бабой в кожаных штанах и зелёной шёлковой блузе с вызывающим глубокое разочарование вырезом, и это был первый и последний раз, когда я видел друга Сальвадора с представительницей недружественного питону пола. В руках бывшего артиста Одесской музкомедии, Житомирской филармонии и, что вовсе не исключено, императорских театров, были подозрительно маленьких размеров торт и потрёпанная книга. Торт, как я и предвидел, оказался дрянь, зато книга не подкачала. Бенвенуто принёс томик стихов Блока и он их читал. Читал, несложно догадаться, весь вечер. Читал великолепно: Опять, как в годы золотые, Россия, нищая Россия, Тебя жалеть я не умею Во дворе тяжело сопели мускусные магнолии, готовые извиться в предсмертных судорогах, если бы не спасительно капающая влага заоконных кондиционеров, бурно стонали волосатые, как пожилые армянки, пальмы, имитируя ночные сефардские страсти в доме напротив, дико сатанел одинокий кузнечик, принимаемый нами за простуженную цикаду, а странный человек с чудом угадываемым чебурашкой на груди и рыжей, как кошка казначея домового комитета, щетиной, чистым голосом читал стихи о незабытой, но холодной Родине. В горле делалось сначала обыденно шершаво, как от парниковой клубники, но и это ощущение незамедлительно превращалась в саднящую терпкость, сворачивалась в колкие комки, отчего становилось больно глотать, и только абсолютное, а потому необъяснимое, безразличие к русской поэзии могло помешать гадко шуршащей за окном жирной летучей мыши присоединиться к звонким паузам, вызванным перехватами воздуха, которые театрально делал позабывший про свои эйфорийные пузыри чтец. Нос Бенвенуто от напряжения достигал размеров, при известных обстоятельствах способных угрожать не только пролетающим насекомым, но и чему-то более заметному, например, нашему новенькому шкафу, из-за очевидной антипатии, которую он ко мне испытывал, прозванному «Арафатом», или привезённой из «совка» люстре стиля поздний киевский ампир… единственное, с чем он мирился без предварительных условий и контрибуций, было слово Блока и, поскольку я давно уже ни о чём не пишу, кроме как о своих невнятных представлениях о поэзии, именно Блок, облачённый по такому случаю в непарадную пиджачную пару и видавшую виды беретку, станет моим новым главным героем.
Целует руки ласковая смерть... - Поэт? Зевакам любопытно, грустно, жалко: - Ушёл так рано... И кажется, дрожат его ресницы... А Незнакомка Смерть целует руки Подросший мальчик, “умерший от смерти”.
Всё логично, коль пишешь о Блоке, не бальмонтовскими же образами щеголять? Но, ещё не дочитав этот, в сущности, восторженный респект, я уже представлял (вот характер!) созданный по тому же лекалу вирш «Смерть Шекспира», со стенаниями Ричарда, похохатыванием лировского шута и траурной процессией, состоящей из петушиного кодла Монтекки и «братанов» конкурирующей фирмы Капулетти, «забивших стрелку», естественно, в студёную двенадцатую ночь, или «Агония Гоголя», в которой разгуляться дикой фантазии не помешали бы ни Вий, ни Нос майора Ковалёва, ни птица-тройка… Да и фантазию будить – стоит ли трудиться, её уже давно разбудили другие. Буйная бацилла неуёмного графоманства в поиске всё новых тем давит на мозжечок каждого незнающего отдыха от творчества автора, даже если речь идёт о человеке смышлёном и далеко небесталанном. Окончание и обсуждение статьи находится здесь: Павел Самсонов. Прощание с Блоком
© Copyright: Павел Самсонов, 2005.
Другие статьи в литературном дневнике:
|