И ты, Брут! выражение знакомое практически каждому

Авов Аволог: литературный дневник

И ты, Брут! – выражение знакомое практически каждому образованному человеку, даже если он не читал и не смотрел шекспировской пьесы про Юлия Цезаря, и тем более не читал «Сравнительного жизнеописания» Плутарха. Да, это выражение пошло от этого римского историка, а потом перекочевало в шекспировскую пьесу с лаконичным названием «Юлий Цезарь».
Так ли оно было на самом деле или не так, произносил эти слова пораженный мечом Брута Цезарь или не произносил – уже никто и никогда не узнает. Но, тем не менее, выражение стало нарицательным при получении известия о предательстве близкого и доверенного человека, вскормленного можно сказать с руки, каким был для Цезаря Брут.
Причиной убийства Цезаря стало недовольство римской элиты концентрацией власти в руках диктатора, которым Цезарь фактически стал к концу жизни. Не спасли его никакие заслуги перед отечеством и перед жителями вечного города. Воспитанным на республиканских традициях римским сенаторам и чиновникам не нравилось то, что Цезарь перетащил все одеяло власти на себя, оставив знати роль исполнителей. Но заговор против Цезаря могли осуществить только люди, «близкие к телу», то есть те, которым он полностью доверял и которых не боялся. Убийство Цезаря классический пример предательства и коварства, присущих, впрочем, любому заговору и перевороту.
Забавно, что большинство людей в самой читающей стране мира – СССР, впервые знакомилось с выражением И ты, Брут! вовсе не из первоисточников, а из всеми любимого произведения И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», когда бухгалтер Берлага попадает в сумасшедший дом.
...Только тут бухгалтер понял, что такое настоящие сумасшедшие. При виде посетителей больные проявили необыкновенную активность. Толстый мужчина скатился с кровати, быстро встал на четвереньки и, высоко подняв обтянутый, как мандолина, зад, принялся отрывисто лаять и разгребать паркет задними лапами в больничных туфлях. Другой завернулся в одеяло и начал выкрикивать: "И ты, Брут, продался большевикам!" Этот человек, несомненно, воображал себя Каем Юлием Цезарем...



Другие статьи в литературном дневнике: