Думала, что кинофестиваль «Сталкер» - фильмов о «правах человека» - скучный междусобойчик доков на уровне студенческих курсовых работ. Но ошибалась. Оказалось, там показывают хорошие, редкие, качественные и действительно стоящие внимания фильмы. Мы ходили на фильм «Полумгла» дебютанта Артема Антонова. Сценаристы обвинили режиссера в том, что он снял «антироссийское» кино за то, что режиссер изменил концовку фильма. В картине – качественно снятая, но простая история жизни немецких военнопленных в затерянной в российских снегах северорусской деревне. Все там просто: ненависть переходит в сострадание, сострадание – в любовь. Так все по сценарию на лирической ноте и должно было закончиться. Но режиссер поставил точку: приехало начальство, вышка, которую немцы строили, оказалась ненужной, и сами немцы тоже. Немцев расстреляли. Тема ненависти, преодолеваемой в личном общении, понятна (думаю, и в быту это испытано многими). Но обвинение в антирусскости странно и даже как-то оскорбительно. Лубки что ли надо снимать? Американцы бросили 10 000 своих солдат и 90 000 филлипинских на островах в начале войны. Те были вынуждены сдаться, и в конце войны их расстреляли. Факт, о котором, в отличие от Перл Харбора, американцы вспоминать не хотят. И режиссеры следующего за «Полумглой» фильма – «Великий рейд» - об этом факте напомнили. Интересно, их тоже в Америке упрекали в антиамериканизме?
Когда наши герои в стельку пьяны, и это подается как национальное достояние – это вполне ничего себе достойное наше кино. Когда ставим в фильме логическую точку (как будто мало своих убили в эту войну свои же, как будто и сейчас мало убивают) – это антируссизм. Да, наше прошлое не было идеальным, не было оно и абсолютно черным. Оно было – героическим со вкусом горькой полыни. Вопреки условиям жизни и здравому смыслу. Мы уникальная нация, способная на многое. Мы жертвовали людьми, не жалея их. Наше прошлое – оно многогранное. И в «Полумгле» есть главное – простые живые люди, противостоящие системе. Есть люди – входящие в систему, как среди немцев, так и среди русских. Кстати, над главным героем режиссер сжалился и не убил. Хотя так и видишь и его, в том же рву. Потому что так получилось, что и русский, ненавидевшей немцев за то, что на его глазах под звуки гармоники немцы уничтожили всех его друзей, и немцы, оказались в одной цепи и столкнулись с одной задачей – выжить и преодолеть ненависть. И преодолели.
А конфликт известный и извечный в финале: личность-государство.У нас всегда царь-батюшка – он же почти Бог, но и он же, за все и за всех в ответе. Всегда мы мечтаем царя свергнуть, и всегда оттого царь у нас лютый и с рукавицами ежовыми. Наверное, когда-то это изменится. Или не изменится. Останутся люди… Простые, мудрые… Если не сопьемся.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.