За тысячу лет до нашей эры и греки стали воспевать культ змеи, считавшейся у них символом мудрости, науки и познания. В одном из мифов говорится о том, что Зевс — верховный бог греков — подарил людям молодящее средство, а они, вместо того, чтобы самим нести этот бесценный дар, возложили его на осла, который отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью.
В шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока он купался, змея похитила цветок и сразу помолодела, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами.
Змея была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение. Это представление нашло интересное воплощение в религии египтян. Смена дня и ночи связывалась с тем, что в полночь бог Солнца Ра выходит со своей свитой из солнечной ладьи и входит в тело огромного змея, из которого утром все выходят «детьми», вновь садятся в ладью и продолжают путешествие по небу.
Изображение змеи предваряет надпись на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит: «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье... царю верхнего и нижнего Египта». В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк — олицетворение жизни и здоровья.
Змея была символом египетского бога Тота, покровителя врачей. Египетская богиня жизни и здоровья Изида всегда изображалась со змеями, символизирующими вечную жизнь.
Однако в истории медицины с образом змей и червей часто связывали не только жизнь и здоровье, но также болезни и смерть. В Египте олицетворением бога Тота был ибис — птица, пожирающая змей и червей, которые вызывают болезни.
Асклепия воспитал ученый кентавр Хирон (изображен на медной греческой монете второго столетия). Под его руководством Асклепий искусством врачевания превзошел своего учителя. Он не только исцелял больных, но даже возвращал к жизни умерших. И этим прогневил властителя царства мертвых Аида и громовержца Зевса (своего деда), так как нарушил установленный им порядок на земле. Разгневанный Зевс своей молнией поразил Асклепия, но люди обожествили сына Аполлона; они воздвигли ему много храмов и среди них знаменитое святилище в Эпидавре.
Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример воплощения этого противоречия — чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.