От я до А- Долина Судного дня

Маргарита Нота Сан: литературный дневник

Джейхун — арабское название реки Амударья.


Британский историк, бывший директор Института по изучению междисциплинарных наук Дэвид Рол утверждает, что установил местонахождение легендарного Эдемского сада в иранской провинции Азербайджан в окрестностях Тебриза, на основании которого базировалась традиция книги Бытия. Согласно Дэвиду Ролу, райский сад находился в длинной долине к северу от вулкана Сехенд, близ Тебриза. Он приводит несколько географических сходств и топонимов, которые, как он считает, соответствует библейскому описанию. Эти сходства включают близлежащие истоки четырёх рек Эдема: Тигр, Евфрат, Джейхун (евр. Гихон) и Фисон.


Гихон (ивр. также Гион, христианское название — источник Девы Марии, араб. Айн-Ситти-Марьям) — источник в Кедронской долине юго-восточнее Старого Города Иерусалима. Высота над уровнем моря — 636 м.


Согласно Третьей Книге Царств, у источника Гион был помазан на царство Соломон, сын Давида.


По приказу Езекии в скале был прорублен Силоамский тоннель длиной 533 метра к Силоамскому пруду. Перепад высот на протяжении тоннеля составляет 10 метров, поэтому в 2Пар. 32:30 говорится о «верхнем протоке вод Геона». К источнику также выходит шахта Уоррена.
Библейская энциклопедия архимандрита Никифора утверждает, что Ге;он, упомянутый в 2Пар. 32:30 и 2Пар. 33:14 — это другой источник в начале Енномовой долины на юго-западе от Старого Города.
Долина Еннома — долина к юго-западу от Иерусалима.
Долина Еннома, долина Енномовых (Нав. 15:8; Нав. 18:16), или долина сыновей Еннома (4Цар. 23:10; 2Пар. 28:3; Иер. 7: — одна из двух долин (вторая — Кедронская долина) рядом со старым городом Иерусалимом. Арабское название — Вади-эр-Рабаби.


Долина является символом Судного дня в иудаизме.


Долина является символом Судного дня в иудаизме. Изначально название этого места не было связано с наказанием и огнём. Долина эта находилась к югу от Иерусалима, неподалеку от т. н. «Солнечных врат». Очевидцы сообщали, что в этой долине сжигали мусор и мёртвых животных. На этом основании современные словари связывают эту территорию с местом наказания — место скопления негодного, разных отбросов, сжигаемых огнём. Однако символика геенны имеет более глубокие корни. Следует помнить, что в древних культурах практически любое действие было действием ритуальным, религиозно-магическим. Сжигание мусора и мёртвых животных — не исключение.
Долина Енном (или Хинном) была, соответственно, местом проведения различного рода языческих обрядов, связанных с огнём. Так, В. В. Емельянов указывает, что «знаменитая „долина Хинном“ (греч. „геенна“) находилась вблизи южных Солнечных ворот Иерусалима, а устраивавшиеся здесь языческие обряды включали проведение детей через огонь (в раннее время, несомненно, человеческие жертвы палящему солнцу). Пророки Ветхого Завета, грозившие долине Хинном Божьей карой, проклятием и запустением, подготовили почву для гневных евангельских и коранических проповедей, обещающих отступникам и грешникам вечные огненные муки». И. Ш. Шифман в книге «Ветхий завет и его мир» также указывает: «Среди обычаев сиро-палестинского региона особое место занимало принесение в жертву (сожжение живьём) богу сыновей жертвователя, практиковавшееся обычно в критической ситуации. Такие жертвоприношения назывались по-финикийски молх, по-еврейски м;лех… Останки таких жертв хоронили на специальных кладбищах, называвшихся тоф;т… В долине Хинном недалеко от Иерусалима иудеи приносили в жертву животных, поскольку человеческие жертвоприношения в Иудаизме запрещены; из еврейского ге Хинном („долина Хинном“) возникло слово „геенна“»
Гее;нна (ивр. «Ге-гинном», др.-греч. ) огненная — символ Судного дня в иудаизме и христианстве, в исламе является равнозначным слову «ад».


Название образовано от названия долины Еннома к юго-западу от Иерусалима, где поначалу израильтяне занимались идолопоклонством, а позже ставшей местом свалки нечистот. Смрад, шедший от этой долины, сделал её впоследствии символом ада (Матф. 5:22).


Долина Еннома
Можно заметить, что древнее ханаанейское название долины, которая находится к югу от Иерусалима, возле Солнечных ворот: «Хеенна огненная» — долина «Хенном» или «Бен Хенном» — долина сыновей Хеномовых. Считается, что название «Хенном» происходит от имени древнеханаанского божества подземного огня «Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)», упоминаемого также и в текстах из Рас-Шамры (Угарита). Очевидно, что это одно из архаичных имён протоханаанейского Великого бога-отца раннеземледельческой религии, бога земли и преисподней. По одному из преданий бог Хна (Кен) и его супруга Хенат (Кенат) являлись родоначальниками (некоторых племён) ханаанеев. Не исключено, что именно это наименование («Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)») мифического предка автохтонного населения Ханаана и послужило им как для самоназвания («Бен Хенном» — сыны Хена, Кена), так и для наименования страны (Кна(а)н — земля (долина) сынов К(е)на).


В Ветхом Завете
Здесь был расположен Тофет — место, где, согласно Библии, идолопоклонники сжигали детей, приносимых в жертву Молоху.


и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.


— Иер. 7:31
Библия говорит, что после Божьего суда над Иерусалимом это место должно будет называться «долиной убиения» из-за недостатка места для погребения мёртвых (Иер. 19:6,11).


Еврейский учёный Давид Кимхи (David Kim;i) в комментарии к (Пс. 27:13) приводит следующие исторические сведения о слове «гехинном»: «А место сие находится в земле, прилегающей к Иерусалиму, и место сие отвратительно; туда бросают нечистоты и трупы. Также там не переставая горит огонь, в котором сжигают нечистоты и кости трупов. Посему и суд над нечестивыми символически назван гехинномом».Тата


В Новом Завете
В Новом Завете слово «геенна» встречается 12 разГоблин: пять в Евангелии от Матфея: 5:22, 5:29, 30, 10:28, 18:8, 9, 23:15, 23:33; три в Евангелии от Марка: 9:43, 9:45–47; в Евангелии от Луки: 12:5; в Послании Иакова: 3:6; в Книге Откровение: 20:14. Из них 6 раз в контексте Судного дняКлио:


«кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22)
«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29-30)
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28)
«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18:8,9)
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15)
«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23:33)
В иудаизме
В Мишне говорится о великом страхе раввинов перед Днём суда. «Передо мной два пути: один в Эдем, другой в геенну огненную, и я не знаю, каким путём меня поведут. Как же мне не плакать?»


Средневековое еврейское предание гласит, что в канун шаббата гаснут огни геенны, в которой грешники искупают свои грехи: а их души на время шаббата получают свободу. На исходе же шаббата эти погибшие души вновь возвращаются в геенну.
(Материал из вики)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.05.2021. От я до А- Долина Судного дня