Священная наука чисел

Маргарита Нота Сан: литературный дневник

Число 9 (Эннеада)
Тройственный символизм девятки и её графическое изображение
Эзотерический смысл числа девять связан с идеей полноты и совершенства, заключенной в нем и связанной с синтезом трех миров, то есть тройной троичностью (Бог, Универсум, человек). Очень хорошо её суть отражает то значение, которое девятка имела в китайской традиции, где она символизировала понятие «все». В своем божественном аспекте девятка означает божественную силу и мощь Творца, проявляющуюся в материальной среде закономерностей. В своем природном аспекте числа девять символизирует физический план бытия, в котором проявляется закон троичности. В своем человеческом аспекте девятка олицетворяет собой идею духовной мощи, выражающейся во владении всеми тремя мирами, то есть идею Посвящения.
Графическим изображением девятки является девятилучевая звезда, или круг, разделенный на девять частей.
Атрибуты и сущность девятки
Представляя собой число полноты и всевмещения, девятка вмещает в себя весь цикл бытия, изображенный в виде круга, в котором содержатся 360 градусов (3+6+0=9) и все числа от 1 до 9. Она играла большую роль в числовом символизме различных религиозных традиций и культур — и в христианстве, и в буддизме, и в оккультно-масонской доктрине, и в манихействе, и в гностицизме. Лосев приводит развернутое свидетельство зримого присутствия девятки в числовом символизме античности:
"Кроме указанных 9 муз Троянская война продолжается 9 лет (и на 10-й год её исход), 9 лет странствует Одиссей (а на 10-й возвращается на родину); 9 птиц, предсказывающих продолжительность войны; 9 лет жизни Посейдона у морских богинь, 9 дней мора у ахейцев по велению Аполлона, 9 дней пира Беллерофонта у ликийского царя, 9 дней плена Феникса в доме его родителей, 9 дней наводнения для смытия ахейского лагеря, 9 дней ссоры богов о теле Гектора, 9 дней без погребения детей Ниобы, 9 дней плача по Гектору, 9 дней для свезения леса для его погребения, 9 дней бури перед прибытием Одиссея к лотофагам; 9 дней, данных Эолом для благополучного прибытия Одиссея на Итаку; 9 дней бури перед прибытием Одиссея к Калипсо. И это далеко еще не все примеры из Гомера на употребление числа 9."
Подробную характеристику различных свойств девятки дает Мэнли Холл:
"Эннеада, 9, была первым квадратом нечётного числа (3х3). Она ассоциировалась с ошибками и недостатками, потому что ей недостает до совершенного числа 10 одной единицы. Она называется числом человека, из-за девяти месяцев его эмбрионального развития. Среди её ключевых слов — «океан» и «горизонт», потому что для древних они были безграничными. Эннеада есть безграничное число, потому что ничего нет за ней, кроме бесконечного числа 10. Она называется границей и ограничением, потому что она собирает все числа внутри себя. Она называется сферой воздуха, потому что она окружает числа так, как воздух окружает землю. Среди богов и богинь, разделяющих в большей или меньшей степени её природу, — Прометей, Вулкан, Юнона, сестра и жена Юпитера, Пан, Аглая, Титогения, Куритис, Прозерпина, Гиперион и Терпсихора (Муза).
Число 9 рассматривается как зло, потому что это перевернутая 6. Согласно Элевсинским Мистериям, это было число сфер, через которые сознание пробивалось при своем рождении. Из-за своего сходства по форме со сперматозоидом 9 ассоциируется с зарождением жизни."
Блаватская указывает на такое свойство девятки, как её воспроизводимость при осуществляемых с ней операциях:
"Это есть число, которое непрестанно воспроизводится во всех видах и аспектах при каждом помножении. Это есть знак каждой окружности, ибо величина его в градусах равна 9, т. е. 3+6+0. При некоторых условиях это плохой знак и очень несчастливый. Если число шесть было символом нашей планеты, готовой для оживотворения божественным Духом, то 9 было символом нашей земли, оживленной дурным или Духом Зла."
Сходную идею по поводу связи девятки с окружностью высказывает Рене Генон: "…9, а не 10 является числом окружности, деление последней осуществляется соответственно кратными числа 9 (90 градусов для квадранта, следовательно, 360 для всей окружности)". Согласно эзотерическим представлениям если число 9 символизировало собой окружность, то число 1 — центр окружности, а весь круг представляет собой число 10=1+9. X. Э. Керлот дает тройственной природе девятки следующую характеристику:
"Девять — треугольник триады и утроение тройки. Следовательно, это сложный образ трех миров. Девять есть конец — предел цифровой серии до её возвращения к единице. Для иудеев это число было символом истины, бытия, характеризующее тем, что, умноженное, оно воспроизводит себя (в мистическом прибавлении). В медицинских ритуалах оно символизировало число par excellence, т. е. представляло тройной синтез или диспозицию на каждом из существующих планов реальности: телесном, интеллектуальном и духовном."
Число 9 не просто символизирует собой Посвящение, но и выражает этапы приближения к совершенству, о которых говорит Мебиус:
"Перечислю девять основных циклов этих усилий, отметив, что они чаще реализуются параллельно, нежели последовательно.
1. Устранять в себе физическую трусость.
2. Устранять в себе нерешительность.
3. Устранить в себе ретроспективные сожаления о том из содеянного, чего исправить нельзя.
4. Бороться елико возможно с суевериями.
5. Бороться елико возможно с предрассудками.
6. Бороться елико возможно с условностями.
7. Реализовывать вокруг себя физический порядок, а в самом себе поддерживать здоровье.
8. Достичь равным образом астрального порядка в себе (стремление к упомянутой уже душевной гармонии) и вне себя (точная классификация и точное эмпирическое знакомство с сущностями астрального плана и их проявлениями).
9. Организовывать еще и ментальный порядок, т. е. чистоту, ясность, абсолютность метафизического миросозерцания и полноту сознания своего эманационного происхождения от архетипа."
Девятка играет особую роль в механизмах психики, что связано прежде всего с процессами запоминания информации, имеющими не только семеричную, но и девятеричную структуру.
Число 10 (Декада)
Тройственный символизм десятки и её графическое изображение
Эзотерический смысл числа десять состоит в том, что оно продолжая линию, намеченную числом девять, символизирует идею абсолютного совершенства и числовой завершенности, возвращающей к источнику всех однозначных чисел — единице. Корнелий Агриппа говорил на этот счёт: "Число десять названо всемирным и полным числом, означающим полный путь жизни, ибо от этого числа считают повторениями, и оно содержит в себе все числа или объясняет их своими, помножая их. Поэтому его считают числом различных энергий… Нет числа выше его и все "десятое имеет нечто божественное"". В этом, только что названном, божественном аспекте число десять означает небо, высшую целостность, абсолютную полноту, возврат к единству на новом уровне. В своем природном аспекте десятка символизирует проявленную природу, материю, выполняющую небесную волю и верховный закон. В своем человеческом аспекте число десять символизирует то, что может быть названо Богочеловечеством, реализующим принцип Царства Божия на земле, или еще точнее Богочеловеком, Небесным Человеком или Адамом Кадмоном.
Графическим изображением десятки будет также крут (окружность плюс её центр), змея, ползущая по столбу (движение плюс покой, замысел плюс форма), а также Древо Сефирот.
Атрибуты и сущность десятки
Выступая как число абсолютной полноты и тотальной завершенности, десятка представляет собой синтез бытия и небытия. По мнению Дебаролля "знак десяти составлен из единицы, означающей бытие, и нуля, выражающей) небытие: оно, стало быть, содержит дух и материю; оно есть высшая точка разума человечества, которое все исчисляет им". Многие оккультные философы (Корнелий Агриппа, Сен-Мартин, Элифас Леви) считали, что десятка своим совершенством способна исправить другие несовершенные, неполные, разделенные друг с другом числа. Сен-Мартин писал: "Число соединенное в декаду никогда не представляет образа расчленения и бесформенности. Даже 2 и 5, разделяющие декаду, дурны только тогда, когда они уединены. Соединенные в десяток они теряют свой дурной и бесформенный характер". Сходную характеристику дает числу 10 Блаватская: "Десять или Декада приводит все эти единицы назад к единству и заканчивает таблицу Пифагора. Потому эта фигура — единица в нуле — была символом Божества Вселенной и Человека. Таков тайный смысл "мощного захвата львиною лапою племени Иуды" ("пожатие мастера-масона") между двумя руками, соединенные пальцы дают число десять".
Мэнли Холл также подчеркивает завершающий и объединяющий аспект числа 10:
"Декада, 10, согласно пифагорейцам, есть величайшее число не только потому, что это тетрактис (10 точек), но и потому, что она объемлет все арифметические и гармонические пропорции. Пифагор говорит, что 10 есть природа числа, потому что все народы приходят к ней, и когда они приходят к ней, они возвращаются к монаде. Декада называлась и небом, и миром, потому что первое включает второе. Будучи универсальным числом, декада прилагалась пифагорейцами к тем вещам, которые характеризуются возрастом, силой, верой, необходимостью, мощью памяти. Она также называлась неутомимой, потому что, подобно Богу, она не подвержена усталости. Пифагорейцы делили небесные тела на десять порядков. Они также утверждали, что декада совершенствует все числа и объемлет в своей природе чётные и нечетные, подвижные и неподвижные, добрые и злые. Они ассоциировали её силу со следующими божествами: Атласом, потому что он несет числа на своих плечах, Уранией, Мнемозиной, Солнцем, планетами и Единым Богом."
Число 10, составленное из суммы первых четырёх чисел натурального ряда (1+2+3+4=10), вбирает в себя всю вселенную и представляет собой четырехликое единство бытия в Идеальном Аспекте, Мистическим Квадратом, вписанным в окружность. X. Э. Керлот дает десятке следующую характеристику:
"Десять в десятеричной системе символизирует возвращение к единице. В тетрактисе (пифагорейском треугольнике, где точки в четырёх убывающих рядах — четыре, три, два, один — суммируются до десяти) оно относится к четырём. Символизируется также духовное достижение, равно как и единство его функций в качестве чётного (или амбивалентного) числа или в качестве начала новой, сложной серии чисел. Согласно некоторым теориям, десять символизирует целостность универсума (в двух планах: метафизическом и материальном), т. к. оно приводит все к единству. Известно истолкование этого числа как совершенства: эта традиция, берущая начало в древневосточном и через пифагорейскую школу приводящая к Св. Иерониму."
Десятка изображается не только неподвижным статическим символом Древа Сефирот, но и вполне подвижной фигурой «денера». В определенном смысле она есть вращающийся круг. Рене Генон считает, что наилучшим графическим символом десятки будет круг, разделенный на четыре равные части посредством креста, образованного двумя прямоугольными диаметрами. Если квартинер геометрически в статическом аспекте может быть изображен в виде квадрата, то в динамическом аспекте, он изображен как подвижный, вращающийся вокруг своего центра крест. Такой денер, то есть полный числовой цикл, представляет собой знаменитую "квадратуру круга", которая по сути есть деление круга на четыре части, символизирующее собой соединение духа и материи...
… двузначные числа можно определить как "числа творения"


Считалось священным числом, символизирующим собой "двойственность в использовании силы" (Мебиус), что приводило либо к очистительным духовным последствиям, либо к разрушениям и хаосу. Это связано с амбивалентной природой числа II, основанной на отрицании 10.
Библейский смысловой символизм, разработанный Августином, говорит, что если десятка — это закон, то число одиннадцать несет в себе революционное попрание всякой идеи законности. В сакральном эзотерическом смысле является числом, символизирующим понятие очищение, знак жизни и смерти, открывающий путь в высшие сферы бытия. Представляет собой число наиболее верных учеников Иисуса Христа. X. Э. Керлот пишет о числе II следующее:
"Одиннадцать символизирует переход, избыток и опасность, а также конфликт и мученичество. Согласно Шнайдеру, в нем присутствует некое инфернальное свойство: поскольку в нем имеется некий излишек совершенного числа (десять), то, следовательно, оно означает несдержанность; но в то же самое время оно соответствует (подобно двойке) горе в виде мандорлы, центральной точке символического Превращения и антитезису, поскольку оно составлено из единицы плюс один (сравнимого по своему способу образования с двойкой)."
Оккультно-герметическая традиция отождествляла с числом II идею эгрегорных цепей, управляемых божественной волей. Соотношение чисел 5 и 6, то есть их сложение 5+6=11, дает формулу, применяемую в церемониальной магии: "Микрокосм действует на макрокосм" (числа 6 и 5 считались числами Макрокосма и микрокосма). Суфийская традиция также придавала большое значение числу II, считая его основным в своем числовом символизме, где оно означало одно из имен Аллаха. Рене Генон подчеркивал универсальное присутствие числа II в символизме Данте и многих тайных организациях и говорил о важности его произведений:
"22 есть число букв еврейского алфавита, известно какое он имеет значение в Каббале; 33 есть число лет земной жизни Христа, которое встречается в символическом возрасте масонского Розенкрейца, а также в числе степеней шотландского масонства; у арабов — это общее числовое значение имени Аллаха, а 99 — это число главных божественных атрибутов согласно исламской традиции."
Глубокую сакральность числа II подчеркивает исследователь древнеегипетской нумерологии И. П. Шмелёв, который пишет о сохранившихся склепах страны Кем следующее:
"В склепе Хеси-Ра размещались 22 панели, среди которых одна заглавная ("декан"). Значит, представлено II полей с изображениями и еще столько же с тыльных сторон, на которых написаны схемы, поясняющие, видимо, использование технологии канона. Итого 22 поля, несущих информацию… Основные научные положения (принципы) Древнего Египта сформулированы в 22 арканах, состоящих из двух групп по II арканов в каждой. Первая группа излагала основополагающие идеи о мироустройстве. Число 22 было магическим (силовым), потому что первая единица второго шага (яруса) десятичной системы есть начальная (задающая) ступень следующего десятичного «слоя» — она одновременно является «иерархом» предыдущей десятки. "Мозговым трестом" Древнего Египта, как известно, были жрецы-ИЕРОФАНТЫ (читающие судьбу или знающие будущее) — хранители тайных (герметических) знаний, в число которых, как отмечалось, входили знания гармонии. Иерофантов насчитывалось II человек вместе с предводителем-деканом на Юге (в Верхнем Египте) и столько же «дублеров» на Севере (в Нижнем Египте)."
Генон отмечает, что "число 22 было сохранено в ритуале 33 шотландской степени, в которой оно ассоциируется с датой отмены Ордена Тамплиеров, исчисленной согласно масонскому летоисчислению, а не общепринятому".
Нелишне вспомнить и 11-летний цикл Солнечной активности, оказывающий согласно открытию Чижевского столь большое влияние на Землю.


Число 12 (Двенадцать)
Считалось сверхсовершенным числом, символом "философского камня", законченности и божественного круга, вращающего вселенную. Двенадцатеричная структура мироздания, присутствие числа 12 во многих реалиях жизни и религиозно-духовных традициях отмечались многими исследователями. Так Лосев, говоря об античной культуре и произведениях Гомера, свидетельствует:
"Кроме приведенных у нас выше 12 гесиодовских титанов мы находим у Гомера: 12 убитых Диомедом фракийцев, 12 погибших троянцев при появлении Ахилла после смерти Патрокла; 12 пленников, приносимых Ахиллом в жертву; 12 жертвенных быков, 12 участников Одиссеевой разведки, 12 итакийских женихов Пенелопы, 24 (два раза по. 12) жениха из Зама; 12 рабынь, занятых помолом зерна; 12 неверных и казненных служанок в доме Одиссея, 12 феакийских царей, 12 коней Агамемнона для примирения с Ахиллом, 12 жеребят Борея, 12 жертвенных телят Гектора, 12 быков в качестве цены треножника для победителя на играх в честь Патрокла, 12 кобыл у одного из женихов Пенелопы, 12 ног у Сциллы. И это еще не все примеры на употребления числа 12 у Гомера. Оно применялось к городам, кораблям, сараям для свиней, амфорам, топорам, украшениям, одеждам."
Действительно, "12 знаков Зодиака, 12 часов дня и ночи, 12 главных олимпийских богов, 12 библейских колен, 12 апостолов, 12 дней Рождества" по мысли исследователя символизма чисел А. Ольгина говорят о всепроникающей и вездесущей природе числа двенадцать. Арканологический герметизм связывает с данным числом идею жертвы, как единственно возможного условия восхождения человека к Богу. Х. Э. Керлот пишет: "Двенадцать символизирует космический порядок и спасение. Оно соответствует числу знаков Зодиака и является основой всех двенадцатеричных групп. С ним связаны понятия пространства и времени, а также колеса и круга".
Число 12, отмечают многие оккультисты, представляет собой произведение 3 и 4, вмещающее в себе все проявления материи и духа, разнообразные ритмы вселенной, миропорядок проявленного космоса.
Из всех чисел «двенадцать» имеет самый широкий охват, поскольку формулы Таро содержат две группы по двенадцать и четыре по четырнадцать, однако компоненты этих чисел не обладают сакральной и архетипической значимости. Керлот пишет по этому поводу:
"Учитывая, что двумя сущностными прототипами количества являются числа «три» и «четыре» (означающие соответственно динамизм или внутреннюю духовность, и стабильность или внешнюю активность), можно утверждать, что их сумма и их произведение дают два следующих за ними по значимости числа: «семь» и «двенадцать». Последнее соответствует геометрическому двенадцатиугольнику; оно, однако, может связываться и с окружностью, поскольку их символические значения практически идентичны. Таким образом, системы или схемы, основанные на круге или цикле, имеют тенденцию получать в виде конечного предела число «двенадцать». Даже если вначале структуры состоят менее чем из двенадцати элементов, позднее проявляется их тенденция стремиться к совершенному числу «двенадцать», как, например, в музыке, где модальная шкала из семи нот развилась в двенадцатинотную систему Арнольда Шенберга и его школы."
Круговая природа числа двенадцать свидетельствует о присутствии в нем особого порядка, основанного на схемах, способных распадаться либо на чисто внутреннее трехчастное деление внешней четверичной схемы, либо на внешнее четырехчастное деление уже внутренней троичной схемы. Все это свидетельство особого символизма Зодиака, построенного на принципе возможности проявления четырёх стихий тремя различными способами (уровнями). Вместе это дает двенадцать делений. Мистик Сент-Ив д'Альвейдер считал, что в сообществах людей, следующих символической традиции "окружность, стоящая выше всего и ближе всего подходящая к таинственному центру, состоит из двенадцати делений, которыми представлена высшая инициация (способности, добродетели и знания) и которые, в числе прочего соответствуют Зодиаку". Интересные мысли по поводу данного числа высказывает Генон, утверждающий, что двенадцатиричную формулу можно обнаружить в "круговом Совете" Далай-Ламы, в лице легендарных рыцарей Круглого Стола и исторических двенадцати пэров Франции Керлот указывает, что по данному принципу делилось этрусское государство, а Ромул учредил институт двенадцати ликторов.
Символика числа 12 была тесно связана с образом Небесного Иерусалима. В откровении Иоанна Богослова содержится следующее описание Мистического Града:
"Он (город) имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца". В другом месте «Апокалипсиса» говорится: "И показал мне чистую реку воды жизни, светлую как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; а листья дерева для исцеления народов."


Число 13 (Тринадцать)
Обычно число 13 считается несчастливым, потому во многих странах эта цифра отсутствует на дверях кабинетов, номеров в гостиницах, кают кораблей, домов. Это связано с тем, что данное число на единицу превышает считающуюся сверхсовершенной дюжину, а это опасно дисгармонией, взрывом, слишком стремительным переходом к новому качеству. Отсюда связь данного числа с понятием смерти, поскольку последняя означает переход в новую фазу жизни, являющуюся инобытием по отношению к посюстороннему существованию. Оккультная традиция утверждает, что число 13 заключает в себе несколько разновидностей смерти в зависимости от вызывающих её причин, что выражается различными способами разложения самого числа. Вот какие виды смерти выделяет Мебиус:
1) 13=1+12 — смерть добровольно принятая как жертва;
2) 13=12+1 — насильственная смерть;
3) 13=11+2 — смерть осознанно выбравшая свой полюс;
4) 13=3+10 — естественная смерть с точки зрения логики человека;
5) 13=10+3 — естественная смерть с точки зрения логики макрокосма, смерть в родах;
6) 13=4+9 — смерть, раскрывшая свои тайны при посвящении
7) 13=9+4 — преждевременная смерть от неподходящих условий жизни;
8) 13=5+8 — смерть в силу требования закона (например, смертная казнь);
9) 13=8+5 — смерть, основанная на попирании высшего закона, то есть самоубийство;
10) 13=6+7 — смерть в борьбе за победу идеи;
11) 13=7+6 — смерть в неравной борьбе;
12) 13=12+1 — смерть как следствие законченности задачи человека на земле.
Число 13 играло важную роль в некромантии и темных культах, где оно использовалось как сила, с помощью которой вызывались духи. Вместе с тем с эзотерической точки зрения число 13 символизирует собой смерть, за которой начинается преображение и воскресение.
Число 13 является видным в масонской символике. Оно было введено в состав Печати США во время принятия Конституции в 1789 году. 13 звезд над головой американского орла символизируют собой 13 штатов, которые присоединились к Союзу. Соломонова печать с её магической основой включает в себя 13 звезд. Исследователь символики Ф. Гудман в своей книге "Магические символы" пишет:
"Число 13, несомненно, имело большое значение, чем объясняется наличие в левой лапе орла тринадцати стрел и тринадцати отростков оливковой ветви, находящейся в другой лапе. Одна лапа символизирует мир, другая войну… эти крайности были отражением требований времени." Тринадцатый Эон считался в гностической традиции основным, управляющим остальными двенадцатью и связывался с Иисусом Христом.
Мистическим корнем числа 13, к которому приходят в результате теософского сложения чисел 1 и 3, является число четыре — священный тетрактис пифагорейцев.


Число 18 (Восемнадцать)
В оккультизме считалось числом, приносящим несчастья и кары, олицетворяющим собой рок. Арканологическая традиция связывает его с понятием "оккультные враги", и даже «энвольтация», а также с действием иерархического закона, который в данном случае может иметь негативную окраску.
Мистическим корнем данного числа, к которому приходят теософского сложения двух чисел, его составляющих (1+8), является число девять — последняя однозначная цифра натурального ряда чисел и, соответственно, последнее архетипическое однозначное число. Более подробно свойства чисел 9 и 18 будут рассмотрены отдельно, в главе "Числа, циклы, история".


Число 19 (Девятнадцать)
Герметическая традиция связывает данное число с Солнцем и идеей "солнечного делания", провозглашенной еще Гермесом Трисмегистом. Алхимики видели в нем сакральный символ золота и полагали, что оно является также числом "философского камня", несущий в себе законченность и совершенство, которые рождены от сочетания первого и последнего однозначного числа архетипического плана. В Каббале данное число также рассматривалось как благоприятное, поскольку оно состоит из двух счастливых чисел, порождающих еще более счастливое и совершенное число.
Мистическим корнем числа, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел (2+9), является число десять, олицетворяющее собой идею законченности и закона....
Число 22 (Двадцать два)
Считалось числом, олицетворяющим собой высший Разум и глубокую мудрость, носящую завершающий конечный характер. Не зря графическим символом этого числа считается великий Змий, укушающий себя за хвост. Число букв еврейского языка, алфавит которого считался солнечным.
Мистическим корнем числа 22, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (2+2), является число четыре — божественный Тетрактис пифагорейцев.


Число 33 (Тридцать три)
Священное число многих духовных традиций, в том числе и русской (тридцать три богатыря", "тридцать лет и три года"). А. Ольгин пишет:
"Некоторые исследователи находят связь 33 букв алфавита с 33 позвонками в позвоночнике человека. И даже количество шейных (7), грудных (12), поясничных (5), крестцовых (5) и копчиковых (4) считают не простым рядом чисел. С одной стороны, они соответствуют определенным буквам алфавита, с другой — 7 главным планетам, 12 знакам Зодиака, 5 первоэлементам в состоянии ЯН, 5 первоэлементам в состоянии ИНЬ и 4 стихиям — Огню, Воздуху, Воде, Земле.
Во многих традициях, в том числе христианской считается символом священного возраста, по достижении которого у правильно развивающегося человека полностью раскрываются все духовные силы и способности. Возраст Иисуса Христа.
Мистическим корнем числа 33, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (3+3), является число шесть — символ космического равновесия.


Число 40 (Сорок)
Считалось числом абсолютной законченности, завершенности. Блаженный Августин полагал, что число 40 выражает путешествие человека к истине и Богу. 40 дней длился пост Христа в пустыне. А. Ольгин указывает, что "для нормального внутреннего развития ребенка нужно носить его 7х40=280 дней — десять ("полное число") лунных месяцев и что слово «карантин» в буквальном переводе означает "сорокадневный период". Исследователь чисел А. Зиновьев писал:
""Сорок" — это и единица счета. "Сорок сороков" — очень много и вместе с тем систематизированное множество. "Сорок морозов после праздника сорока мучеников". Сороковины. Сорокоуст. Сорок лет пребывал Моисей в пустыне. «Сорок» — это собрание всех, всеобщность, собор. Поэтому обозначим:
Все=40, Вселенная=40, Собор=40, Христос=40." Мистическим корнем числа 40 является священный Тетрактис пифагорейцев.


Число 60 (Шестьдесят)
Исследователь символизма чисел А. Ольгин пишет: "Как и 3, 7, 12 число 60 издревле считалось священным. Наряду с десятеричной системой, халдейские маги, умевшие производить сложнейшие астрономические вычисления, пользовались шестидесятеричной системой. Осколки этих знаний дошли и до нас: круг делится на 60 градусов, в каждом градусе 60 минут по 60 секунд в каждой, час длится 60 минут и т. д.". Многие из тех, кто занимался изучением чисел (Блаватская, Генон, Холл) указывали на внутреннюю связь, существующую между числом 60 и кругом. Мистическим корнем числа 60 выступает шестерка — символ Божественного равновесия.


Число 66 (Шестьдесят шесть)
Данное число особо почитается в Исламе, где в нем видят одно из зашифрованных титулов (имен) Аллаха.
Его мистическим корнем является число три — символ Божественного Самосознания и Разума, число равновесия мира.


Число 72 (Семьдесят два)
Считалось священным числом в Иудаизме. В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в обряде. Представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию.
Мистическим корнем числа 72 является легендарная девятка.


Число 91 (Девяносто один)
Священное число египетской и каббалистической традиции, представляющее собой числовую величину сакрального слова Amen. Мистическим корнем данного числа является единица.


Число 243 (Двести сорок три)
Считалось священным числом в гностической и каббалистической традициях. Число Небесного Человека, Адама Кадмона, которое обозначает различные части его фигуры, относящиеся к различным степеням и уровням космической иерархии. Его мистическим корнем является девятка.


Число 360 (Триста шестьдесят)
Священное число многих традиций Востока и Запада, символизирующее собой окружность и Зодиак, разделенные на 360 градусов, Священный возраст Еноха (360 лет), указанный в Самаритянской "Библии".
Мистическим корнем данного числа является девятка, потому Генон справедливо указывал, что круг как окружность, символизируются числом девять, а центр обозначается единицей.


Число 365 (Триста шестьдесят пять)
Священное число египетской, гностической и каббалистической традиций. Символ солнечного года в 365 дней. Абраксас египетской символогии, олицетворявший собой Солнце, "Владыку Неба". В космогонии гностиков число обиталищ Высочайшего Неизвестного — Абраксаса, над которыми он главенствовал, составляло 365.
Число солнечного года в 365 дней есть числовая величина слова Неилос (Нила). Это число и Бык серпом Луны и крестом Тау между его рогами, и Земля под её астрономическим символом (@) являются самыми фаллическими символами позднейшей древности. Но поскольку Озирис отождествлялся с Нилом, то он соотносился с Солнцем и годом в 365 дней, а Изида считалась Луною, Матерью Землею и руслом этой реки. Столь высокая символика позволяет применить к расшифровке этого числа пифагорейский ключ. Блаватская утверждает, что число 365 должно быть прочтено как:
Земля (3) — оживотворенная (6) — Духом Жизни (5). Не следует забывать, что согласно преданию Енох жил 365 лет и по утверждению раввинов открыл годовой период в 365 дней.
Однако в герметической традиции утверждается, что именно Гермес Трисмегист осуществил реформу в исчислении времени, благодаря которой календарный год стал заключать в себе не 360, а 365 дней, что позволило упорядочить многие процессы жизни на планете.
Мистическим корнем данного числа является пентада пифагорейцев.


Число 432 (Четыреста тридцать два)
Священное число как на Востоке, так и на Западе. Представляет собой перевернутый Тетрактис пифагорейцев, взятый без единицы (4+3+2). Его глубинный смысл хорошо раскрывает Блаватская:
"Числа 1, 2, 3, 4 являются последовательными эманациями из Матери (Пространства) по мере того, как она образовывает, спускаясь вниз, свое одеяние, расстилая его по семи ступеням Творения. Волна возвращается к себе, когда один конец соединяется с другим в бесконечности, и проявлены числа 4, 3, 2, так как это единственная сторона завесы, которую мы можем воспринять, первое число же застряло в его недоступном уединении.
…Отец, который есть Беспредельное Время, порождает Матерь, которая есть бесконечное Пространство, в Вечности; и Матерь порождает Отца в Манвантарах, которые суть части продолжительностей, в тот День, когда мир становится единым океаном. Тогда Матерь становится Nora (Водами — Великой Глубью) для Нага (Верховного Духа), чтобы он покоился — или двигался — на ней, когда, как сказано; 1,2,3,4 спускаются и пребывают в мире невидимого, а в то время как 4, 3, 2 становятся пределами в видимом мире, чтобы иметь дело с проявлениями Отца (Времени).
Это относится к Махаюгам, которые в цифрах становятся 432, и с прибавлением нолей, 432000."
Можно добавить также, что число 432000 года считалось продолжительностью существования халдейских божественных династий.
Мистическим корнем данного числа опять-таки является девятка.


https://www.e-reading.club/chapter.php/127097/54/Klyuchnikov_-_Svyashchennaya_nauka_chisel.html



Другие статьи в литературном дневнике: