Из любви к искусству.

Зоя Арова: литературный дневник


Почему-то, часто вспоминаю один эпизод из детства. Молдаванка. Возле еврейской больницы очередь за яйцами. Очередь большая. Это даже не очередь, а толпа. Какое-то сборище людей, галдящих, как стайка воробьёв возле кучки хлебных крошек. Кто помнит одесские советские очереди-это было нечто. Я не случайно сказала не просто «советские», а именно «одесские». Думаю, это то самое «джерело», откуда Михал Михалыч Жванецкий черпал свой искромётный юмор (и, конечно же, одесские трамваи). Так вот. Яйца подходили к концу. А очередь-нет. Рождённые в СССР хорошо помнят то душевное состояние, которое возникало каждый раз в подобной ситуации (а это случалось нередко). Где-то глубоко внутри смешивались все, какие только могут быть, негативные эмоции - обида (за потерянный день), злость (не могли привезти на пару лотков больше?), зависть к счастливчикам, отходившим с вожделенными лотками «воднирукибольшедвухнедавать». Конечно же, люди просто так не сдавались (вот так и возник новый вид - «человек советский »- активность, переходящая в агрессивность, умение постоять за себя в любых обстоятельствах, твёрдость духа,находчивость и изворотливость и т.д.). В очереди поднимался дикий шум, иногда переходящий в потасовки… Ситуация была на гране выходящей из-под контроля… и, вот тут то, приходило самое время для тех, кто в этой очереди совсем и не стоял. Они яростно принимались «наводить порядок», переставляя людей, как пешки на доске… Как-то совсем незаметно, они вдруг сами оказывались во главе очереди, и схватив "добычу" в руки, пускались бежать наутёк - прочь от озверевшей разъярённой толпы. Так вот. Этим летним утром, когда в очереди заканчивались яйца, человеком наводящим порядок, была моя бабушка. Я помню как мы с бабушкой и с мамой (абсолютно случайно проходя мимо) подошли к очереди. Как бабушка кинулась в толпу (как Матросов - грудью на амбразуру). Как мы с мамой замерли от неожиданности и страха (что будет дальше?) и попятились в сторонку, с отвисшими челюстями…Я помню, как бабушка переставляла людей, прихлопывая их друг к другу, как прихлопывают руками пирожки, чтобы те приняли правильную форму. Я помню крик из толпы: «Смотрите, сейчас эта женщина возьмёт без очереди!» , ужас в маминых глазах, и таки да, бабушку, которая схватив два лотка просто испарилась в непонятном для нас направлении. Помню, как мы с мамой (правильные по натуре) в ужасе пустились бежать домой со всех ног, опасаясь расправы озверевшей толпы (что, если нас заметили с бабушкой рядом?)…. Я люблю свою бабушку, хотя, к сожалению , мало с ней общалась в детстве и мне совсем не передались её «способности». В общем-то, в нашей очень правильной учительской семье такими способностями, обладала только бабушка Шифра. Но от бабушки Шифры «по наследству» мне достались другие замечательные качества - жизнерадостность, музыкальность, женственность и способность «печь пирожки» собирая людей….Абсолютно не с корыстной для себя целю. Иногда сама себя спрашиваю : «Зачем?» И понимаю - мне интересен не результат, а сам процесс. Просто так. Из любви «к искусству».



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.05.2017. Из любви к искусству.