многое о книгах - символы

Алекс Рудов: литературный дневник

Книга
Книга — совершенно уникальное достижение человеческой культуры, кладезь мудрости, сокровищница знаний, светоч учения и просвещения. Знаменитый английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 — 1625) усматривал в книгах «корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Символика книги вполне очевидна, ясна и понятна. Книга — символ знания, мудрости, учения, просвещения, науки и литературной деятельности.
В любой религии важными и единственно верными признаются лишь священные книги, излагающие основы той или иной веры. Как символы божественного откровения, они вполне заслуживают того, чтобы в ходе краткого обзора промелькнуть на страницах данной главы.


К наиболее древним священным книгам относится египетская «Книга Мертвых», созданная жрецами из долины Нила еще во времена первой династии фараонов (IV в. до н.э.). «Книга Мертвых» — условно принятое название папирусного свитка, разделенного на 200 глав. Этот древнейший манускрипт о смерти и бессмертии, включающий большое количество молитв и магических заклинаний, проливает свет на религиозные верования древних египтян, на их представления о загробном мире. Особый интерес для современного читателя представляют глава 110-я, повествующая о существовании душ в загробном царстве, и глава 125-я, описывающая суд Осириса (подробнее об этом см. главу «Сердце»).
Веды — религиозные тексты древнего арийского населения Индии, составленные во II тыс. до н.э. Само слово «веда» означает «знание». Веды разделяются на четыре сборника (самхиты): Ригведу — книгу гимнов, Самаведу — сборник молитвенных заклинаний, Яджурведу— книгу поклонения и Атхарваведу — книгу песнопений и магических заклинаний.


Ведическая религия в отличие от религии Древнего Египта была ориентирована исключительно на жизнь в этом мире: ни о душе, ни о посмертном воздаянии в ней не говорится ни слова. В религии арийцев господствовал политеизм (многобожие). Количество дэвов и асу-ров, то есть добрых и злых богов, в этой религии поистине колоссально: в Ведах упоминается о 3399 богах!


Священной книгой древних иранцев признается Авеста, составление которой приписывают пророку Заратуштре (VI в. до н.э.). На самом деле Авеста включала в себя 21 сочинение, и все они были написаны в разное время. Многие части Авесты не сохранились до нашего времени. Среди уцелевших ее частей можно назвать Ясну — книгу гимнов и молитв, Вендидад — ритуальный кодекс персидских жрецов, Висперед — книгу молитв, обращенных к власть предержащим. Бун-дегеш, наиболее поздняя часть Авесты, содержит легендарную историю основателя религии Заратуштры, а также пророчество о конце мира.
Отличительной особенностью Авесты является идея резкого дуализма — непримиримой борьбы воинства света и добра, возглавляемого прекрасным богом Ахура-маздой, с темными силами зла, которых вдохновляет вождь духов тьмы, мрачный Анхра-Майнью. Истинный приверженец Авесты должен встать на сторону Ахура-мазды, неустанно бороться со злом во всех его проявлениях, и тогда наградой ему будет счастливая жизнь на земле и вечное блаженство на небесах.


Конфуцианская религия Китая, направленная на укрепление древних традиций и патриархальной монархии, отличается большой практичностью. Классические конфуцианские книги, созданные самим Конфуцием (551—479 гг. до н.э.) и его учениками, разделяются на «У-цзин» («Пятикнижие») и «Сышу» («Четверокни-жие»). «Пятикнижие» составляют: «Шу-цзин» («Древняя история») — история легендарных китайских императоров; «Ши-цзин» («Книга песнопений») — сборник религиозных гимнов и стихов; «И-цзин» («Книга перемен») — собрание магических формул и заклинаний, пред-назначенных для гаданий; «Ли-цзи» («Книга церемоний»), дающая подробное описание многочисленных обрядов, и «Чун-цю» («Книга весны и осени») — сухая хроника одного из китайских княжеств, почти не затрагивающая вопросов веры.
В «Четверокнижие» входят: «Да-сюе» («Великое учение») — учение о приемах и способах самосовершенствования; «Чжун-юн» («Книга о середине») — учение о необходимости во всем придерживаться «золотой середины» и не впадать в крайности; «Лун-юй» — книга мудрых изречений и афоризмов Конфуция и его учеников. Последняя книга, «Мэн-цзы», содержите себе философское учение Мэн-цзы, лучшего из учеников Конфуция.


Религиозно-философская система Конфуция — это учение о правильной жизни, о мудром управлении подданными, о добросовестном отношении к своим обязанностям, о почитании предков, о сохранении старых традиций, о правильном порядке в семье, в обществе и в государстве в целом.
Еврейская религия (иудаизм), оказавшая огромное влияние на христианство, опирается на обширнейшую и разношерстную литературу, именуемую христианами Ветхим Заветом. Ветхозаветные сочинения содержит Библия (с греческого — «книги»). И действительно, Библия включает в себя большое количество книг, условно разделяемых на три группы.


Первую группу составляет так называемое «Пятикнижие Моисеево» — древние книги, чье авторство приписывается Моисею. К ним относятся: Бытие (содержит мифологическое повествование от Сотворения мира до Всемирного потопа и рассказ о первых патриархах); Исход (книга о жизни легендарного законодателя Моисея, о египетском плене евреев и освобождении из него); Левит (книга религиозного законодательства); Числа (история евреев от исхода из Египта до завоевания Палестины) и Второзаконие (вторая книга религиозного законодательства).


Во вторую группу библейской литературы входят «писания» — «исторические» книги: четыре книги Царств, две книги Хроник, книги Судей, Руфь, Ездры, Не-емии, Есфирь, Екклезиаст, Псалтирь, книга Притчей Соломоновых и книга Песни песней.
Наконец, в третью группу объединяют книги пророков Исайи, Иеремии, Иезе-кииля, Даниила и еще 12 книг так называемых «малых пророков».


Христианство, признающее Библию в качестве священной книги, пополнилось, в свою очередь, большим количеством «боговдохновенной» литературы, составившей Новый Завет. К каноническим новозаветным книгам в первую очередь относятся четыре Евангелия («Бла-говестия»), принадлежащие перу Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Они повествуют о жизни, проповедях, чудесах, распятии и воскресении Иисуса Христа. Кроме Евангелий к Новому Завету причисляются: Деяния апостолов (рассказы о проповеднической деятельности учеников Христа), Послания апостолов (их переписка с различными христианскими общинами) и Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова (эсхатологическое по сюжету произведение, в аллегорической форме повествующее о конце света).


К неканонической новозаветной литературе относятся многочисленные апокрифические Евангелия, которые христианская церковь хотя и не отвергает, но не считает боговдохновенными: «Первоевангелие Иакова-еврея», «Книгао Рождестве Девы Марии», «Книга Иосифа-плотника», «Учение 12 апостолов» и т.д.
Ислам, самая молодая из мировых религий, зиждется на положениях Корана. Священная книга Коран («Чтения»), согласно продиктованная пророку Мухаммеду архангелом Джебраилом (Гавриилом), прославляет «единого Бога» Аллаха и призывает всех мусульман строго следовать Его предписаниям.
Догматика ислама проста. Коран признает существование посмертного воздаяния за праведные дела и за грехи, хотя в нем говорится о божественном предопределении, так как Аллах заранее «запрограммировал» судьбу каждого человека.


Коран разделяется на 114 сур (глав), следующих одна за другой без видимого порядка и логики. При этом более длинные суры помещены ближе к началу книги, а более короткие — ближе к концу. Коран требует от правоверных мусульман строгого соблюдения постов, ежедневной пятикратной молитвы, ритуальных омовений, уплаты налога в пользу бедных, участия в войне с «неверными», а также совершения хаджа (паломничества) в священный город Мекку на поклонение храму Каабы. Но самое главное требование Корана — полная покорность воле Аллаха.


Каждая религия, располагавшая своими священными книгами, считала их самодостаточными и чтение других книг объявляла в лучшем случае бесполезным и вредным времяпрепровождением, а в худшем — тяжким грехом. Так, мусульманские богословы безапелляционно отвергали все книги на том основании, что в Коране, дескать, есть все, что нужно знать человеку. Такое же отношение к светской литературе выражала и христианская церковь, противившаяся просвещению и прогрессу. В 1559 году папа Павел IV впервые опубликовал длиннейший список запрещенных церковью книг («Index librorum prohibitorum»). Этот список, или «Индекс», много раз пополнялся и переиздавался, а люди, читавшие или распространявшие запрещенные книги, подвергались жесточайшим преследованиям со стороны святой инквизиции. Последнее издание «Индекса», произведенное по распоряжению Пия XI, произошло уже в 1934 году. Среди запрещенных авторов значились Спиноза, Декарт, Гоббс, Локк, Юм, Савонарола, Вольтер, Руссо, Лессинг, Пру-дон, Мишле, Золя, Флобер, Гюго, Стендаль, Франс, Санд и многие другие философы-просветители, романисты и поэты. Под запретом оказался и целый ряд замечательных энциклопедий.
Причина этих гонений на мудрые книги и прогрессивных писателей вполне очевидна: подрывая основы веры, они наносили сильный удар по средневековому мракобесию, по ложному авторитету церкви и, следовательно, лишали служителей культа былой власти и привилегий.


В древней иконографии с книгой, символизировавшей божественную истину и мудрость, изображались некоторые небожители. Например, египетский бог-покровитель медицины Имхотеп был представлен в колпаке и с книгой на коленях.


В христианской иконографии книга как атрибут не имела себе равных и пользовалась исключительной популярностью. С книгой в руках изображались все 12 апостолов, 4 евангелиста, бесчисленные пророки и сивиллы, святые, отцы церкви, проповедники, христианские просветители, Дева Мария и Сам Христос.
Книга могла изображаться и в закрытом, и в открытом виде. В первом случае на обложке книги иногда можно прочесть ее название, во втором — цитату из нее на видимых страницах. Книга с крестом символизирует христианскую веру. Книга — атрибут святых Доминика и Франциска, основателей доминиканского и францисканского католических монашеских орденов. Книга св. Зиновия украшена лилией (fleur-de-lys), а св. Бонифаций держит книгу, пронзенную мечом (он сам пал от меча).
С книгой изображались крупные церковные деятели, такие, как папа Григорий Двоеслов, патриархи Иов и Иолан Милостивый, ряд епископов и архиепископов; христианские проповедники: Фома Ак-винский, Бернард Клервосский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов; христианские просветители: Кирилл и Мефодий, Климент Охридский и еще многие, многие другие святители и монахи, прославившиеся своим красноречием и фанатичным религиозным рвением.


Книгу в руках Бога Отца или Иисуса Христа отличала одна важная особенность: на ней значились две буквы, А и Q (альфа и омега, первая и последняя буквы греческого алфавита) — намек на то, что в Боге заключены все знания и вся мудрость мира, от начала и до конца.


Отдельный сюжет в христианской иконографии представляют сцены сожжения книг, что символизировало отречение от старой веры. Основой для его возникновения послужили некоторые церковные предания, посвященные проповеднической деятельности христианских святых среди язычников. В одной из таких легенд рассказывается о том, как жрецы Эфеса, изумленные и потрясенные зажигательной проповедью св. Павла, немедленно отреклись от старой веры и сожгли свои священные книги на городской площади. Другая легенда, еще более сказочная, касается св. Доминика и французских еретиков-альбигойцев. Когда идейно посрамленные в теологической дискуссии альбигойцы сжигали свои книги, в костер то ли случайно, то ли умышленно бросили и книгу Доминика. К глубочайшему изумлению еретиков, их книги сгорели дотла и рассыпались пеплом, тогда как книга Доминика, лежавшая среди пепелища, оказалась целой и невредимой.


В оккультизме книга рассматривалась не только как духовная основа и руководство к действию. Для средневековых арабских мистиков, например, книга являлась метафорой всей жизни, всего мироздания.
Мистическое учение Каббала, зародившееся еще в I в. до н.э. и получившее затем широкое распространение в средневековой Европе, особенно в Испании, базировалось в основном на одном главном сочинении — Книге «Зохар» («Сияние»), автором которой считается Симон бен-Иоакай (XIII в.). Каббалисты придавали мистическое значение 22 буквам еврейского алфавита, а также соответствовавшим этим буквам числам. На основе букв и чисел каббалисты составляли магические формулы, с помощью которых пытались постичь все тайны бытия и заглянуть в будущее.


Магия располагает собственной обширнейшей библиотекой. Названия многих тысяч магических трактатов перечислить просто невозможно. Что касается средневековых чернокнижников, то они учились колдовать и вызывать духов по специальным «учебникам» — гримуа-рам («черным книгам»). Особое место в черной магии занимает легендарный «Некрономикон» («Книга Мертвых»), жуткое сочинение некоего безумного араба. Если верить преданиям, оригинал «Некрономикона» был написан кровью вместо чернил, а на его переплет пошла человеческая кожа. Заклинания, помещенные на страницах этой страшной книги, будто бы давали возможность ее обладателю вызывать демонов ада и поднимать из могил мертвецов.
Среди сочинений по мантике наибольшей популярностью до сих пор пользуется китайская «Книга Перемен», написанная одним из древних императоров. Основу книги составляют 64 пророчества, дополненные позднее комментариями Конфуция и многих других схоластов. Система предсказаний «Книги Перемен» базируется на дуализме ян и инь, на противопоставлении добра и зла, положительного и отрицательного, светлого и темного начал.


В алхимии каноническими признавались трактаты полулегендарного Гермеса Трисмегиста, из которых наиболее известен «Пемандр, или Пастырь мужей», а также сочинения таких корифеев, как Па-рацельс, Альберт Великий, РаймундЛул-лий и т.д. Однако, на наш взгляд, наиболее интересной книгой по алхимии представляется «Mutus Liber», «Немая Книга», француза Жака Толле (1630—1696). Оригинальность этой книги заключается в том, что удивленный читатель не найдет в ней ни слова, поскольку это произведение представляет собой рисованный алхимический трактат.


В изобразительном искусстве эпохи Ренессанса книги — важнейший атрибут персонифицированных Семи свободных искусств: Грамматики, Риторики, Арифметики, Геометрии, Логики, Астрономии и Музыки. Аллегорическая фигура Философии изображалась со скипетром в одной руке и книгой — в другой, История — пишущей в книге. Над книгой склонялись фигуры Алхимика и Меланхолии, тщетно пытавшиеся овладеть мудростью мира.


В эмблематике изображение книги имеет два основных варианта: либо книга представлена с чистыми белыми страницами, либо на них просматривается какой-то шрифт. В первом случае книга является эмблемой знания, а во втором — Священного Писания (Библии, Корана, Талмуда и т.д.).
В геральдике используется лишь второй вариант изображения открытой книги. Эмблема раскрытой книги (Библии) помещена в гербе Доминиканской республики. Закрытая книга с крестом на обложке символизирует веру, с крестом над ней — торжество христианства над язычеством. Последнее значение наглядно иллюстрирует герб города Перми: на нем изображен идущий влево медведь, олицетворяющий языческое население края, с книгой на спине. Композицию венчает сияющий серебряный крест.


В военном деле в авангарде находится одно значение книги — обучающее. Учебником для солдата является, как известно, устав. Первым отечественным уставом, действовавшим еще в богатырские времена Древней Руси, можно считать «Покон витязный» — кодекс нравственных норм и правил поведения в быту и бою русских дружинников. Однако классические уставы появляются в эпоху формирования регулярных армий. В нашей стране введение уставов для регулярной армии произошло при великом царе-преобразователе Петре I. При личном участии Петра были разработаны и приняты «Устав воинский», «Упреждение к бою», «Для военной битвы правила», воинские статьи по стратегии и тактике. Не мог забыть великий реформатор и о своем любимом детище — военно-морском флоте. Для обучения матросов, морских офицеров и капитанов кораблей были изданы «Артикул корабельный» (1706), «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту» (1710), «Устав морской» (1720) и «Регламент адмиралтейский» (1722).


В мировой истории человечества до изобретения бумаги и книгопечатания материалом для книг служили глина, папирус, шелк, береста, пергамент и даже камень. За века и тысячелетия были изданы многие миллионы книг, приносившие людям свет знаний, передававшие мудрость и опыт предков от поколения к поколению. Среди них есть и свои рекордсмены. Вот лишь некоторые из них.


Самая древняя русская рукописная книга, «Остромирово Евангелие», была написана в середине XI века дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. Книга с изящно орнаментированными инициалами букв и высокохудожественными миниатюрными изображениями четырех евангелистов, написанная на пергаменте, содержала евангельские чтения по дням недели, начиная с Пасхи.


Самая первая в мире печатная книга — индийская «Алмазная Сутра». Переведенная на китайский, она была отпечатана с помощью деревянных досок маете -ром Ван Чи в 868 году н.э. Книга, выполненная в виде свитка, включала шесть листов текста и один лист с гравюрой Будды.
Самая маленькая в мире книжка, «Язык цветов», появилась в Японии в 1981 году. Эта малютка из сотни страниц проходит через игольное ушко и весит всего 0,0076 грамма.


Самая большая в мире книга, «Атлас великого курфюрста», созданная голландскими картографами в середине XVII века, в настоящее время хранится в Лейпцигском музее книгопечатания. Размеры этого исполинского фолианта — 170 на 110 см.


Самой тяжелой в мире книгой является «Чертова библия». На ее пергаментные страницы ушло около сотни ослиных шкур, а на переплет — дубовые доски толщиной 40 мм. Эта книга весом в 350 кг нашла пристанище в Стокгольмской королевской библиотеке.


Самой популярной в мире книгой признан роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», выдержавший наибольшее количество переизданий и переводов с момента выхода в свет в 1719 году.



Другие статьи в литературном дневнике: