совместное использование рифм банальных и рифм свеБанальность рифмы - не порок? Банальную рифму, особенно ее глагольные формы, ругают часто, больше того, упоминание ее стало одним из излюбленных приемов критики, как по делу, так и по безделице, более того, банальность и «глагольность» являются ныне чем-то нарицательным: Купим домик в деревушке под Нарой. Но это лишь одна сторона медали. Зачастую можно слышать совершенно противоположное мнение, выражаемое даже со ссылками на авторитеты – о том, что дело вообще не в рифмах, что настоящая поэзия хороша и с «банальными» рифмами. Здесь надо отметить один важный момент. Есть же стихи без рифмы. Есть, и очень много. Есть среди них шедевры. Да, и очень много. Я устану перечислять, но хотя бы начну. Илиада, Одиссея, Метаморфозы и Наука Любви Овидия, собственно, вся античная поэзия, все трагедии Шекспира, где преобладает белый стих, Римские элегии Гете, Семь элегий Ахматовой, Маленькие трагедии Пушкина. Еще? «Ночь. Город угомонился» Блока – вообще верлибр. «Абиссинские песни» Гумилева. Мало? «Ундина» Жуковского и «Песня о купце Калашникове» Лермонтова, «Белые сонеты» раннего Бродского. Устал, но поверьте, что этими перечислениями я бы занял всю эту страницу, да и на следующую залез бы. А вот шедевры на банальных рифмах, на самом деле, не такое уж частое явление, да это еще мягко сказано (если рассматривать современную поэзию). Для понимания сложности проблемы надо, обязательно надо обратиться к прошлому русской поэзии. Первые русские рифмованные стихи появились в XVI веке, в эпоху Ивана Грозного, широкое распространение же они получили в следующем, XVII веке. Тогда существовало негласное, но практически всеми соблюдавшееся правило параллелизма – стихи строились парными строчками со смежной рифмой – вот так: aa bb cc dd и так далее: Дух, иже пророки к людям вещавый, Здесь параллелизм проявляется двояко – в сходности («рефренности», повторяемости) смысла парных строк и в сходности рифмующихся слов, то есть их принадлежности к одинаковым частям речи. Такие рифмы называются грамматическими. Именно эти рифмы были господствующими в русской поэзии, причем не только средневековья, но и нового времени – вплоть до начала XX века. Активное проникновение рифм антиграмматических началось с пушкинской эпохи; через 100 лет после Пушкина они стали доминирующими… Соответственно, частое использование грамматической рифмы в первой половине XX века считалось бы архаизмом и отсталостью. Особенно на фоне так называемой «реформы русской рифмы», когда массово велись сложные, рискованные эксперименты в области рифмы. Один из известных экспериментаторов и мастеров рифмы, Вадим Шершеневич (1893 – 1942) сказал так: «Как однажды вспыхнувшая спичка не годна для вторичного пользования, точно так же и вторично употребленная рифма на производит своего первоначального блеска». В этом феномен банальной рифмы, точнее, одна его сторона. Сколько раз рифмовали «камень – пламень», «совершенный – вдохновенный» и т.п.? Ограниченность грамматических рифм, относительно малое число точных рифм в русском языке привели к обогащению поэтической речи рифмами неточными, которых оказалось неизмеримо больше, чем точных. Здесь можно провести аналогию с математическими понятиями. Есть рациональные числа и есть иррациональные. Иррациональных неизмеримо больше, и они в этом смысле подобны неточным рифмам. Вот несколько примеров последних: Но в русской поэзии, начиная с середины XX века, наметилась тенденция к «возвращению» грамматических, точных, и даже «банальных» рифм, сосуществующих, иногда даже в творчестве одного и того же поэта, с рифмами неточными, «авангардными». С чем это связано? Во-первых, точная, «банальная», много раз опробованная рифма обладает мощной ассоциативной силой. Романтическое «розы – грозы» и бессмертное «кровь – любовь» обладают той притягательностью, что попросту невозможно не обратиться к ним, хоть раз, хоть иногда. Во-вторых, в особенности в последние десятилетия, в русскую поэзию вернулись многие традиционные формы, ранее незаслуженно забытые. Таковы: элегия, романтическая баллада, наконец, «король твердых форм» - сонет, ставший ныне невероятно популярным. Эти формы требуют и соответствующих рифм. Вот, например, терцины Тимура Кибирова: Перед рассветом зазвучала птица. Росой омыты каждый стебелек, И вот уж белизною голубиной Видите – «птица - золотится», «голубиной – невинной» - вот типичные рифмы «средней степени банальности», довольно часто использовавшиеся ранее, создающие несколько пасторальный образ утра. Еще одна ипостась «банальной рифмы» в современной поэзии – ирония. Надо немножко (или сильно) насмешить – лучше умелого использования банальной рифмы нет. Больше того, в юмористических стихотворениях практически идеально звучат и банальное и неожиданное, как у Саши Черного в «Оазисе» (1919): Когда душа мрачна, как гроб, Вот еще один пример иронического использования банальной рифмы – один из сонетов Тимура Кибирова, написанный поэтом своей малютке-дочке («Двадцать сонетов Саше Запоевой»). Он особенно замечателен построением одной из катренных рифменных цепей на ключевом слове – любовь (!): Чтоб как-то структурировать любовь, я тру тебе опять. Не прекословь! – какая-то (твоя, наверно) прётся не презирал сонета. Остается Можно с уверенностью сказать, что ныне «банальные рифмы» отнюдь не отвергнуты, но используются поэтами, причем вполне успешно, прежде всего благодаря их ассоциативности. И будут жить и далее. Но обратимся к самому конкурсу. Пришло множество стихотворений, и при первом взгляде мне бросилось в глаза большое количество юмористических и иронических произведений. Это само по себе хорошо, но оказалось немного в стороне от заявки конкурса. Белла Савицкая недаром привела текст «Ласкового Мая» - сочиненный как бы с хорошими чувствами и без претензий на иронию, но совершенно «убитый» (и убивающий!) своей банальностью. Поэтому можно считать заслуженным успех немногих серьезных лирических стихотворений с использованием «банальной рифмы». Стихотворение Эдер Лютель «Дорогим моим мальчикам...» содержит массу «банальных рифм», например: «море – горе», «раскрыться – птица», «забот – полет», «спрячу – удачу», но они нисколько не производят дурного впечатления. Наоборот, остается ощущение простоты и искренности, и нельзя не заметить также искусности – ведь в катрене банальные рифмы «не спрятаны», они на виду… Победа в конкурсе – совершенно заслуженная, мои поздравления! Чрезвычайно удачны сами по себе стихотворения, которые представили Степ и Михаил Дынкин. Подчеркну – сами по себе они обладают несомненными поэтическими достоинствами. Единственный «недостаток» их, если это вообще можно назвать недостатком – относительно малое количество «банальных» рифм, при наличии ряда «небанальных» типа «гарантий – крантик» (Степ) и «полуголубь – голых» (Михаил Дынкин), бесспорно, украшающих стихи, но немного уводящих их за рамки конкурса. Напротив, стихотворение Экологини, которое, на мой вкус, немного уступает вышеприведенным, выигрышно за счет массированного использования классических банальных: «осень – проседь», «купола – зажгла», «опят – стоят», «березы – грозы» Все эти стихи заслуженно получили призы. Поздравляю! Из стихотворений, поданных вне конкурса, нельзя не отметить очаровательные композиции Нэйл и монорим Шпульки Зингер. Нельзя не поблагодарить всех участвовавших – общими усилиями получены интересные результаты, суть которых вкратце сводится к следующему: 1. Использование «банальной рифмы» в шуточных и иронических стихах совершенно закономерно. Выводы эти целиком и полностью – моя ответственность, я не настаиваю на их абсолютной верности, и был бы рад услышать мнения, в том числе и отличающиеся от моего. Еще раз – благодарность организаторам и участникам конкурса! © Copyright: Алекс Рудов, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|