***

Артур Игнатенко: литературный дневник

Вчера прочитал стихотворение поэтессы Нинесе Гейсер 2. Называется "Почему я почемучка". Вот оригинал Автора:


Почему я, почемучка


Нинесе Гейсер 2


Почему я почемучка?
Просто родилась такой.
И совсем не приставучка,
А ребёнок золотой.


Ведь уже считать умею,
Я почти до десяти.
И с фантазией своею
Легче, чем другим расти.


Мне в неведенье не спится,
До утра терпеть невмочь,
Что охота разозлиться,
Но гоню все мысли прочь.


Меня мучают вопросы,
Быть незнайкой недосуг.
Для чего растут берёзы?
И зачем зелёный луг?


Почему котят у кошки
Сразу восемь или пять?
Для чего коровам рожки?
Мне самой, ведь не не понять.


Разобраться не сумею,
Если даже захочу.
Как же всё преодолею,
Если мне не по плечу.


Раз спросила я у папы:
-Для чего собакам хвост?
Вместо ног худые лапы
И большой лохматый нос?


Он лишь улыбнулся хитро:
- Лучше маму ты спроси!
Занят, как всегда, он видно,
Злой, хоть ноги уноси.


Маме не до разговоров,
Вся в движенье, вся в пути.
Среди кухонных просторов,
Её можно не найти.


Вот сижу и жду я деда,
Или бабушку свою.
Только с ними лишь беседа,
Потому-что их люблю!


Всё расскажут мне дословно,
Все вопросы объяснят.
И ответы безусловно,
Враз по полкам лягут вряд.


Детям надобно вниманье,
Чтоб развить им интерес.
Чуткость, честность, пониманье,
Вот тогда во всём прогресс!


Почему я, почемучка?
Что с вопросами лечу.
Не какая-то липучка,
Просто знать я всё хочу!


Апрель 2020 года.


Почитал рецензии. А после прочтения не выдержал подхалимажа в рецензиях на это произведение и начал писать свою рецензию.
Привожу её ниже полным текстом.



Не знаю, за что Вас тут нахваливают? Может, как сюжет известной поговорки? Вы себя позиционируете, как лауреат всего, чего только есть. Книги выпускаете со своими стихами. Вам сам Бог велел работать над стихами, вышлифовывая их. А что мы видим? Вы публикуете совершенно сырое, не обработанное стихотворение. Ладно мне простительно, я не пишу стихов, я их посто записываю как они всплывают в моей голове. Но Вы лауреат и номинант... и такие косяки. Из 138 рецензий только три человека написали Вам правду, что Ваше стихотворение никуда не годится. Почему все остальные Вам врали? Но не это главное. Стихотворение вызывает столько вопросов, что сразу и не разберёшь.


В первом четверостишии коробит последнее слово "золотой", но с ним ещё как-то можно примириться. Дальше интересней.


Ведь уже считать умею,
Я почти до десяти.
И с фантазией своею
Легче, чем другим расти.


Очень коряво читается, не по-детски. Ведь ребёнок рассказывает о себе, значит "моею", т.е. его ребёнка. Далее желательно избавиться от "подножки - запятой", она всегда у ребёнка вызывает трудности. Меняем текст, не меняя смысла строки. Правильнее было бы так:


Ведь уже считать умею,
Я почти до десяти.
И с фантазией моею
Веселее мне расти.


Ведь ребёнок рассказывает о себе, значит "моею", т.е. его ребёнка. Далее желательно избавиться от "подножки - запятой", она всегда у ребёнка вызывает трудности. Меняем текст, не меняя смысла строки. Даже дважды повторяющееся местоимение "моею" и "мне" не режет слух.
Следующее четверостишие - вообще лишнее. Во-первых, ребёнок так никогда не думает. Во-вторых, оно само по себе сложное для детского восприятия. С какого перепуга ребёнок сам на себя должен злиться? Дети мыслят простыми категориями и такими же простыми словами изъясняются. А все Ваши выдумки про каких-то продвинутых детишках не выдерживают никакой критики. Вы пишете для обычных детей, не вундеркиндов; и писать надо обычным детским языком.
Следующее четверостишие:


Меня мучают вопросы,
Быть незнайкой недосуг.
Для чего растут берёзы?
И зачем зелёный луг?


Что значит, "Быть незнайкой недосуг"? То есть, некогда? Но ребёнок и есть незнайка! Ведь об этом стихотворение! Здесь, кстати, местоимение "меня" уже становится однозначно лишним. Заодно со всем этим избавляемся от союза "и". В итоге переделки получаем такую версию:


Очень важные вопросы
Возникают здесь и тут.
Для чего растут берёзы?
Почему зелёный луг?


Так. Следующее четверостишие:


Почему котят у кошки
Сразу восемь или пять?
Для чего коровам рожки?
Мне самой, ведь не не понять.


Последняя строка с "подножкой - запятой", то есть сложная. Вы в этой строке пытаетесь сказать, что ребёнку трудно самому разобраться, но получается сложно в прочтении и не передаёт самой эмоции этой "трудности". Меняем строку и получаем и смысл и эмоцию:


Почему котят у кошки
Сразу восемь или пять?
Для чего коровам рожки?
Очень трудно мне понять!


Уже стало лучше.
Следующее четверостишие вообще надо удалить, потому что оно ставит под сомнение возможности ребёнка в чём-то разобраться, снижает его самооценку, вызывая неуверенность в своих силах. А ребёнок так никогда не думает. Он, даже если не знает, всё равно прёт напролом, не рассуждая. Вы ведь пишете от лица ребёнка? Я правильно понимаю?
Переходим к следующему четверостишию.


Раз спросила я у папы:
-Для чего собакам хвост?
Вместо ног худые лапы
И большой лохматый нос?


Вот тут как раз и пригодится союз "и" в самом начале. Почему вдруг "худые лапы"? Странная ассоциация даже для взрослого. И почему "лохматый нос"? Лохматые обычно хвосты. Носы всегда холодные. Это и естественно, и правдоподобно, и непонятно одновременно для любого ребёнка. Переделываем. Читаем с поправками.


И спросила я у папы:
-Для чего собакам хвост?
Вместо ног - четыре лапы
И большой холодный нос?


По-моему, это лучше исходника. Переходим к следующему четверостишию.


Он лишь улыбнулся хитро:
- Лучше маму ты спроси!
Занят, как всегда, он видно,
Злой, хоть ноги уноси.


Это вообще хрень какая-то. Папа тут - злой монстр, не иначе. Очень сложное и вредное четверостишие! Как Вам в голову взбрело написать такое в детском стихотворении?! К тому же в этом четверостишии ломается общий такт стиха. Надо либо кардинально переделывать, либо выбрасывать.


Папа умный! Он всё знает.
Только занят иногда.
Я пойду спрошу у мамы,-
Зачем мокрая вода?


Как один из вариантов. Главное здесь - плавный переход к маме. Смотрим четверостишие про маму.


Маме не до разговоров,
Вся в движенье, вся в пути.
Среди кухонных просторов,
Её можно не найти.


Изящно! Ничего не скажешь, изящно! Но это разговор взрослого, а не ребёнка! Вы здесь рассуждаете категориями неизвестными детям. Понятно, что мама всегда занята домашними делами, но ведь она МАМА! Она любимая и добрая и всегда ответит на любой вопрос. Просто это надо описать словами ребёнка.


Мама вся в делах домашних,
Я пойду, ей помогу.
Заодно на все вопросы
Мне ответиь попрошу.


Ну, примерно вот так, скажем. Дальше у Вас в стихотворении начинается словоблудие какое-то. Вы начинаете вводить дополнительные персонажи, дедушку и бабушку; и при этом вольно или невольно противопоставляете их родителям. Зачем? Это неправильно. Так нельзя делать ни в стихах, ни в жизни.
Вы уже достаточно развили тему почемучки. Краткость - сестра таланта. Нужно вовремя заканчивать стихотворение, а то оно превращается в жевачку. Попробуем и мы закончить. Скажем, так:


Я совсем не приставучка,
Просто быстро я расту.
Я ребёнок почемучка.
Обо всём узнать хочу!


Ну, где-то так. Теперь давайте всё соединим и посмотрим, что получилось.


Почему я почемучка?
Просто родилась такой.
И совсем не приставучка,
А ребёнок золотой.


Ведь уже считать умею,
Я почти до десяти.
И с фантазией моею
Веселее мне расти.


Очень важные вопросы
Возникают здесь и тут.
Для чего растут берёзы?
Почему зелёный луг?


Почему котят у кошки
Сразу восемь или пять?
Для чего коровам рожки?
Очень трудно мне понять!


И спросила я у папы:
-Для чего собакам хвост?
Вместо ног - четыре лапы
И большой холодный нос?


Папа умный! Он всё знает.
Только занят иногда.
Я пойду спрошу у мамы,-
Зачем мокрая вода?


Мама вся в делах домашних,
Я пойду, ей помогу.
Заодно на все вопросы
Мне ответиь попрошу.


Я совсем не приставучка,
Просто быстро я расту.
Я ребёнок почемучка.
Обо всём узнать хочу!


Думаю, надо кое-что переставить и немного подправить. Посмотрим второй вариант.


Почему я почемучка?
Просто родилась такой.
И совсем не приставучка,
А ребёнок золотой.


Ведь уже считать умею,
Я почти до десяти.
И с фантазией моею
Веселее мне расти.


Почему котят у кошки
Сразу восемь или пять?
Для чего коровам рожки?
Очень трудно мне понять!


И спросила я у папы:
-Для чего собакам хвост?
Вместо ног - четыре лапы
И большой холодный нос?


Папа умный! Он всё знает.
Только занят иногда.
Я пойду спрошу у мамы,-
Зачем мокрая вода?


Очень важные вопросы
Возникают здесь и тут.
Для чего растут берёзы?
Почему зелёный луг?


Мама вся в делах домашних,
Я пойду, ей помогу.
Заодно на все вопросы
Мне ответиь попрошу.


Я совсем не приставучка,
Просто быстро я расту.
Я ребёнок почемучка.
Обо всём узнать хочу!


Ну вот, уже более прилично. А самое главное - простым понятным для детей языком.



Рецензию-то я написал. А вот стоит ли её публиковать? Не знаю. Люди не любят правду. Они на неё обижаются.
Устал. Не могу подстроиться под Автора. Так, отголосок какой-то скользит, что ей в принципе наплевать.
Пойду заварю себе чай. Уже два часа ночи. Мне ещё здоровенную шестерню подварить надо до утра.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.10.2024. ***