Вы, Борис, в данном стихотворении затронули сразу несколько болезненных и спорных тем. Об этом свидетельствуют многочисленные и противоречивые отклики читателей.
Уважая Ваше авторское отношение к российской действительности, я, как человек не равнодушный, решил его проанализировать.
Итак: «Печально, что империи конец». С одной стороны, это явная заявка на имперские амбиции. С другой стороны, заявка на тему «птичку жалко». Сразу возникает мысль: «А не иронизирует ли автор?». Читая дальше, убеждаешься, что – нет – не иронизирует – всё на полном серьёзе – плачь по империи. По тому типу империи деспотизма, которая занималась уничтожением собственного человеческого генофонда (Первая мировая война, гражданская война, коллективизация, «чистки», Вторая мировая война, снова «чистки» и т.д.); которая выталкивала за свои границы (в лучшем случае, а в худшем – просто убивала) самых креативных, самых способных, самых мыслящих людей; которая насилием и страхом изо всех сил старалась (довольно успешно) превратить своих подданных в однородную серую массу - «в быдло», подгоняя всех под один придуманный социально-политический стандарт.
«Что русский штык уже не молодец» - очень спорное, непонятное высказывание. И почему «русский штык»? При современном безотказном и точном стрелковом оружии высказывание легендарного полководца Александра Васильевича Суворова («Пуля – дура, штык – молодец») мало актуально. Причём полководец высказался по поводу тактики ведения боя в реалиях своего времени и не имел в виду только русских воинов. К стати: уже при Суворове русская армия была многонациональной (татары, башкиры и т.д.)
«Советский танк ни Прагу, ни Варшаву/ Не усмирит, империи во славу.» Если в этом молодцеватость «русского штыка», то можно выразить только соболезнование стране, где ещё процветают подобные кровожадные и идиотские ностальгические идеи. И не стоит удивляться и негодовать после этого, что «русских» не любят ни в Чехии, ни в Польше. Да и в других странах, знакомых с подобными «русскими». Я на военных сборах офицеров запаса разговаривал с одним…, бывшим участником вторжения в Чехословакию. Помню, как он радостно взахлёб хвалился своими «подвигами» и подвигами» своих боевых товарищей в братской стране. У меня, кроме чувства омерзения, его рассказ не вызвал других чувств.
«Печально наблюдать, как мой народ/ Не столько созидает, сколько пьет». Конечно, печально. Но что? Кто-то насильно вливает народу спиртное в глотку? Надо к каждому приставить массовика-затейника, чтобы не пили, а занимались чем-то полезным для собственного здоровья и процветания страны?
В глухом болоте жизни немудрящей:
Грошовая работа, зомбоящик
Печально видеть, как электорат
Шагает дружно в этот вязкий ад,
Не замечая бездны под ногами.
Не чувствуя, как души лижет пламя.
Печально сознавать, что мой народ -
Тупое быдло, бессловесный скот,
Живущий от зарплаты до зарплаты,
Именно Советская Власть добилась данного результата. Каждый год с молодости мне приходилось ездить в колхозы в части шефской помощи на посевные и уборочные и наблюдать то, о чём Вы пишите: и тяжкий, изматывающий труд за гроши и повальное пьянство. И было это не только на селе, но и в городе. Не зря при Андропове и при Горбачёве пытались ввести «сухой закон». И уничтожение Советами религиозного духовного сознания («Религия – опиум для народа») привело к тому, что «души лижет пламя». И однопартийные показушные выборы с 99процентами явки избирателей я помню. Уже тогда на выборах были подкуп, принуждение (административный ресурс), и был ещё государственный террор в отношении несогласных. Вот когда «электорат… дружно в этот вязкий ад…» отправился.
«Мучительный и явственный распад/ Того, что было тридцать лет назад». Тридцать лет назад, во- первых, многие из нас были молоды и мало что понимали, поскольку не с чем было сравнивать ( не выпускали за рубеж). А кого выпускали, большей частью были этим сыты и помалкивали из страха за благополучие собственное и семейное. Кто не молчал, подвергали репрессиям. И, во-вторых, уже тридцать лет назад (я был студентом) и, наблюдая полупустые продуктовые прилавки и сумасшедшие очереди за приличной промышленной продукцией, видел в этом распад системы, о чём сгоряча высказал в приватной беседе одному молодому депутату Областного совета. Это моё высказывание потом отразилось на моей карьере, поскольку (только теперь понимаю) быть молодым депутатом и не быть «стукачём» простому ничем не примечательному человеку было невозможно.
Я мечтал заниматься наукой. И меня по окончании института брал к себе на работу один ученый. КГБ запретило учёному принять меня на работу.
Не говорю, что у нас сейчас всё замечательно, но всё плохое (или почти всё) пришло из «тридцатилетней давности» советского прошлого.
А «чурки и пархатые» всегда были «виноваты» в неуспехах и во всех бедах России. Традиционные «козлы отпущения» во внутренней дебильной политике государства. И дерьмовая национальная политика – тоже дополнительная причина распада империи. На словах часто всё было замечательно, а на деле…
Обидно видеть этот смрад и тлен.
Нам, выжившим в эпоху перемен,
Уютно гнить в эпоху разложенья.
Ни мщенья не желать, ни возрожденья.
Конечно, обидно! Вот только… «на обиженных воду возят». Дело надо делать, а не обижаться. Тем более что в эпоху перемен выжило достаточно много не слабых и не глупых людей. А месть – она не конструктивна – пустая трата сил и средств, ради удовлетворения самолюбия. Всевышний сам за всё отомстит пожарами, наводнениями, техногенными катастрофами и другими несчастьями общими и личными.
Но в Вашем произведении мне видится подспудное желание изменить всё к лучшему, иначе, зачем это стихотворение(?). И поэтому я благодарен Вам за его написание, за активную гражданскую позицию, за попытку пробудить народ, за то, что Вы «в наш суровый век» рискнули выступить в нём в качестве Поэта- пророка.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.