В бумажном виде книги пока, кажется, нет

Олег Краснощёков: литературный дневник

Премия «Национальный бестселлер» имеет очень хороший девиз – «Проснуться знаменитым!» Правда, почти всегда лауреатами становились авторы уже хорошо известные. Это неизбежная беда всех премий – эксперты, жюри ориентируются на знакомые имена.
Наверняка книга рассказов Ольги Аникиной «С начала до конца» не станет фаворитом «Нацбеста». Да и бомбой в течение русской литературы назвать ее я не могу. Но рассказы по большей части очень крепкие, удобочитаемые (что немаловажно), со смыслом, своей интонацией. Вроде бы ничего авангардистского, но чувствуется какое-то новое дыхание (не пыхтение, а именно дыхание) в этой довольно традиционной по форме прозе. Художественной прозе.
Вот первые строки первого рассказа «Дом»: «У них в доме всегда было много вина. Не просто выпивки – а настоящего, сухого, красного.
Ну хорошо, не в доме, нет. В обычной старой трехкомнатной квартире…»
Меня эти строки, что называется, зацепили, и книга была прочитана.
По поводу построения сборников рассказов существуют разные мнения. Одни авторы, редакторы, издатели выступают за то, чтобы рассказы были объединены некой общей если не темой, то атмосферой, сверхсюжетом (зачастую такие сборники имеют подзаголовки «Повествование в рассказах», «Роман в рассказах»), другие настаивают, что рассказы должны быть не похожи ни смыслово, ни стилистически.
В случае «С начала до конца» некой концепции я не увидел. Скорее, автор предъявил здесь свое умение писать по-разному, заглядывать в души разных людей, описывать разные ситуации, истории, города.
Городов-героев у Аникиной, кстати, три: Новосибирск, где она выросла (извините, что воспользовался «Википедией», но всегда интересна биография писателя), Москва, где училась, и Петербург, где живет сейчас. Все три города узнаваемы не только по описаниям, но и по дыханию, какое исходит от строк. Это немало.
Рассказы есть – условно, конечно, – с легкой мистикой (например, «Дом»), есть лиричные («Грибы»), есть жесткий реализм («Случайность»)… Обращает на себя внимание кафкианский рассказ «Что со мной». Он о женщине, с которой случилось что-то такое, из-за чего все от нее шарахаются. Ее практически выгоняют с работы, от нее уходят муж и дети, ей даже не продают продукты в магазине. Очень сильно нагнетание тех недоумения и ужаса, которые испытывает героиня рассказа.
Подобное состояние бывает со многими людьми, и особенно с женщинами, когда им кажется вроде бы без веских причин, что они отвергнуты окружающими, да и всем миром. Но тут женщина ощущает себя нормальной, а мир словно в заговоре против нее… Правда, ответа, почему так случилось, автор нам не дает. Нет даже намека. Это некоторый минус. А может, я этот намек не заметил…
Хорошая книга написана Ольгой Аникиной. Нешумная, нескандальная, но настоящая. И желаю ей не только побольше читателей, но и голосов жюри «Нацбеста». Вообще внимания.
Да, и замечание к корректору: если не поздно (в бумажном виде книги пока, кажется, нет), перечитайте верстку. Есть опечатки, ошибки. Где-то «то» не отделено от слова дефисом, на странице 205 встретилось «покиналы лифт» вместо – наверняка – «покинула». Так что гляньте.


Роман Сенчин



Другие статьи в литературном дневнике: