Раздавлены собственным замыслом
«Мраморные утесы». Работа продвигается медленно, потому что я стараюсь довести текст до совершенства, отшлифовать каждое предложение, хотя впечатление, возможно, мало изменилось бы, разрабатывай я некоторые отрывки не столь въедливо. К сожалению, мне не хватает раскованности. Добиваться легкости вдвое труднее, потому что приходится переделывать уже законченные места. Это противоречит законам экономии. Я вспоминаю при этом маленькую статуэтку, виденную мною в каком-то монастыре Байи: поверх грунтовки она была позолочена и раскрашена поверх золота, а не наоборот.
***
Ближе к вечеру я закончил «Мраморные утесы». Мне кажется, что они получились приблизительно такими, как я и задумывал, — за исключением тех мест, где ум излишне перенапрягался, так что язык оказывался под давлением и кристаллизовался; там он уподобляется потоку, несущему глыбы. Я же добиваюсь того, чтобы в прозе не было колебаний и поворотов, чтобы она была основательной, прочной. Предложения должны входить в сознание, как гладиаторы на арену. Однако здесь одного желания мало.
***
В «Короне», которую я прихватил с собой из Кирххорста, я прочитал новеллу «Бартлби» Германа Мелвилла, умершего в 1891 году в Нью-Йорке. Несмотря на то, что в ней описывается похожий на Обломова абсолютно пассивный характер, сюжет здесь, однако ж, так лихо закручен, что невозможно оторваться. Среди дарований, коими может обладать автор, талант рассказчика и басенника не самый главный, но он усиливает действие всех остальных сил, подобно тому, как здоровье придает полноты любому жизненному проявлению.
Во второй половине дня купание в узком, окруженном высоким камышом ручье, в котором текла быстрая и холодная, как лед, вода молочного, серо-зеленого окраса. Потом на солнцепеке я предавался размышлениям о поэтапности в творчестве автора. Опус можно сравнить с домом, к которому ведет вход с общедоступной улицы. Ранние произведения опираются на признанные образцы, и лишь с течением лет формируется собственный стиль. Автор вводит читателя по анфиладе, постепенно преобразующейся, в свой мир.
***
Требование Шопенгауэра не включать относительные придаточные предложения в главное, а каждую фразу строить отдельно — совершенно справедливо, если это касается ясного, логического хода мыслей в их последовательности. Напротив того, преподнесение и переживание образов вводом относительного предложения может быть даже усилено. Напряженность нарастает и перехлестывет через край, словно ток фразы, будучи прерван, возгорается.
***
Свои книги потому так неохотно берешь в руки, что перед ними ощущаешь себя фальшивомонетчиком. Ты побывал в пещере Али Бабы и вынес с собой на свет лишь жалкую пригоршню серебра. И еще тебе кажется, будто возвращаешься к тому, что давно уже сбросил с себя, как змея сбрасывает свою поблекшую кожу.
***
Проза «Воли к власти» — это поле, где недавно отгремело сражение мысли, реликт одинокой, ужасной ответственности, мастерские, полные ключей, брошенных тем, у кого больше не было времени отмыкать замки. Даже мастер, пребывающий в зените славы, как, например, кавалер Бернини, говорит об отвращении к законченному творению, а Гюисманс в позднем предисловии к A Rebours — о невозможности читать собственные книги. Вот еще один парадоксальный образ — человек имеет оригинал, а изучает плохие комментарии. Большие романы, оставшиеся незавершенными, и не могли быть завершены, ибо были раздавлены собственным замыслом.
Эрнст Юнгер
Другие статьи в литературном дневнике:
- 26.11.2016. Величава, строга и сурова твоя красота
- 25.11.2016. Раздавлены собственным замыслом
- 22.11.2016. Тара... ра... бумбия...
- 21.11.2016. И рявкнули корни... от счастья...
- 20.11.2016. Прошу вас, вьюгу не хулите...
- 19.11.2016. О скитаньях вечных и о Земле
- 18.11.2016. И голос был сладок, и луч был тонок
- 17.11.2016. Позвольте опустить прямую речь
- 16.11.2016. Сентябрь. Ночь. Все общество - свеча
- 15.11.2016. Обстановочка
- 14.11.2016. И почему её обожествляют люди?
- 13.11.2016. Всё, всё по старому, бывалому
- 12.11.2016. Давай поговорим как лицеисты
- 11.11.2016. Полотенце с петухом
- 10.11.2016. В сырой осенней тишине
- 09.11.2016. Еще немного твердости и холода
- 08.11.2016. Падали листья, цепляясь за капли дождя...
- 07.11.2016. Очевидно, женское-невероятное
- 06.11.2016. Девушка за окном
- 05.11.2016. В переменную облачность
- 04.11.2016. М-8
- 03.11.2016. Это девочка слышишь, она осторожно ступает
- 02.11.2016. И останется только буква или число
- 01.11.2016. Тот, кого любят, никогда не бывает виновен.