Корней Иванович Чуковский. О детских стихах.

Вит Хар: литературный дневник

Корней Иванович Чуковский говорил: "Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше".


К.И. Чуковский в своей книге "От 2 до 5" очень точно сформулировал заповеди, которые должны соблюдать начинающие детские поэты.


Вот они (в самом кратком изложении):



1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребёнок мог увидеть происходящее.


"Если, написав целую страницу стихов, вы замечаете, что для неё необходим всего один-единственный рисунок, зачеркните эту страницу как явно негодную."



Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.


2. Наибыстрейшая смена образов. Кинематографичность - образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.



Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!


3. Словесная живопись должна быть лирична.


Вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями: от грусти и уныния до возбуждения и радости.
Она должна быть певуча и легка, чтобы под неё можно было петь и танцевать.
"Ребёнку мало видеть тот или иной эпизод, изображённый в стихах, ему нужно, чтобы в этих стихах были песня и пляска".


Идеал для Чуковского – стихи, которые сочиняют сами дети. Он их серьезно анализировал и даже дал имя – «экикики». В таких стихах ритмика и напевность преобладают над смыслом, обгоняют его. Это коротенькие кричалки, которые сочиняются («вытанцовываются») на ходу и легко заражают других.


Утюги
за
сапогами,
Сапоги
за
пирогами,
Пироги
за
утюгами,
Кочерга
за
кушаком —
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.


4. Подвижность эмоции и подвижность ритма.


В зависимости от настроения, которым проникнут отрывок, должен меняться и размер: от хорея - к дактилю, от двустопных стихов к шестистопным.


У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».


5. Повышенная музыкальность поэтической речи.


Стихи должны быть текучими и плавными. Не допускайте большого скопления согласных в одной строчке.


"Больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве:
Ах, почаще б с шоколадом…
Щ е б с ш! Нужно ненавидеть детей, чтобы предлагать им такие языколомные щебсши. Стоит только сравнить два стиха: один, сочинённый ребёнком, - «Половина утюга» («А-га-га! Тю-га-га! Половина утюга») и другой, сочинённый взрослым, – «Ах, почаще б с шоколадом», чтобы увидеть колоссальное превосходство трёхлетних поэтов."


Еще меньше. Нагромождения вроде «пупс взбешен» или «вдруг взгрустнулось» дети не воспринимают.


У слона была жена
Матрёна Ивановна.
И задумала она
Книжку почитать.


Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
«Таталата, маталата», —
Ничего не разобрать!


6. Рифмы должны быть близко друг от друга (парные рифмы, изредка - перекрёстные). Почти во всех стихотворениях, сочинённых малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве. Ребёнку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых несмежны.


«Детское ухо не способно так долго удерживать в памяти окончание предыдущей строки».


Муха в баню прилетела,
Попариться захотела.


Таракан дрова рубил,
Мухе баню затопил.


А мохнатая пчела
Ей мочалку принесла.


7. Рифмованные слова должны быть носителями смысла (быть логически ударными).


Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребёнка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку.



Муха мылась,
Муха мылась,
Муха парилася,
Да свалилась,
Покатилась
И ударилася.


Ребро вывихнула,
Плечо вывернула.


«Эй, мураша-муравей,
Позови-ка лекарей!»
Кузнечики приходили,
Муху каплями поили.


Стала муха, как была,
Хороша и весела.


И помчалася опять
Вдоль по улице летать.


8. Каждая строка должна жить собственной жизнью и составлять отдельный организм.


Каждый стих должен быть законченным целым (синтаксическим и смысловым).
Категорически исключаются переносы и точки в середине строки.



Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.


9 . Не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами, потому что маленького ребёнка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий.


10. Речь строится на глаголах.


«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»


Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»


11. Поэзия должна быть игровой.


Вся деятельность детей складывается в форме игры. С помощью игры они познают мир. Дети играют не только вещами, но и словами.


Коверкать слова - хорошо.


«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»


«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».


«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»


«Я её боюсь!»


12. Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых.


По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей.


Вот и стал Таракан
победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться,
проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
«Принесите-ка мне, звери,
ваших детушек,
Я сегодня их за ужином
скушаю!»


13. Детская поэзия - ступенька ко взрослой лирике, тренажер.Нужно вести «стиховое воспитание», для того чтобы путем постепенного усложнения формы подвести ребенка к восприятию великих поэтов. Для этого нужно мало-помалу нарушать указанные выше заповеди. Если этого не делать, ребенок будет искусственно задерживаться в своем развитии.


Пра-пра-правнукам


Промчатся над вами
Года за годами,
И станете вы старичками.


Теперь белобрысые вы,
Молодые,
А будете лысые вы
И седые.


И даже у маленькой Татки
Когда-нибудь будут внучатки,
И Тата наденет большие очки
И будет вязать своим внукам перчатки.


И даже двухлетнему Пете
Будет когда-нибудь 70 лет,
И все дети,
Все дети на свете
Будут называть его: «дед», —
И до пояса будет тогда
Седая его борода.


Так вот, когда станете вы старичками
С такими большими очками
И, чтобы размять свои старые кости,
Пойдете куда-нибудь в гости,-
Ну, скажем, возьмете внучонка Николку
И поведете на елку.


Или тогда же, в две тысячи сорок четвертом году,
Захочется вам полететь на звезду,
На ту или эту
Планету,
Ну что ж! Покупайте билет
И садитесь в любую ракету.


Скорее! бегом! со всех ног!
Ведь уже третий звонок!
Но дрожат ваши старые ноги,
Споткнулись они на пороге,
И вы опоздали. Ну что ж! не беда!
Здесь за углом у пруда,
Совсем недалёко от наших ворот,
Сейчас отойдет
Голубой звездолет.
Он вас
Через час
До луны,
До самой луны довезет.
Садитесь в кабину! скорее! скорей!
Платите кондуктору десять рублей,
И вот уж вы там, в вышине,
Гуляете взад и вперед на луне,
И добрые лунные люди
Вам лунные песни поют,
И лунные дети на блюде
Вам лунного меду несут.
И вы привезете Николке
От ласковых лунных детей
Звезду золотую для елки
И целую гору сластей.


Писать надо хореем.


По мнению К.Чуковского, первоначало детской поэзии идет от колыбельной, которую пела мама, усыпляя в колыбели ребенка. Ритм, который задавался колыханием колыбели, заложил начало хорейной поэзии. Хорей - это стихотворный размер, в котором ударение падает на непарные слоги: 1-й, 3-й, 5-й и т.д. слог.


Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать.
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»


14. Детский поэт должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит.



Из разных источников Сети.



Другие статьи в литературном дневнике: