Корней Иванович Чуковский. О детских стихах.Корней Иванович Чуковский говорил: "Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше". К.И. Чуковский в своей книге "От 2 до 5" очень точно сформулировал заповеди, которые должны соблюдать начинающие детские поэты. Вот они (в самом кратком изложении): 1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребёнок мог увидеть происходящее. "Если, написав целую страницу стихов, вы замечаете, что для неё необходим всего один-единственный рисунок, зачеркните эту страницу как явно негодную."
2. Наибыстрейшая смена образов. Кинематографичность - образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.
3. Словесная живопись должна быть лирична. Вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями: от грусти и уныния до возбуждения и радости. Идеал для Чуковского – стихи, которые сочиняют сами дети. Он их серьезно анализировал и даже дал имя – «экикики». В таких стихах ритмика и напевность преобладают над смыслом, обгоняют его. Это коротенькие кричалки, которые сочиняются («вытанцовываются») на ходу и легко заражают других. Утюги 4. Подвижность эмоции и подвижность ритма. В зависимости от настроения, которым проникнут отрывок, должен меняться и размер: от хорея - к дактилю, от двустопных стихов к шестистопным. У канавки 5. Повышенная музыкальность поэтической речи. Стихи должны быть текучими и плавными. Не допускайте большого скопления согласных в одной строчке. "Больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве: Еще меньше. Нагромождения вроде «пупс взбешен» или «вдруг взгрустнулось» дети не воспринимают. У слона была жена Но читала, бормотала, 6. Рифмы должны быть близко друг от друга (парные рифмы, изредка - перекрёстные). Почти во всех стихотворениях, сочинённых малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве. Ребёнку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых несмежны. «Детское ухо не способно так долго удерживать в памяти окончание предыдущей строки». Муха в баню прилетела, Таракан дрова рубил, А мохнатая пчела 7. Рифмованные слова должны быть носителями смысла (быть логически ударными). Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребёнка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку.
Ребро вывихнула, «Эй, мураша-муравей, Стала муха, как была, И помчалася опять 8. Каждая строка должна жить собственной жизнью и составлять отдельный организм. Каждый стих должен быть законченным целым (синтаксическим и смысловым).
9 . Не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами, потому что маленького ребёнка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий. 10. Речь строится на глаголах. «Эй вы, звери, выходите, Но мохнатые боятся: 11. Поэзия должна быть игровой. Вся деятельность детей складывается в форме игры. С помощью игры они познают мир. Дети играют не только вещами, но и словами. Коверкать слова - хорошо. «Ну, а это что такое, «Это Бяка-Закаляка «Что ж ты бросила тетрадь, «Я её боюсь!» 12. Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых. По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей. Вот и стал Таракан 13. Детская поэзия - ступенька ко взрослой лирике, тренажер.Нужно вести «стиховое воспитание», для того чтобы путем постепенного усложнения формы подвести ребенка к восприятию великих поэтов. Для этого нужно мало-помалу нарушать указанные выше заповеди. Если этого не делать, ребенок будет искусственно задерживаться в своем развитии. Пра-пра-правнукам Промчатся над вами Теперь белобрысые вы, И даже у маленькой Татки И даже двухлетнему Пете Так вот, когда станете вы старичками Или тогда же, в две тысячи сорок четвертом году, Скорее! бегом! со всех ног! Писать надо хореем. По мнению К.Чуковского, первоначало детской поэзии идет от колыбельной, которую пела мама, усыпляя в колыбели ребенка. Ритм, который задавался колыханием колыбели, заложил начало хорейной поэзии. Хорей - это стихотворный размер, в котором ударение падает на непарные слоги: 1-й, 3-й, 5-й и т.д. слог. Замяукали котята: 14. Детский поэт должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит. Из разных источников Сети. © Copyright: Вит Хар, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|