Хочу сегодня отразить я в Дневнике...

Анатолий Артюшкин: литературный дневник

События сродни микро-ВАНКУВЕРУ,
В НАУКЕ, в МУЗЫКЕ я, как на турнике,
В ПОЭЗИИ достигну лавров Гувера.


Завершаются ХХI-ые Олимпийские игры в Канаде. Начало их было столь впечатляющим, настолько отразило достижения Цивилизации в познании и совершествовании мира, что и меня подвигло устроить, как бы семейного порядка, демонстрацию своих достижений сразу на трёх дистанциях, а лучше сказать, в трёх ипостасях, которые корнями уходят теперь уже в далёкое детство. В отличие от реальных Игр, здесь я выступлю и как участник их и как судья- поскольку мировое сообщество, а я общался виртуально и с редакцией ж. "Nature" ничего примечательного в моих открытиях не обнаружило. О рекции на эти открытия в СССР судите только по одной фразе: "Молдавии фенолы не угрожают". Как она многоречива! В ней есть всё. И то, что автор сделал открытие. И то, что оно никому не интересно. Или о сказанном мне чиновником от науки в начале 80-ых: "Не советую устраивать Всемирный Симпозиум". Здесь тоже ясна подоплёка. Да, мол ты сделал научное открытие, но лучше не высовывайся- обидишь академиков. Скажут- какие вы академики, если открытия делает кто-то другой. Вот и длится, уже три десятилетия волокита с признанием нового знания, на которую даже Общественная палата никак не может повлиять. В марте будет год, как мне присвоили номер дела.
Итак, читатель, устраивайтесь поудобнее. Я вспоминаю стрый бакинский стадион "Динамо". Сейчас здесь высотки, журчит фонтан, а когда-то расходились участники соревнований и я пытался брать высоты. Сейчас всё повторится. А причём здесь Гувер? Гувер Джон Эдгар (1895-1972), Директор Федерального бюро р а с с л е д о в а н и й. Так вот своеобразное расследование возможностей человека в познании сего мира на себе и произвёл автор в надежде успеть получить какой-нибудь приз, взамен нулевого статуса и предполагая, что его находки найдут своё место в Истории и окажутся кому-то полезными.


НАУКА. Всё начинается с детства. У меня- с черепахи. В четыре года, не зная, как древни её предки, удивлялся её умной головке и тому, как она обращалась с пищей. Тогда же с удивлением рассматривал галлы на тополях с копошащимися внутри мушками. Поразил рисунок в книге- человек протыкает пальцем сферы. При переезде из Балаханов (пригород Баку) в 40-ом впервые испытал ощущение конца света. Дома никого не было. Вдруг солнце по краям зажглось и появился запах горения. Что со мной было?! Пришли родители и всё прояснилось- "загорание" неба совпало с сжиганием во дворе мусора. Где-то в семь по утрам
удивлялся, как сквозь щель в затемнении, всё, что двигалось внизу, отражалось на потолке- и пешеходы, и автомашины. Отец, бортмеханик 9 Авиаотряда Бининского аэропорта. приносил секундомер, и мне зачем-то было интересно, сколько автомашин проезжает в ту, или иную сторону. В 5-6 классах вёл записи погоды значками- снег, дождь. В 6-ом увлёкся радиокружком- под руководством инженера Зубова делали детекторный. С другом детства Тютюнником В. ездили на свалку радиозавода- собирали детали, угольные сопротивления. В 63-ем, впос. Джейран-батан (Олень утонул), где я гидробиолог в лаборатории, устранил обрыв в отклоняющей системе телевизора-теплогенератора "Заря". Любопытство! На лбу остался шрам- в три года я выдавил лбом стекло, услышав крик свиньи. Это всё и стало предпосылкой к моим последующим открытиям, когда, опять случай, в лабораторию филиала ВНИИ ВОДГЕО поступили анализаторы кислорода. Случайно в соседней лаборатории оказался потенциометр для записи РН и...потекла многолетняя беседа с миром левенгуковских невидимок. Как они потребляют килород и как выделяют углекислоту- открылся ларчик открытий. В чём преимущество моего подхода по сравнению с традиционным? Там- сутки на посев и подсчёт выросших колоний. Здесь- десяток минут и первое представление о вредности. или полезности воздействующего фактора физической или иной природы.Оставалось их регистрировать на диаграммах, а позже, прошли десятилетия сооружать, как памятник Истории "ДАО"- Древнегреческую АМФОРУ ОТКРЫТИЙ, в которой суть каждой новинки, легче запомнить, приобретала поэтический наряд. И вот финиш- на сайте стихи.ру появляется дважды АМФОРА. 23-го февраля- "Как АМФОРУ на затонувшем судне". 25-го февраля- "Да, АМФОРА ОТКРЫТИЙ, их стихами...". И как заключение- победный шаг в дискуссии с М. Каценберг- всеохватный стих в рамках комментариев об интегральном на "Newsland-де".


МУЗЫКА.Первая запомнившаяся мелодия ещё в Балаханах- "Летят утки". Она была любимой за столом, когда у нас гостил друг отца по фамилии Калашников. Потом я узнал- в начале войны он погиб. Мне года четыре было. когда отец привёз из Киева (курсы усовершенствования) р.приёмник "Си-235". При снятой крышке, глядя на лампы, спрашивал: "Откуда музыка".Когда началась война, уже в городе, тот приёмник хранили на голландке (не успели сдать), опасаясь- а вдруг проверка? Вот я в Балаханах (дворик буквой П) иду посреди двора с детской гармошкой. Гордый- как же, гармонист. Или, сделав из листа гармошку и посадив в неё муху, представдляю себя на сцене. А в 42-ом (экспериментатор!) привязывал к ножкам табурета нитку и извлекал "Ши-ро-ка стра-на мо-я...". Полюбилась мелодия из балета Л. Делиба "Коппелия", под которую радио вело утреннюю физзарядку. И часто передавали изумительную фантазию на ф-м И. Дунаевского "Дети капитана Гранта". А после "Весёлых ребят" с каким восторгом слушал я в 51ом, отдыхали летом в Железноводске, репетицию Второй рапсодии Листа. Врезалось в память. Я на траве в "Зелёном театре", а внизу репетиция оркестра, помнится, из Ленинграда. А фильм "Большой вальс"? Как я упивался мгновениями- скачет кибитка и рождается мелодия. Много лет спустя мелодии будут доставать меня где попало, а тогда что это было? Как завороженный стоял я в магазине культтоваров на Корганова, гляда на гитары, банджо, мандолины. И вот январь 53-го. По совету школьного друга Восканова Валентина мы выбираем семиструнку производства (Ленинград) и уже летом на балконе звучит "Ночная серенада" Ф. Шуберта. Соревновались на спор, кто запомнит мелодию из к-фильма "Заноза". Прогуливаясь по аллее сада 26-ти с Валентином, напевали гимн Всемирной выставки в Брюсселе. А вот "Голос Америки " На лейт. Шмидта, 8. на 3-ем этаже Г. Йоффе выставлял в окно р-приёмник и звучал джаз. "This is the vois of Amerika radiostation in Tangia. Our program is caming to you in the 25, 31 и 42 meterband". С 55-го мой гимн- мелодия Ч. Чаплина, напетая как-то на ТВ неповторимой Л. Гурченко. А вот уже беру в командировки от СЭС (борьба в районах с анофелес) губную гармошку пр-ва ГДР, а в 61-ом в Кубатлах, в лесу горланим с Ю. Арутюновым "О, Марекьяре". Кстати, апофеоз во владении гитарой прошёл в 55-ом исполнением (из-за перелома левой руки пришлось поменять местами струны) знаменитого "Воспоминание об Альгамбре" Ф. Таррега. Нравился нам с Валентином фильм (название не вспомню) в котором мы, не зная смысла пели: "Белла, белла, донна. Белла, белла мия. Сомми мире драбе, унтер кляйне о стерия". В начале 70-ых бабушка Антонина Николаевна дарит дочери пианино "Беларусь" и наступает момент, когда стоит пройтись по клавишам, рождается мелодия. Как наваждение, она может посетить в любой момент, и в тетради появляется запись- день, час и- при переходе улицы. Много их терялось- не успевал донести до дома по ул. Дружбы молодёжи 56б. кв.1.Счёт я им потерял- больше 3000. В 95-ом первые семь мелодий были исполнены и записаны на магнитофон в собственной аранжировке педагогом химии шк№9 г. Вязьмы Старовойтовой Т.В., а на порядка 17 мелодий я получил письменный отзыв педагога музыки В.Н. Кузнецовой, пожелавшей: "Сочиняйте ещё. У вас хорошо получается". Однажды, в январе 2002г. вторая, торжественная, прозвучала по вяземскому радио с моими стихами супруге- по случаю Але- по случаю рубиновой свадьбы. А сегодня те семь мелодий доступны для прослушивания в моём мире и в Контакте. Догадайся кто-нибудь оркестровать те, что под номерами 2,4,5,6- вот была бы сенсация!


ПОЭЗИЯ. Вот была бы сенсация! Этой фразой я начну и раздел поэзии. Зайдя на свой дневник и увидев, что кроме меня его никто не посетил, я понял- сенсация со знаком (-) состоялась. Я то думал, как это интересно прочитать о том, что один и тот же человек проявился в жизни и как автор открытий во множественном числе и как странный сочинитель мелодий, и как автор стихов, которых у него на сей день около 1200. Оказалось. это никому не интересно. Остаётся только порассуждать о том в какой связи находятся эти три ипостаси- наука, музыка и поэзия, и что в твоём случае их объединяет. В какой-то степени это рискованный шаг- в миллиардной толпе на вопрос, кто в своей жизни сделал одновременно от десяти научных открытий , сочинил около 3000 мелодий и около 1200 стихотворений выйти вперёд сказать- "Это я". Особенно любопытна моя ситуация после обсуждения в программе А. Малахова "Пусть говорят" нашей ситуации с не слишком успешным пока выступлением нашей команды в Ванкувере. Среди причин наэывались и отсутствие современной базы, и участие некоторых спортсменов за другие страны, а некоторые ситуации озвучивались термином "историческая несправедливость", который, так я подумал, была бы так кстати для обозначения того, что происходит в моей стране с признанием её собственных достижений, при том, что из казны на это не было не затрачено ни копейки. А теперь о главном, что же объединяло в моём творчестве, начиная с середины семидесятых- в науке и музыке, и начиная с 2005-го- в поэзии. Это очень важное в любом творчестве качество я выделю: СПОНТАННОСТЬ. Так ко мне приходили в своё время открытия и мелодии, с ощущением, как бы оправдываясь- извините, я не хотел, они сами пришли. Сами кривые дыхания микробов стали вести себя отлично от привычного. Сами мелодии останавливали меня- запиши!- при переходе улицы т.е. смешно сказать, с риском для жизни.
А если конкретно о затеянном Марафоне, начатом в сентябре 2009 года под девизом "Ни дня без строчки!" то вот как это выглядит в цифрах за пять месяцев, точнее за 170 дней 283 стихотворения.
Вспоминаю первый в жизни стих. Лето 1951 года. Я стою на балконе, на 4 этаже дома по ул. Лейт Шмидта, 8 (Баку). Вид на площадь 26-ти отличный! Месяц на небе и сочиняются строчки:


Город яркими огнями светит,
Месяц ровный свет льёт с вышины,
И на этот город Трумэн метит
Атомными бомбами войны.


Спустя полвека в стихи.ру началась моя поэтическая эпопея, суть которой лучше всего отразили вот эти строчки:


Сквозь тернии я прорывался в науку,
Был колот, страдал, выживал.
Врагу не желал испытать эти муки,
Всё ждал: вот он, вот перевал.


Познать бы могли все мои ощущенья
Посланцы далёких миров.
О, как жаждал я пониманья, общенья:
"Дружище! Ты как? Будь здоров.


А ты молодец! Напахал в Интернете,
Вот будет потеха, когда
Столетья пройдут, и поймут все на свете-
Аналогов нет. Чудо? Да!


Так надо ль плестись нам в конце всех событий,
Про грабли опять вспоминать?
Не лучше ль признать, что да, были открытья,
Пусть поздно, но лучше признать.


Признать, что в заботы страны погружённый,
Их автор, в сужденьях он крут,
Мечтает, чтоб не было бедных, сожж1нных.
Зато здравый смысл был и труд.


Трудом лишь Россия должна возродиться,
Сетями дорог, автострад,
Чтоб каждый, кому суждено здесь родиться,
Всегда был бы этому рад!


Ощущения последних месяцев- сяду в маршрутку (в поездке на кирпичный, где я охранник) и во мне начинают сочиняться- вот и здесь проявление спонтанности!- рифмованные строчки на тему, чем-то затронувшую меня.
Потому закончу сегодняшний дневник цепочкой ключевых слов: НАУКА-МУЗЫКА-ПОЭЗИЯ-СПОНТАННОСТЬ.


САМОЕ ЦЕННОЕ В МИРЕ ЕСТЬ ТО,
ЧТО К НАМ ПРИХОДИТ СПОНТАННО,
ЖИЗНИ МОЕЙ ВЫ УЗНАЛИ ИТОГ-
МИР ПОУБАВИЛСЯ ТАЙНЫЙ!




Другие статьи в литературном дневнике: