Четвертое измерение в стихе. М. Шапир"... в отличие от прозаического текста, любое стихотворение представляет собой либо более или менее произвольный набор эквивалентных и теоретически взаимозаменимых парадигматических форм, либо полную развертку какой-нибудь ритмической микропарадигмы, и тогда взаимозамена ритмических вариантов в стихотворении недопустима. В обоих случаях иерархически равные единицы расцениваются как инвариантные, и хотя бы на одном из уровней стиха парадигматическая сегментация оказывается сквозной и принудительной. Синтагматические отношения между стиховыми элементами, во-первых, факультативны, а во-вторых, уровнем выше превращаются в парадигматические. Система константных парадигматических членений структурирует четвертое измерение текста, порождая предпосылки для перманентного рассогласования ритма и грамматики. Любая проза трехмерна, чем подобна физическому пространству, с которым она сохраняет общую координату — временную. В стихе наряду с квази-пространством отсчитывается квази-время, мерой которого становятся единицы поэтического ритма". (с) «Versus» vs «prosa»: пространство-время поэтического текста, Philologica, 1995, т. 2, № 3/4, 7—47. © Copyright: Арабский Алфавит, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|