Ю. Орлицкий о верлибрах последних десятилетий."Несколько слов необходимо сказать также о свободном стихе (верлибре) в его традиционном (гаспаровском) понимании — то есть, как о типе стиха, предполагающим принципиальное отсутствие слогового метра, рифмы, изотонии, изосиллабизма и традиционной строфики (7). К концу ХХ века такой верлибр получает достаточно широкое распространение как в элитарной, так и в массовой поэзии и перестает восприниматься, как мы уже говорили, в качестве альтернативы классическому силлабо-тоническому стиху. Тем не менее, он остается принципиально иным типом стиха по отношению как к силлаботонике, так и силлабике и тонике, отличаясь от них более или менее жестким запретом на все виды традиционной стиховой дисциплины. При этом жесткость этих запретов сама становится достаточно сильным ограничителем стиховой свободы, поэтому со временем «чистые формы» русского верлибра начинают постепенно отступать под натиском разного рода переходных форм: либо тем или иным способом упорядоченных на уровне целого текста, либо организованных полиметрически. 7) Гаспаров М. Очерк истории европейского стиха. М., 1989. С. 254-260; Орлицкий Ю. Стих и проза в русской литературе. М., 2002. С. 321-409. Цит. по: http://www.detira.ru/arhiv/nomer.php?id_pub=396 © Copyright: Арабский Алфавит, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|