Статья Михаэля Бреннера. Публикация

Борис Рубежов Пятая Страница: литературный дневник

http://inosmi.ru/history/20110228/166930202.html


Ленин и его еврейский прадед ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)


Теории заговора


Михаэль Бреннер (Michael Brenner)


© РИА Новости


Комментарии:469


28/02/2011


В Советском Союзе этот факт являлся строго охраняемой тайной – у Ленина, оказывается, были еврейские предки. Ну и что? На этом можно было бы поставить точку, однако этот вопрос был и продолжает оставаться основанием для теорий заговора. Обо всем этом подробно рассказывается в недавно изданной книге.


Существуют малозначимые вопросы, на которые можно найти значимые ответы. Чикагский историк Йоханан Петровский-Штерн (Yohanas Petrovsky-Schtern) убедительно доказал это в своей новой книге. Если говорить о ходе истории, то, по сути дела, совершенно безразлично, имел ли Ленин еврейских предков или нет. Если бы он был ирландцем или итальянцем, то об этом можно было бы сказать только в сноске посвященного ему биографического исследования.


Но ввиду того, что любимым занятием теоретиков заговора является поиск доказательств еврейского характера мировой революции, еврейскому прадеду Ленина Мошко Бланку уделяется значительно больше внимания, чем немецким или шведским прародителям вождя российской революции.


Петровский-Штерн в этом компактном и важном исследовании дает ответы на пять вопросов: Какой была жизнь местечка Староконстантинов, где вырос Мошко Бланк? Кем был Мошко Бланк? Каково было отношение Ленина к евреям? Как советское руководство отнеслось к «обнаружению» еврейских предков Ленина? Как используют это «открытие» современные праворадикальные авторы?


Сама по себе история жизни Бланка содержит достаточно материала для увлекательного романа, посвященного российско-еврейскому обществу в середине 19 века. Он сдавал в аренду земельные участки, приобретал сельскохозяйственные продукты для последующей перепродажи, а также торговал в своей маленькой лавке в украинском Константинове вином и водкой. В 1803 году еврейская община впервые выдвинула против него обвинения – якобы он украл солому и обманул своих клиентов. Затем последовали еще более серьезные жалобы. Ему ставилось в вину, что во время праздника Песах он вместо разрешенной фруктовой водки продавал горячительный напиток из зерновых, торговля которым, наряду с заквашенным хлебом и другими заквашенными зерновыми, во время этого праздника запрещается.


Если судить по документам, то и после переезда в крупный провинциальный город Житомир Мошко Бланк продолжал демонстрировать свой сварливый характер. После очередного спора он отправил в тюрьму своего собственного сына, потерял собственность и вел позиционную войну с соседями, деловыми партнерами и еврейской общиной.


Отход от иудейской религии


Все эти конфликты лишь подтвердили уже ранее произошедшее отчуждение Бланка от иудейской религии и от еврейской общины, к которой он прежде принадлежал. Наконец, в 1844 году, после смерти своей жены, он перешел в православие и взял себе имя Дмитрий Иванович Бланк. Оба его сына Абель и Исроэль Бланк были крещены задолго до этого, в 1820 году, и сделано это было для того, чтобы, став Дмитрием и Александром Бланк, получить возможность изучать медицину в Санкт-Петербурге.


Владимир Ульянов единственный раз в жизни имел возможность увидеть своего деда доктора Александра Бланка, который к этому моменту уже 50 лет пребывал в лоне православной церкви. Самому Владимиру Ульянову было тогда всего два месяца от роду. Нет указаний на то, что Ленин, будучи взрослым, знал о том, что его дед до шестнадцати лет принадлежал к еврейской общине, и, соответственно, его предок не оставил никаких следов в его биографии.


Когда сестра Анна после смерти Ленина в 1924 году стала собирать материалы для его биографии, к своему большому удивлению она обнаружила, что у них был еврейский прадед Мошко Бланк. При попытке опубликовать эти данные она наткнулась на возражения со стороны партийного руководства. Сначала против публикации найденных материалов выступил директор института партийной истории Лев Каменев. Позднее она пыталась получить разрешение на публикацию у Сталина, настаивая на том, что это может положить конец распространявшемуся антисемитизму. Но и в этом случае она наткнулась на гранитную стену. Такую же позицию заняли по этому вопросу Брежнев и Горбачев. Доступ к архивным материалам был закрыт, а работники архива, разгласившие эти данные, наказаны. Таким образом, еврейский прадед Ленина превратился в Советском Союзе в тщательно охраняемую государственную тайну и стал мифом, который позднее активно использовали праворадикальные элементы.


Существовало несколько причин для сокрытия этих фактов. Несмотря на интернациональный характер коммунистического движения, влияние русских националистических элементов среди большевиков вскоре возросло. Ленин считался «русским» революционером par excellence. К тому же главные партийные функционеры опасались того, что разговоры о всемирном заговоре получат новую пищу, если станет известно, что не только Троцкий, Каменев и Зиновьев, но еще и Ленин имел еврейские корни.


После развала Советского Союза именно это и произошло: радикальные экстремистские круги, воспринимавшие за чистую монету все то, что написано в «Протоколах сионских мудрецов», стали называть Ленина евреем, именовали его Бланком и видели в нем часть всемирного еврейского заговора. Опубликованная недавно небольшая, но важная книга, которую хотелось бы увидеть и в немецком переводе, не знакомит читателя с еврейским Лениным, поскольку такового никогда и не существовало. Но она очень хорошо информирует читателей об отношении к еврейской теме в Советском Союзе, а также в антисемитских кругах сегодняшней России.


Оригинал публикации: Lenin und sein j;discher Urgro;vater


Опубликовано: 27/02/2011 15:50



ОРИГИНАЛ:


Verschw;rungstheorien
Lenin und sein j;discher Urgro;vater
27.02.2011, 16:19
Lesezeichen hinzuf;gen

Von Michael Brenner


Es war ein strikt geh;tetes Geheimnis in der Sowjetunion: Lenin hatte j;dische Vorfahren. Na und? Dabei k;nnte man es bewenden lassen, doch dies war und ist Stoff f;r Verschw;rungstheorien - ein neues Buch kl;rt jetzt kundig auf.


Es gibt irrelevante Fragen, auf die man relevante Antworten finden kann. Der Chicagoer Historiker Yohanan Petrovsky-Shtern hat dies in seinem j;ngsten Buch erfolgreich bewiesen. Im Grunde genommen ist es f;r den Gang der Geschichte v;llig gleichg;ltig, ob Lenin einen j;dischen Urgro;vater gehabt hat oder nicht. W;re er Ire oder Italiener gewesen, so w;re dies kaum mehr als eine Fu;note in einer biographischen Studie wert gewesen.


Bild vergr;;ern
Lenin (Propagandabild): Ein gut geh;tetes Geheimnis in der Sowjetunion (© AP)
Da aber eine der Lieblingsbesch;ftigungen von Verschw;rungstheoretikern die Suche nach Beweisen f;r den j;dischen Charakter der Weltrevolution ist, kommt Moschko Blank, dem j;dischen Urgro;vater Lenins, gr;;ere Bedeutung zu als seinen deutschen und schwedischen Urgro;elternteilen.


Petrovsky-Shtern beantwortet in dieser kurzen und wichtigen Studie f;nf Fragen: Wie sah die Welt des Schtetls Starokonstantiniv aus, in dem Moschko Blank gro; wurde? Wer war jener Moschko Blank? Wie war Lenins Stellung gegen;ber den Juden? Wie ging die sowjetische F;hrung mit der "Entdeckung" von Lenins j;dischem Ahnen um? Und wie bedienen sich die rechtsextremen Autoren der Gegenwart dieser "Entdeckung"?


ANZEIGE


Moschko Blanks Geschichte allein g;be gen;gend Material f;r einen unterhaltsamen Roman zur russisch-j;dischen Gesellschaft in der Mitte des 19.Jahrhunderts. Er verpachtete Felder, erwarb landwirtschaftliche Produkte zum Weiterverkauf und handelte in seinem kleinen Laden im ukrainischen Starokonstantinov mit Wein und Wodka. 1803 wird gegen ihn von der j;dischen Gemeinde erstmals Anklage erhoben: Er habe Stroh gestohlen und seine Kunden betrogen. Es folgen schlimmere Anklagen, die darin bestanden, dass er am Pessach-Fest statt den erlaubten Fruchtwodka richtigen, aus Getreide gewonnenen Wodka verkauft habe, der an diesem Feiertag, wie ges;uertes Brot und alles geg;rte Getreide, verboten ist.


Auch nach seinem Umzug in die gro;e Provinzstadt Schitomir wird Moschko Blank in den Dokumenten als streitbarer Zeitgenosse dargestellt, der seinen eigenen Sohn nach einer Auseinandersetzung ins Gef;ngnis bringen lie;, sein Verm;gen verlor und sich weitere Grabenk;mpfe mit Nachbarn, Gesch;ftspartnern und der j;dischen Gemeinde lieferte.


Entfremdung von der j;dischen Religion


Diese Konflikte besiegelten wohl nur die bereits vorher erfolgte Entfremdung Blanks von der j;dischen Religion und der Gemeinde, der er angeh;rte. 1844 schlie;lich, nach dem Tod seiner Frau, trat er zur russisch-orthodoxen Kirche ;ber und nahm den Namen Dimitri Ivanovich Blank an. Seine beiden S;hne Abel und Jisroel waren bereits lange vorher, im Jahre 1820, konvertiert, um als Dimitri und Alexander Blank in St. Petersburg Medizin studieren zu k;nnen.


Vladmir Ulanov sah seinen f;nfzig Jahre vorher zum Christentum konvertierten Gro;vater Dr. Alexander Blank einmal in seinem Leben, als er zwei Monate alt war. Es gibt keinen Hinweis darauf, dass Lenin als Erwachsener davon wusste, dass sein Gro;vater vor seinem sechzehnten Lebensjahr der j;dischen Gemeinschaft angeh;rt hatte, geschweige denn, dass dies irgendwelche Spuren in seiner Biographie hinterlassen h;tte.


Als Lenins Schwester Anna nach seinem Tod 1924 Materialien f;r seine Biographie zusammentrug, entdeckte sie voller ;berraschung ihren j;dischen Urgro;vater Moschko Blank. Sie stie; jedoch bei der Parteif;hrung auf Widerst;nde, ihre Funde ver;ffentlichen zu d;rfen. Zun;chst wandte sich der Direktor des Instituts f;r Parteigeschichte, Lev Kamenev, gegen eine Ver;ffentlichung. Sie versuchte es sp;ter bei Stalin mit dem Argument, die Entdeckung k;nne dem um sich greifenden Antisemitismus Einhalt gebieten, stie; dabei jedoch ebenso auf Granit. Breschnew und Gorbatschow verhielten sich bei ;hnlichen Anfragen genau so. Die Archivalien wurden beiseitegeschafft, die Archivare, die die Information preisgeben wollten, bestraft. Lenins j;discher Urgro;vater wurde zu einem der bestgeh;teten Staatsgeheimnisse der Sowjetunion. Und zu einem Mythos, der sp;ter von rechtsradikalen Elementen eifrig benutzt wurde.


Es gab mehrere Motive f;r die Verheimlichung. Trotz des internationalen Charakters der kommunistischen Bewegung gewannen russisch-nationalistische Elemente unter den Bolschewiken bald an Bedeutung. Lenin galt als der "russische" Revolution;r par excellence. Zudem f;rchteten f;hrende Parteifunktion;re, dass die M;r von der j;dischen Weltverschw;rung neue Nahrung erhalten k;nne, wenn neben Trotzki, Kamenew und Sinowiew nun auch noch j;dische Wurzeln Lenins bekannt w;rden.


Nach dem Zusammenbruch der Sowjetunion geschah genau dies: Extrem nationalistische Kreise, die gerne die Protokolle der Weisen von Zion als wahre M;nze nahmen, bezeichneten nun Lenin als Juden, nannten ihn Blank und sahen ihn als Teil einer j;dischen Weltverschw;rung. Das jetzt erschienene, wichtige kleine Buch, dem eine deutsche ;bersetzung zu w;nschen w;re, kann dem Leser keinen j;dischen Lenin liefern, denn diesen gab es niemals. Es informiert aber sehr gut ;ber den Umgang mit dem Thema Judentum in der Sowjetunion und den antisemitischen Kreisen in Russland heute.


YOHANAN PETROVSKY-SHTERN: Lenin's Jewish Question. Yale University Press, 201 0. 224 Seiten, ca. 31 Euro.



Другие статьи в литературном дневнике: