Отношение к другим людям

Паутина Бытия: литературный дневник

Как мы относимся к другим людям? Что мы о них думаем? Как мы о них думаем?


Сколько из нас задают себе эти вопросы?


Эти вопросы возникли в моей голове, когда я размышляла над темой о 'картине мира'.


Перед тем, как ответить на эти вопросы, сначала, я приведу пример из жизни. Когда мне было 16 лет, я приехала в Англию. Я приехала сама по себе. Не буду вдаваться в подробности путешествия, только скажу, что этот факт позволил мне быть в разных обстоятельствах и встретить разных посторонних людей. Так вот, многие из них, ничего не зная обо мне, но зная о стране, из которой я, испытывали ко мне какую-то жалость, что ли. Некоторые думали что я политический беженец; другие - что я сбежала от тирании коммунизма; третьи - что я приехала искать мужа. По всем этим поводам люди испытывали какое-то псевдосострадание ко мне. Причём, их абсолютно не интересовала моя история, они уже 'вынесли свой приговор'. Немного 'напрягает' , конечно, что эти все люди, считай, обращались к ребёнку, но с другой стороны даже смешно. Конечно, при коммунизме я никогда не жила, совсем смутно помню 90-е ( особенно начало), а выходить замуж в 16 лет - предел абсурда ( с мой точки зрения).


Похожая ситуация произошла с моей знакомой, которая находилась в Америке, когда умер Ельцин. Одна женщина высказала ей слова поддержки и сожаления, сокрушаясь о том, что в его лице умерла надежда России, а, также, навсегда умерла демократия. Когда, моя подруга не согласилась с этим заявлением, то женщина подумала, что 'бедное дитя' зомбировано пропагандой и его нужно пожалеть сильнее...


Сразу скажу, что я, тоже, не ангел, и сама, порой, проявляла похожее невежество по отношению к людям, что, в принципе, и позволило мне многое понять.


Выше приведены наглядные примеры того, как узко мы, люди, порой, мыслим. Теперь, я перейду к ответам на вопросы поставленные в самом начале моего рассуждения. Дело в том, что с самого детства наше окружение (социум), наш собственный опыт соприкосновения с миром и система ценностей наших близких (родителей и семьи), накладывает на нас свой отпечаток, формируя твёрдую коробку, в которой живёт наше сознание. И из этой коробки мы видим мир т.е. с очень субъективной точки зрения, но никак не полными красками. Я склонна думать, что такая заповедь как 'не суди', как раз и относится к этой коробке. Часто, за осуждение, мы принимаем когда человек просто - напросто говорит нам о своих чувствах. Например : 'ты не встал в защиту невинного меня, когда у тебя была возможность, ты промолчал'. В этом случае говорит ущемлённое состояние нашего эго, например: 'как он посмел судить меня!'. Эго выдаёт чувства и позицию другого человека как осуждение нас из-за того, что не может вынести когда кто-то другой видит наше несовершенство. Суждение же, на мой взгляд, это лимитирующие взгляды на людей ( и жизнь в целом) с позиций той самой коробки ума. Например : 'этот человек толстый, значит он много ест и ленив', 'эта девушка некрасива, значит она обижена на мир' или 'этот человек чернокожий, значит он неотесанный дикарь'. Иногда, наши убеждения так плотно закостенели, что мы не думаем о том: что полнота может развиться от сидячей работы или неправильного обмена веществ'; что некрасивая девушка может оказаться отзывчивым человеком; что этот чернокожий человек может иметь несколько высших образований. Дело, в том, что многие из нас, даже, не понимают что имеют эти суждения. Это происходит подобно импульсу. Поэтому, наше сознание всегда будет искать подтверждение этим лимитирующим установкам, создавая нам ситуации, пока не появиться такая, которая позволит нам сказать: 'я был прав!'. Получается, что каждый человек в нашей жизни это некий клон, голограмма или проекция наших установок и нашей лимитированной системы верования.


Я заметила, что сегодня многие люди и духовные учителя рассуждают о неких высших' стартах' духовности, минуя объяснение того, как работать с вещами, изложенными выше. Чтобы работать с ними нужно, сначала принять, что эти вещи действительно есть , а потом научиться принимать эти вещи в себе. И только их изначальное принятие, позволяют нам учиться уважать других. Если же мы научимся уважать других до конца, то в нас постепенно будут появляться такие духовные качества как настоящее сострадание, настоящая любовь к другим людям, смелость и т.д. и т.п.


Страшно, когда человек видит мир с позиции 'я', а не с позиции 'ты'. Что же мы можем сделать в этой ситуации? Продумать своё отношение к окружающим и наши взгляды на них. То есть, взглянуть правде в глаза. Прежде всего, человек должен осознать весь ужас того, что 'я' - это центр, что все в итоге сводится ко мне: события и людей я рассматриваю с позиции моих эмоций, моей жизни, моих мыслей, никто и ничто не существует, кроме, как в соотношении со мной. Когда человек осознает это, его охватит глубокий стыд и ужас, за его действия по отношению к другим. Только до конца приняв эти вещи о себе самом, человек сможет начать развиваться и расти. Уже после этого шага ( самого трудного для многих из нас), можно говорить о следующем духовном развитии и о достижении каких-то духовных высот.


Что я заметила, так это то, что многие думают, что избежав этого шага они могут 'выпрыгнуть в рай'. Принятие это один шаг, второй шаг - становление. Становление - развитие человека непосредственно среди таких же людей. Сколько людей действительно способны увидеть строну другого человека и принять её, даже если нам она чужда? Сколько людей могут понять чувства другого человека до конца или, хотя бы попробовать их понять? Сколько из нас могут увидеть индивидуальность другого человека, осознать черты этой индивидуальности, не осуждая его за неё? К сожалению, не так много из нас. Если бы таких людей было большинство, то люди бы не соглашались на войну, не было бы этнической неприязни, не было бы религиозных споров и не было бы людей, способных осмеивать и оскорблять незнакомого человека, ничего о нем не зная.


Избавление от шаблонов и негативных установок, которые мы имеем по отношению к миру, может занять всю жизнь. Это достаточно тяжёлая духовная работа, требующаяся высокого уровня концентрации, самоанализа и постоянной работы над собой, особенно, когда дело касается нашего взаимодействия с другими людьми. И именно эта работа может быть чудовищно тяжелой, потому что , как правило, такой человек не удобен 'замыленному' глазу другого, и такой человек встречает много трудностей на своём пути. Такого человека многие из нас видят, как самонадеянно возомнившего себя лучше других, только потому, что он не удобен нашему эгоизму и за поступками и словами такого человека, мы видим только свои изъяны.


Я часто наблюдаю людей которые думают, что этот этап становления они уже прошли, поэтому, они каким-то образом выше него. А ведь этот этап может занять целую жизнь. И то спорно, что человек разовьётся до способности воспринимать другого человека абсолютно объективно, и что он сможет, действительно, любить других людей так, как если бы они ему были кровными родственниками. На мой взгляд, развитие без этапа становления - великое заблуждение. Опять же наше желание думать, что мы перепрыгнули этот этап, это, всего лишь, наше нежелание отказаться от взгляда на мир с позиции 'я' т.е. наше собственное нежелание развиваться.






Другие статьи в литературном дневнике: