***

Борис Голутвин: литературный дневник

г-н Соловьев: "А русские это кто?".
г-н Затулин: "Русские - это этнос, народ, который живет в Российской Федерации, это на сегодняшний день 83% считают себя русскими. Вы же не спрашиваете, кто такие татары? Те, кто себя так называет".
г-н Соловьев. "О! Ну, например, я - русский еврей. То есть я могу быть русским?"
г-н Затулин: "Ну! Вы при этом остаетесь... Вы считаете себя двойной национальности?". То есть вы одновременно и еврей, и русский?".
г-н Соловьев: "Да! Как Сталин! Который был русский грузин". "Который говорил, что он русский грузинской национальности". Надо понимать, что, по г-ну Соловьеву, Шая Голощекин, которого казахи обвиняют в "голодоморе" был "русский еврей". И только ли тов. Сталин пользовался такой универсальной формулой, и пользовался ли вообще.
г-н Затулин: "И у Сталина, и у вас и у любого другого человека в свидетельстве о рождении пишется национальность
г-н Соловьев: "По выбору!".


Так и хочется сказать г-ну Соловьеву и иже с ним "двойной национальности": "Вы или крестик снимите или трусы наденьте".


05:49
Хочу заметить пишется национальность там "русских евреев"
По выбору
Г-н Затулин: там есть евреи
Да, пожалуйста, я не собираюсь чистки устраивать, измерять черепа и все остальное
Г-н Соловьев: вот я как раз к этому веду, чтобы нельзя было обвинить в этом: а то мы начнем выделять кто есть кто, а то иначе запутаемся. 05:49-06:44
Г-н Шахназаров (театрально, со вселенской скорбью в голосе, интонируя слова, перемежаемые многозначительными паузами: "Сложный вопрос... Скажу, как наполовину инородец... дальнейшее объяснение, граничащее с оправданием, в котором слышатся обертона глубоко укорененного комплекса/комплексов, в известной степени соотносится с "вопросами крови", поднятые М. А. Булгаковым, как парафраз гетевского: "Dаs blаd bisоndеr shаft". Несмотря на "смешение крови", человек всегда делает выбор одной из них. А быть "наполовину", конечно, удобно, с точки зрения универсализма 14:16


Значит, что я вам скажу... тот редкий случай, когда я не очень соглашаюсь ни с Сергеем, ни с Константином, потому что считаю, что эта поправка - определенный путь в сторону сепаратизма и развалу страны. Это очень опасно, мне кажется, для России. (Разумеется, говорить о "сепаратизме" нужно в контексте исключительно "обиды и оскорбленности" нацменьшинств, к которым г-н Шахназаров, будучи армянином, никак себя относить не может. Но что если о "сепаратизме" заговорит Русское большинство, исходя из сложившегося положения вещей, когда практически все национальности, народы и народности живут в своих нацреспубликах, а Русские, в своем Отечестве - на птичьих правах?)
Понятно, что все понимают, я не буду здес говорить панегирик русскому народу - это бессмысленно (двойственное впечатление от подобной синтаксической конструкции). Я много раз об этом говорил, много раз говорил о величии русского народа.
Г-н Затулин (язвительно)
Ничего, еще раз скажите
Г-н Шахназаров (раздраженно) чего говорить? Я по-моему вполне доказал свою любовь к Русскому народу (вспоминая классика: "Все это, знаете ль, слова, слова, слова...". А что кроме слов, г-н Шахназаров? Именно в момент судьбоносных перемен для Русского народа, возможности, впервые за 500 лет, обретения им субъектности Вы выступаете против. Доказывают не словами, а делами, поступками. Говоря одно, но делая другое - Вы расписываетесь в собственном лицемерии) так что и являюсь русским режиссером... (применяя "формулу" г-на Соловьева правильнее говорить "русский режиссер армянской национальности") Значит, здесь другой, я про другое сейчас; ну посмотрите что: вы выносите, все равно вы выносите отдельно звучание "русский"... Значит, природа национального вопроса в России совсем не такая, как в Европе - здесь нет эмигрантов, здес все народы, практически,
наверное, кроме армян и евреев, хотя они так долго здесь живут, что тоже могут считать своеи родиной, безусловно, и она является нашей
г-н Соловьев (встрепенувшись) в районе Черного моря, до нашей эры, куда нас римляне ссылали
Татары, якуты, башкиры, чуваши, кавказцы, чеченцы, адыги, дагестанцы, они все вошли в состав Российской Федерации (сначала, Империи) со своей землей, они не эмигранты, они не алжирцы... (интересно, а с какой "своей землей" вошли в состав России евреи, получившие собственную автономию?) это совсем другое понимание вопроса: если вы пишете русский, почему вы тогда не пишете татары (в отличие от русских у татар есть не только своя Республика и свой Президент, но даже и своя Конституция и свой МИД. Но, главное, ни Вас, г-н Шахназаров, ни г-на Соловьева, говорить от своего имени татарский народ не уполномочивал, так что говорите за свои национальности)
Г-н Затулин: "пишем в союзе (неразборчиво) с братскими народами
Г-н Шахназаров: "Подождите! Что значит братский народ!".
Г-н Соловьев "дайте договорить Карену Георгиевичу".
Г-н Шахназаров: "Но почему, почему тогда вы... татары скажут это тоже наша земля (г-н Шахназаров, татары скажут, татары, но не Вы) вы говорите: "Для русских это (не это, г-н Шахназаров, а Россия) единственная родина, ну а для татар это не единственная родина? (Нет, не единственная. У них есть своя родина, территориальный и правовой статус которой закреплен в российской Конституции. Получается, что у татар две Родины, а у Русского народа - ни одной. Но, по г-ну Шахназарову, это вполне справедливо) Они говорят: "И это наша Родина". Чеченцы скажут: "И это наша Родина"
Г-н Затулин: "И будут правы".
Г-н Шахназаров: "Тогда вы вписываете, должны вписать...
Г-н Затулин: "Они уже вписаны в Конституцию!".
Г-н Шахнозаров и г-н Соловьев, проявля
транслируя неудивительное единозвучие: "Да подождите!", "Дайте договорить!". Дайте сказать, что же вы это".
Г-н Шахназаров: "Они вписаны, они вписаны в свои Конституции. Это их Конституции.
Г-н Затулин: "Нет! В Конституции - Чеченская Республика, написано в Конституции Российской Федерации! Назови Русскую Республику?"
Г-н Шахназаров (срываясь в нервический крик) Дай минуточку, Константин! Тогда откажитесь от Чеченской Республики! (Судя по всему, вопрос для г-на Шахназарова стоит в плоскости или или: или вписывайте чеченский народ, наряду с народом Русским, или откажитесь от Чечни. Логика.)
Г-н Затулин: "А вот это не надо делать, не надо!"
Тогда чеченцы имеют вам право сказать (чеченцы имеют такое право, г-н Шахназаров, но пока воспользовались их правом Вы, хотя Вы далеко не чеченец) "У вас, вот, вы - русские: вот, псковская, вот это, вот ленинградская, вот, московская область; а это уже все, извините,
Здесь г-н Шахназаров, за неимением аргументов, опускается до мелкого шулерства, намекая на моноэтничность в Русской Республике, которая повлечет за собой "ответную реакцию" со стороны моноэтничной Чеченской Республики. Разумеется, ничего подобного быть не может, и чеченцы, проживающие и работающие, к примеру, в Москве, в Москве же и останутся. Единственно, процент чеченцев, проживающих в Москве и в других городах будущей Русской Республики, не может и не должен превышать процент русских в Чечне. То же справедливо и для тех, кто находится на госдолжностяц) не нужно на ровном месте создавать ненужные проблемы. Все прекрасно знают, что русские - основополагающий народ России, все это знают и уважают (и признают только на словах, впадая в истерику каждый раз, когда "основоположеность" Русского народа, требует своего признания не на словах dе fаctо, а на деле dе jurе) У нас везде, как говорится, никто
с этим не спорит, мы (кто мы?) постоянно про это говорим; вообще, название Россия - это связанно именно с русскими. Зачем же на пустом месте (судьба Русского народа для Вас, г-н Шахназаров, "пустое место"? Хотя, зачем я спрашиваю, если Вы являетесь противником упоминания Русского народа в Конституции) создавать хоть какую-то лазейку, для возможного сепаратизма (То есть, априори разсматривается только возможность сепаратизма со стороны нацменьшинств, поскольку у них есть возможность выйти из состава России со своей землей, но поскольку у Русского народа своей земли нет, то и говорить о русском сепаратизме не приходится, не так ли г-н Шахназаров? Поэтому именно их нужно сделать ответственными за "развал" России, подспудно внушая мысль о том, что в случае подобного сценария, со своей землей останутся все, кроме Русских. Нет, неуважаемый г-н Шахназаров, в тот самый момент, когда Русский народ, как правильно
заметил Сергей Михеев: "Русский должен чувствовать свою историческую ответственность, потому что если эту ответственность убрать, все рассыпется, при всем моем уважении ко всем остальным народам Российской Федерации... надо понимать, что национальные элиты не смогут удержать эту огромную страну... А если русские перестанут чувствовать свою ответственность и причастность к этому делу, как к своей реализации в историческом процессе, все это просто рухнет". 09:12-09:47
Не сохранится ни одна нацреспублика, границы которой определялись не "историчностью", а политической волей руководителей Советской России, очертивших их. Сибирь и большая часть Дальнего Востока (за исключением Курильских островов, которые отойдут к Японии) отойдет к Китаю, не смотря на героическое сопротивление aвтохтонных народов. Вспыхнет Северный Кавказ, Чечня, Ингушетия, Осетия; Армения потребует Сочи, Финляндия Карелию,
Я уже не говорю о том, какие последствия повлечет за собой ликвидация России, как субъекта международного права. Какая из нацреспублик станет преемницей статуса ядерной державы? Какая из нацреспублий закрепит за собой право на моря, континентальные шельфы, Арктику, военные базы вне пределов России? Может быть, статус члена Совбеза получит Саха-Якутия? Шантажировать русских выходом из Россий нацреспублик, не понимая, что в тот же момент они станут объектом для более мощных государств, может только местечковое сознание, не сумевшее преодолеть комплекс инородца. Подобная "логика" вполне объяснима с точки зрения неопределенности, точнее, раздвоенности или даже растроенности (ввиду смешения кровеи) национального самосознания и национальной идентичности, но когда этот "универсализм" снимал национальные и религиозные противоречия? Советская общность была мертворожденной, поскольку строилась вокруг ослабленного
метрополии, что привело к отчуждению периферии и едва не стало причиной парада суверенитетов развала РСФСР. Так что, не нужно пугать и шантажировать русских - нам нечего терять, в отличие от тех, для кого важнее "историчность" собственных земель.



Это была, было решение, в своё время потому что были советские и это для такой многонациональной страны, был, была очень мощная идея, когда в 91-ом году распался СССР, я помню, я первый говорил (однако, нескромно) что вы увидите ещё всё к чему придёт (вспоминается квнвское и стада я сказал пройдут годы!) потому что тогда говорили: да мы всё, мы все это (?) вот получили... поэтому я считаю, что эта поправка, она по сушеству ничего не даёт, потому что мы все знаем, что мы живём в России (к чему тогда этот сыр-бор?), что русские здесь, действительно, государственнообразующий народ, но это путь, это может быть лазейка к сепаратизму, а для России - это крайне опасный вопрос: мы только только вышли вот из этих 90-х годов, когда мы чуть было не распались. И кстати, не распались мы, между прочим, не только по причине национальных республик, а я напомню, что у нас была эта, как его, уральская республика (как-то г-н Гахназаров запамятовал, что происходило в Тыве, в Башкортомтане, Татарстане) и, между прочим, Россия сплошь и рчдом, распадается по "русскому принципу" и кстати, должен сказать, что распад, распад русских, украинцев, белорусов, произошел по причине желания славян (Кравчука ещё с натяжкой можно причислить к славягам, но славяне Ельцин и Шушкевич?), а не по причине козней там, армян, ещё кого-то, понимаете. 21:14.
г-н Затулин: "Я могу вопрос задать?"
Карен, который формулировку не писал, говорил в два раща дольше меня, вот поэтому я задам один простой вопрос: вы же ведь жили в РСФСР, правда? В Советском Союзе?



г-н Шахназаоов: "Я не только жил, я там вырос"
г-н Затулин, ну и замечательно и я тоже, а почему в Конституции РСФСР русский народ есть, а здесь нет?
Преамьулу Конституции РСФСР выведите на экран! Вы не возмущались тогда, почему?
г-н Шахназаров: потому что был СССР, Константин Фёдорович, понимаете? Потому что помимо этого был СССР. Конституция РСФСР была вторична, по отношению к Конституции Советского Союза, где все были советские! А после того как произошел распад, началось, как говорится, момент
г-н Затулин Если бы в нашей Конституции, в еашем государстве, не заложено было национально-госуларственное устройство, можно ьыло бы с вами согласиться, все америкагцы, все россияне, а там дальше кто как считает но в нашей Конституции, уважаемый Карен, есть наименлвание тех еародов о которых вы сейчас вспоминали, Республика Татарстан, Башкортостан, чеченская, 22 националтные респкблики или уберите их тогда, но это будет большим, я к этому не призываю, к этому Жмрингвсктй обычно призывает, я против этого, мы не в состоянии это сделать. Но если так, то тогда дайте в этой конституции, возможность Русскому народу увидеть, что это государство всё-таки помнит о том, каким образом оно скоалывалось. Больше ничего. Что здесь для вас оскорьительного?
Г-н Шахназаров: я не говорил о том, что это оскорбительно...
г-н Затулин: "Почему вы на словах всё пртзнаёте, а в Конституции - нет? Всё по умолчанию: государственнообразующий - мы все знаем, но в Конституцию не пустим!
г-н Шахназаров: Слушайте, это то что вы предлагаете, это против интересов как раз русского народа (г-н Шахназаров, вас никто не уполномачивал говорить от имени Русского народа) это не протирал интересов татарского народа
г-н Затулин: Почему русский народ в отличие от татарского не имеет право на субъектность в России?
Вам только что сказал человек, что если вы считаете, что есть толтко проблемы других национальностей, есть проблема Русского народа в России! Вы этого не знаете?
г-н Шахназаров: Какова эта проблема?
Вымирают
Дто что вина других народов, что у русских проблемы (однако, но можно ведь и развернуть: что это вина русских, что у вас, инородцев, проблемы?)
Вина государства, значит я его и поправляю,
Константин Федорович, государством управляют русские, посиотрие (давайте посмотрим: Греф, Литрих, Миллер) посмотрите на правительство (Медведев, Силуанов, Кудрин) нашей страны, посмотрите на Президента, кому вы претензии то прндъявляете?
Кто в Думе-то у нас? Вы, русский управляете! Не мы инародцы управляем!
г-н Затулин: и что из этого (гениальный ответ)
здесь г-н Соловьёв высьуптл в одной свгих многочисленных ипосиасей, в роли третейского судьи, мы сейчас договоримся до чистоты крови и измерения черепов (насчёт измерения черепов не знаю, но еврей негативно относящийся к чтстоте крови - оксюморон) когда мы будем начинать говорить кто в правительстве кто24:15
и эта путаница начклась с самого важного момента нашей истории, условно говоря с 17-го года, когда слепили два понятия и когда великороссы стали русскими (русскими они стали згачительно раньше) и в этом большая проблема! Я понимаю, о чём вы говорите, Константин Фёдорович, а где же образлвание (г-н Содовьёв, образование дто вы) русский, поэтому я задал вопрос о том, кто такие русские. Потому что в зависимости от того, как мы отвечаем на этот вопрос, становится понятным о чём мы говорим (мерзко) но и лчевидно, о чём говорит Карен Георгиевич, мы с этим столкнулись как раз в Конституции 93 года, вспомните, когда Татарстаг не подписал конституционный договор (вопрос почему он не подписал) и прошло некоторое время , в конечном итоге. Мало того: давайте вспомним Татарстан одумался окончательно только после второй чеченской войны, де-факто. 24:57.
Г-н Затулин Татарстан поподписал договор с РФ в 94 году, и до этого ничего не признавал
Г-н Соловьёв Совершенно верно!
О чем я и говорю, а реально - вот такие сепаратистские настроения, мы же помним когда руководители говорили: я вам не дам своих солдат в Чечню воевать. Было же и такое? Было! И этот вот весь региональный сепаратизма очень долго изживался, в этом волнение Каренина Георгиевича (волнение Каренина Георгиевича напрямую связано с его комплексами инородца). И давайте прекратим искать в своих рядах на кого бы и превращать во воагов народа. Дто совершенно никуда не годится! (Аплодисменты) 25:20. дальше было выступление г-жи Ямпольской, из "партии власии", запомнившейся словами о "выходе из личной зоны комфорта", комментируя пенсионную реформу, и ещё одного члена, которые проявили удивителтное единодушие с г-ом Соловьёвым, Ша назаровым и известным либералом, членом едрв, ещё каких-то партий г-ом Надеждиным.
01.04.2020



17:26 это не вы, вот к этому всё может прийти. Зачем же на ровном месте создавать не нужные проблемы. Все прекрасно знают, что русские - основополагающий народ России, все его уважают (на словах, да, г-н Шахназаоров?) У нас везде, как говорится, никто с этим не спорит, мы постоянно про это говорим, вообще, название Россия - это связано именно с русскими. Зачем же на пустом месте создавать хоть какую-то лазейку для возможного сепаратизма. Причём это, в первую очередь, не выгодно русским. Понятно, что русские всегда со стороны наших противников и врагов России, русские главный объект. Куда бьётся основная (неразборчиво) стрела прежде всего в эти связи с другими народами. Прежде всего сюда бьётся, сюдаа же даёте такую поправку, возникает возможность спекулировать на этом, зачем на романом месте это создавать. Плюс к этому, третий вопрос, очень важный, вы, создавая, внося эту поправку, создаёте из империи, извините, мононациональное государство (г-н Шахназарову, по всей видимости, нн известно, что империи в прошлом созлавались вокруг мононационального ядра и разрушались, когда это ядро становилось, скажем так, полинациональным). Тогда прости меня, тогда вы не надеетесь, например, на возможное объединение с Белоруссией (судя по всему, на подобное объединение надеется исключительно г-н Путин. Как по мне - объединение невозможно, пока у власти находится многовекторный пан Лукашенко) вы не надеетесь, на возможность вхождение, или какого-то особого союза России с другими какими-то славянскими странами и не славянскими, вы таким образом сразу подрезаете все эти возможности, потому что это, понимаете вы (складывается стойкое ощущение, что под "вы" г-н Шахназаров подразумевает не только и не столько личное местоимение), надо понимать психологию инородцев (т.е. русскую психологию инородцы уже поняли), таких вот инородцев, как я. Да, и татары, все любят Россию, русских, уважают всё но (отказывают им в праве на субъектность) это народы небольшие, у них особое, как говорится, внутренняя, скажем так, обижаемость (ну у гендерных меньшинств тоже обижаемость, но ведь их обидели поправкой о браке), они требуют особого внимания (что требуют и требования их выполняются - верно), они страдают сохранить себя (логика убийственная: русских много им сохранять себя незачем), они могут увидеть некое ощущение ущемления (не слишком ли много комплексов на единицу нацменьшинств?), вроде бы они становятся второй сорт (инородцу простительно коверкать Великий и Могучий, но русскому режиссёру, как заявляет о себе г-н Шахназаров, нет), вот есть русские, а все остальные - это какой-то многонациональный народ, зачем это делать? Зачем на пустом месте (который раз), когда мы, это вообще для России серьёзный вопрос, я всегда говорил, в этом была вообще гениальность ленинской мысли, который сделал "советскими" всех (опять пробелы по истории, советский народ впервые получил широкое распространение лишь в 30-х годах, когда "вождь" пребывал с лишком в местах куда более отдалённых, чем самые далёкие лагеря)



В. И. Ленин. "К вопросу о национальностях и об "автономизации". Избранные произведения. М., 1969. стр. 700-705.



«Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм большой нации и национализм нации маленькой. По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия…Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактической…Для этого нужно возместить так или иначе своим обращением или своими уступками по отношению к инородцу то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ему правительством великодержавной нации…потому что ничто так не задерживает развития и упрочненности пролетарской классовой солидарности, как национальная несправедливость, и ни к чему так не чутки «обиженные» националы, как к чувству равенства и к нарушению этого равенства, хотя бы даже по небрежности, хотя бы даже в виде шутки, к нарушению этого равенства своими товарищами пролетариями. Вот почему в данном случае лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить».
01.04.2020



Другие статьи в литературном дневнике: