***

Борис Голутвин: литературный дневник

мда, если и есть аналитика, то она деградирует с каждой передачей.


"Формат Астана" не существует с тех пор, как изменилась топонимика. Но перемены коснулись собственно не столько названия, сколько имплицитности семантики и эксплицитности фонетики. Нур (араб. ) "свет", султан (араб.) власть (ср. старые названия Акмола, казах. "белая могила" и Астана, казах. "столица"). Само название, за счёт твёрдости согласных и корональной "р", жёсткое, агрессивное, величественное. Смена названия, надо полагать, подразумевает и смену геополитического вектора, в данном случае (и здесь тов. Пякин об этом упомянул), включающего возможные экспансионистские планы, основой которых является идея "Великого Турана", объединяющая тюркоязычный мiръ. Однако, не будем забывать, что существуют ещё, как минимум, две точки, в своеобразном тюркском треугольнике, претендующие на то, чтобы стать "вершиной", "венцом" "нового тюркского порядка", несколько подзабытого со времён Аттилы. В первую очередь - это Турция, с геополитическим весом и влиянием которой на сегодня не может поспорить ни одна тюркская Республика. Здесь стоит отметить, что тюркский мiръ далеко не однороден по своему этническому составу: "европеодам" туркам, противостоят в этом смысле "монголоиды" среднеазиатского региона, за исключением, может быть, Узбекистана, где население представлено как европеоидами (в основном, иранский субстрат), так и монголоидами (тюркский субстрат), а также смешанным типом. Вполне вероятно, свою роль - и это вторая точка - в объединении тюркоязычных народов, могут съиграть татары и башкиры, однако, вряд ли это выйдет за пределы регионального locus'а, включающего в себя Урал и Алтай. Посему остаются только два ключевых игрока, эфенди Эрдоган и Елбасы. Первый проводит политику реваншизма, пытаясь вернуть Турцию в границы Османской Империи, а последний - на чьём лидерстве и чьей харизме держится "тюркский проект" - может не успеть завершить начатое, в силу объективных биологических процессов.


P.S. Говорят, что есть Хадис, где основатель Ислама произносит следующие слова: «Султан есть тень бога на земле, и у него ищет убежища всякий обиженный». Но арабский Восток, раздираемый внутренними противоречиями, религиозными и политическими, ослабленный военной экспансией Запада, судя по всему, ещё долго не вернётся на историческую сцену, где уже устанавливает свои декорации Восток тюркский, в грандиозной по своему масштабу и действиям постановке под названием "дар аль-ислам".



Другие статьи в литературном дневнике: