***

Борис Голутвин: литературный дневник

Мир сделался слишком тесен и мал для свободного творчества. Проблема даже не в численности населения, а в тотальной "поделенности" мира, в его переполненности готовыми формами, институтами, центрами власти. Свободного места и свободных ресурсов, чтобы сделать что-то масштабное "с чистого листа", в нем почти не осталось. Эта проблема равным образом существует и в благополучных, и в неблагополучных странах, внешне принимая разные формы.
В благополучных странах, в Америке и Европе, теснота мира выступает как скука комфортного, но бесцельного существования. Большинство людей в этих странах получает все, что нужно для жизни, в том числе разнообразный набор сфер деятельности, активных социальных ниш, где они могут реализовать свою энергию. Но эти "pret-a-porter" варианты так плотно занимают политическое, экономическое и культурное пространство, что какие-то новые формы отношений уже не могут там возникнуть. А поскольку в мире сейчас все больше укореняется одна единая культура, единый всепланетный социум, все это "готовое социальное платье" кроится по одному шаблону, не оставляя места для чего-то другого, на него не похожего. Несмотря на кажущееся разнообразие возможностей выбора, человек не имеет возможности самому построить свой мир, развернуть творческий потенциал своей личности в тех формах, которые ей внутренне присущи. Мера свободы здесь изначально ограничена чисто служебной функцией в рамках давно налаженной машины производства и потребления. На человека со всех сторон давят господствующие экономические отношения, шаблоны масс-медиа, идеалы благополучия, контролирующая и регламентирующая власть государственных структур. Все это не оставляет места для других возможных миров, способных увеличить разнообразие форм жизни (или хотя бы выйти за пределы реального однообразия).


Огромный творческий потенциал человечества остается незадействованным, и оно превращается в обезличенное стадо, которому навязывают унифицированные стили жизни, стандарты потребления, поведенческие шаблоны и стереотипы мышления.


... воля к Новому Свету, к свободному созиданию своей судьбы, нежелание верить в "конец истории", есть не только в других странах, но продолжается и там...


Новый Свет нужен человеку не потому, что он хочет сбежать от проблем, а чтобы найти поле для приложения своих сил, своего творческого импульса, который не вмещается в рамки Старого Света. Здесь у него до 99% усилий уходит не на свободное самовыражение, а на сопротивление, на борьбу с инерцией "общепринятого". Эта борьба высасывает все силы и часто заставляет забыть главную, позитивную цель. Поэтому и бежали люди из цивилизованного "земного рая" в дикую суровую глушь, где есть только одно преимущество: удаленность от старых центров силы, что дает шанс начать "с чистого листа". Сбросить иго сложившихся форм, которыми прошлое сдавливает нашу жизнь, и построить свой мир по своему разумению - вот что ищут люди в Новом Свете.


Только нам уже некуда податься в земном пространстве: на географической карте больше не осталось "белых пятен", пригодных для жизни, но недосягаемых для старых центров власти. Колонизация планет у далеких звезд начнется еще не скоро. Вряд ли на что-то подобное стоит надеяться нашему поколению. Сегодня те, кого не устраивает теснота, завершенность окружающего мира, тирания окостеневших структур, вынуждены ограничиваться суррогатом, одним из шаблонных "протестных" или "нонконформистских" выборов: революция, антиглобализм, анархия, андеграунд, традиционализм и т.п. Все эти выборы по-своему ущербны, ибо вынуждают растрачивать энергию свободы на бессильное противодействие старому по правилам этого старого, а не на строительство нового, исходя из его собственной логики. Эти "экстремальные" идентичности являются не столько попыткой изменить окружающий мир, сколько безнадежным стремлением отгородиться от него в некоем собственном аутсайдерском мирке. Типичной для нашего времени является фигура революционера, который сам не верит в реальность революции и использует революционную позу как прибыльный поп-арт. Типичной является фигура традиционалиста, который сам первым готов признать полное вырождение традиции, а свою миссию видит в том, чтобы ее безутешно оплакивать.


Где же найти нам Сверхновый Свет, чистую нераспаханную землю, свободную от маразма старых форм, от ига всемогущих структур, от ублюдков, тянущих руки к чужой свободе? Где тот пустынный берег для строительства нового города, к которому мы должны направить свои корабли?


Основать в виртуальном пространстве настоящее государство с полноценным социумом - это и значит открыть Сверхновый Свет.


http://www.stihi.ru/diary/valery31/2014-10-01



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.11.2014. ***