Соловей Алябьева

Наталия Постернак: литературный дневник

(См. Сергей Сиротин на Радио "Голос России": "Соловей Алябьева или Расплата за "гусарщину". http://rus.ruvr.ru/2010/06/08/9327427.html )
Расплата, покаяние, изгнание... И вместе с тем любовь, дружба... Все это довелось узнать автору романса "Соловей"
«Я не могу без слез слушать «Соловья» Алябьева», - признавался великий русский композитор Чайковский. Он был не одинок в своем восхищении романсом: на мелодию «Соловья» импровизировали все знаменитости 19-го века - Михаил Глинка, Анри Вьетан, Генрик Венявский, Ференц Лист... А в 20-м веке первые олимпийские чемпионы по танцам на льду - россияне Пахомова и Горшков одну из лучших своих композиций тоже создали на музыку Александра Алябьева - «русского соловья», как его называли, лихого гусара, героя Отечественной войны 1812 года с Наполеоном.
При жизни имя Александра Алябьева было на устах жителей обеих русских столиц - Москвы и Петербурга. О его судьбе сплетничали, злословили, ему сочувствовали. Факты его биографии обросли таким количеством фантазий, что до сих пор приводят в недоумение исследователей. Лишь через сто лет после смерти Алябьева в государственных архивах найдены документы, позволяющие составить правдивую картину трагических событий в судьбе офицера и музыканта...
Родился Александр Алябьев в 1787 году, он был одним из восьми детей дворянина, сенатора, президента Берг-коллегии (горного ведомства). Получил великолепное домашнее образование. И уже в 14 лет начал служебную карьеру в ведомстве отца. Примерно в этом же возрасте опубликовал свои первые музыкальные опыты - романсы и пьесы.
Война с Наполеоном резко изменила жизнь и устремления Алябьева - он добровольцем ушел в армию, служил в гусарском полку. В служебном формуляре отмечалось: «будучи употреблен в опаснейших местах, везде отлично исправлял данные поручения. Был при взятии неприятельского генерала с двумя батальонами и двумя пушками». Это произошло 20 января 1814 года в сражении при Ларотьере: Алябьев с товарищами сумел пленить адьютанта фельдмаршала Бертье - начальника штаба наполеоновских войск, - посланного с важными документами. В «Именной алфавит» русских генералов и офицеров, получивших боевые награды за участие в военной кампании 1812-1814 годов, Алябьев включен как корнет Ахтырского гусарского полка, кавалер орденов Анны и Владимира. Его знаменитый друг, поэт-гусар Денис Давыдов утверждал, что Алябьев способен дружить только с храбрецами: «не зная страха сам, он не умеет прощать его другим».
Размышляя над характером и судьбой Алябьева, профессор Московской консерватории Наталия Савкина в интервью «Голосу России» заметила:
«Он был участником войны с Наполеоном, дошел до Парижа. Был ранен и награжден. Он знал, что такое гусарский разгул - он узнал, что такое несчастье, несправедливость. Расплата, покаяние, изгнание... И вместе с тем он знал любовь, дружбу с лучшими людьми своего времени - с дипломатом и поэтом Александром Грибоедовым, композитором Алексеем Верстовским, князем Петром Вяземским, поэтом и критиком».
Сегодня многие считают Алябьева автором чуть ли не единственного сочинения - романса «Соловей». А ведь он написал 7 опер, около 200 романсов и инструментальных сочинений. Его оперы ставились в московском Большом и петербургском Мариинском театрах! В 1825 году Большой театр открывался после пожара прологом «Торжество муз» с музыкой трех авторов, в их числе был и Алябьев.
Но в том же 1825 году в жизнь Алябьева пришла беда. В его доме на дружескую вечеринку собрались старые армейские друзья, композитор много играл на рояле, исполнял свои сочинения. А через два дня один из участников вечеринки - помещик Времев скончался. Более того, исчезли деньги, которые были при нем. Кто-то из гостей Алябьева, чтобы отвести от себя подозрение, написал донос и обвинил композитора в том, что он избил умершего за долг в карточной игре. Дело было громким, следствие и суды длились 3 года. Вину Алябьева так и не доказали. Но наказание поразило всех суровостью: ссылка в Сибирь, лишение всех чинов, наград, дворянства... Друзья помогали композитору как могли, рассказывает профессор Наталия Савкина:
«Даже в тюрьме Алябьев был на особом положении. Известно, что он долго сидел под арестом, пока ждал суда - три года. Но, как считают историки, на репетицию его балета «Волшебный барабан» в 1827 году друг композитора, могущественный Верстовский, который был инспектором московских императорских театров, вероятно, возил его из тюрьмы. Так считают, потому что есть пометки в партитуре балета. Алябьев, вероятно, услышал на репетиции, как это звучит, и кое-что переписал».
В тюремной камере родились многие страницы сочинений Алябьева. В том числе и знаменитый «Соловей». Как считают некоторые исследователи, романс стал рождественским подарком любимой женщине - Екатерине Римской-Корсаковой. Но уже через две недели он зазвучал со сцены Большого театра и «вылетел» в мир. «Русскому таланту и тюрьма - на пользу»! - сказал по этому поводу Верстовский. «Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер», - с грустной усмешкой отозвался Алябьев.
Почему же все-таки Алябьева осудили? Ведь даже в решении Государственного Совета по этому делу значилось: «Случай смерти Времева предать суду Божию»... Дело в том, что царь Александр I с особым пристрастием относился к этому делу. Он не раз выражал недовольство поведением Алябьева. По высочайшему повелению Алябьев, еще будучи гусаром, сидел месяц в Петропавловской крепости - всего лишь за появление в театре не в мундире, а в партикулярном платье. Александр I просто ненавидел любые проявления вольнодумства, что называется, «гусарщины». Его преемник Николай I отношения к Алябьеву не изменил... И это неудивительно, - подытоживает профессор Наталия Савкина:
«Александр Алябьев - человек эпохи романтизма. А в эпоху романтизма творчество определялось судьбой человеческой. Некоторые поэты делали события своей судьбы даже темой собственного творчества. Алябьев, конечно, был сыном великой эпохи, которой война с Наполеоном прибавляла значимости. В это время в фокусе появился новый человек - не государственный, не приближенный к трону, а обычный. Он свободен, он радуется жизни и самым простым вещам - природе, любви, но, в первую очередь, искусству. Алябьев всегда стремился передать состояние своего собственного мира в музыке. И может быть, поэтому он близок всем. Музыка его не оставляет равнодушным никогда и никого - его по-прежнему любят».


СОЛОВЕЙ


Слова Антона Дельвига
Музыка Александра Алябьева


Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!


Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Соловей...


Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Соловей...


Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.
Соловей...


У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
Соловей...


У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
Соловей...


В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
Соловей...


Между маем 1825 и февралем 1826


Из предисловия Виктора Калугина к сб.: Антология русской песни. – М.: Изд-во Эксмо, 2005:


«Соловей» впервые прозвучал в Большом театре 7 января 1827 года в исполнении кумира московских меломанов Петра Булахова (Сергея Лемешева того времени) и вошел в репертуар самых выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Современники Пушкина слышали «Соловья» в исполнении знаменитой Прасковьи Бартеневой, немецким «оперным дивом» Генриэттой Зонтаг (ее даже называли «соловьем»), а в 40—50-е годы «Соловей» стал коронным номером Полины Виардо, включавшей его во все свои концертные программы и в сцену урока пения в «Севильском цирюльнике», что вызывало шквал аплодисментов.



Александр Александрович Алябьев (1787, Тобольск - 1851, Москва)
Антон Антонович Дельвиг (1798-1831)



Другие статьи в литературном дневнике: