***

Аннучин: литературный дневник

как внедряют мифы
Александр Трубин1-0
Черный миф. - 26.09.2012
http://kozhinov.voskres.ru/
http://bookz.ru/authors/kojinov-vadim.html
http://www.voskres.ru/idea/solzh.htm



Мифы, если их умело и настойчиво внедряют в сознание, становятся частью массовой культуры и играют важную роль в укреплении общественного строя и государства - или их подрыве. Они превращаются даже в особую форму общественного сознания.



В массовой культуре такие "изготовленные в лаборатории" мифы могут занимать большое место и быть инструментом больших программ манипуляции сознанием.


Главную роль играют черные мифы. Они поддерживаются (часто в международном масштабе) для того, чтобы в нужный момент оживить их и провести кампанию манипуляции. Миф потому и живуч, что опирается на взаимодействие сознания и подсознания, на сочетание обрывков достоверной или правдоподобной информации с иррациональной верой в Зло, подкрепленной сильными художественными средствами. В результате партия (движение, народ, страна или даже просто идея), которая решила принять на себя груз черного мифа, оказывается окруженной зоной отчуждения. Чтобы преодолеть этот барьер, требуется общее крупное потрясение, ставящее под сомнение всю систему мифов и верований. Особое место сегодня занимает миф о черносотенцах.


Миф этот создан усилиями всего "цивилизованного мира", в том числе кое-кем из авторитетных западных коммунистов (например, американским публицистом Майком Дэвидоу) и некоторыми деятелями новых компартий России (например, А. Фроловым из КПРФ и Б. Хоревым из РКРП).


Этот миф скрупулезно, опираясь на надежные источники, разбирает В.В. Кожинов в двух книгах: "Загадочные страницы истории ХХ века: "Черносотенцы" и революция" (М., 1995) и "Черносотенцы и Революция" (М., 1998).


Черносотенцы - бранная кличка, введенная их противниками сразу после организации в ноябре 1905 г. Союза русского народа, хотя с чисто исторической точки зрения в ней ничего бранного нет. Спасать Москву от нашествия поляков и самозванцев шли вместе с Мининым и Пожарским именно черные сотни - объединения русских мастеровых людей. Поэтому кличка "черносотенцы" не вызвала особого раздражения у самих членов "Союза".


На деле речь идет о консервативном движении, которое противопоставило себя всем революционным течениям - как буржуазно-либеральным (кадеты), так и социалистическим. Черносотенство было политическим течением традиционалистов, которые выступали против революции, угрожающей именно российской цивилизации. Крупной силой черносотенство не стало, спасти монархию и империю было уже невозможно, но в своих прогнозах лидеры черносотенства были поразительно прозорливы.В.В.Кожинов выдвигает необычную и проницательную мысль: черносотенство оказалось таким прозорливым в своих предвидениях потому, что уже к 1910 году его лидеры осознали невозможность остановить революцию в России. Поняв и пережив неизбежность поражения их консервативного проекта, они оказались не связанными никакими политическими интересами и приобрели свободу мысли.


Рассмотрим миф о черносотенцах по частям.


1. Черносотенцы - объединение представителей маргинальных, темных и безкультурных слоев, почти городского дна ("подонки", или еще говорят "охотнорядцы", т. е. лавочники).


Умберто Эко в "Маятнике Фуко" пишет так о "Союзе русского народа": "В "Союз" вербовали уголовных преступников, а занимались они погромами и правотеррористскими покушениями". А Фролов трактует черносотенство как продукт "наиболее отсталых слоев крестьянства" - ядовитый цветок, выросший "на почве реального народного протеста против нечеловеческих условий своего существования". Б.С. Хорев назвал "Союз русского народа" группой, "сплетенной из богатеев и деклассированных громил".


Весь этот тезис ложен. В черносотенстве, в том числе в его высшем руководстве, приняли участие виднейшие деятели культуры России: филологи академики К.Я. Грот и А.И. Соболевский, историк академик Н.П. Лихачев, виднейший византист академик Н.П. Кондаков, ботаник академик В.Л. Комаров (позднее президент Академии наук), врач профессор С.С. Боткин, актриса М.Г. Савина, создатель оркестра народных инструментов В.В. Андреев, живописцы К. Маковский и Н. Рерих, книгоиздатель И.Д. Сытин. К черносотенцам были близки художники В.М. Васнецов и М.В. Нестеров. Как считал Лев Шестов, к черносотенству примкнул бы, будь он жив, Ф.М. Достоевский.


В черносотенстве принимали участие виднейшие представители аристократии, а также иерархи Церкви, в том числе причисленный к лику святых будущий патриарх Тихон и митрополит Антоний (прототип Алеши Карамазова). Наконец, членами "Союза русского народа" были 1500 рабочих Путиловского завода. Кто здесь "богатеи и громилы"? А. Фролов не раз поминает Ленина. Если уж на него ссылаться, то следует вспомнить и замечание Ленина о "мужицком демократизме черносотенства, самом грубом, но и самом глубоком".


2. Второй тезис мифа: черносотенцы устраивают еврейские погромы.


Снова вспомним слова С. Хорева: "Русский народ со стыдом и ужасом вспоминает разгул этой банды подонков-антисемитов. За 6 и 7 апреля 1903 г. в Кишиневе во время еврейских погромов убито до 500 человек". Спрашивается, таким образом "Союз русского народа", созданный в ноябре 1905 г. и до 1906 г. проводивший только закрытые собрания, не участвуя даже в устной агитации, может быть причастен к погрому в Кишиневе в апреле 1903 г.? Почему кишиневский погром должен вспоминать "со стыдом и ужасом" именно русский народ, если в погроме участвовали исключительно молдаване, а предводителем был представитель знатного молдавского рода Паволаки Крушеван?


Откуда следует, что во время погрома 1903 г. "убито до 500 человек"? Согласно официальному отчету прокурора А.И. Поллана (который, кстати, сочувствовал евреям), всего было убито 43 человека, из них 39 евреев. Ожесточенное побоище началось после того, как евреи применили огнестрельное оружие и убили троих погромщиков, в том числе одного ребенка. У погромщиков огнестрельного оружия не было.


Б.С. Хорев причисляет к еврейским погромам и побоища 18-29 октября 1905 г., хотя, как сам пишет, "толпы пьяных дебоширов, ведомых "черной сотней", громили евреев, русских, армян, азербайджанцев, рабочих и т. д. Только в ста городах убито четыре тысячи человек" Возникает вопрос: откуда следует, что пьяных дебоширов вела "черная сотня"? Согласно кадету В.П. Обнинскому, автору большого труда о тех событиях, в октябре 1905 г. "не существовало партий правее конституционно-демократической, и будущие кадры так называемых "монархических" организаций находились еще в распыленном состоянии". Как уже говорилось, "Союз русского народа" возник в ноябре, и после его образования в России было всего 3 погрома (в 1906 г.) - два в польских городах и один в латышском, где черносотенцы не имели никакого влияния.


Неверно, что во время октябрьских погромов 1905 г. убито 4 тысячи человек, как неверно и то, что это были еврейские погромы. Наиболее точные данные собрал историк черносотенства С.А. Степанов. Из них следует, что погибло 1622 человека, из них евреев 711 (43 процента); ранено 3544 человека, из них евреев 1207 (34 процента). В Киеве во время погрома убито 47 человек, из них евреев 12 (25 процентов). С.А. Степанов делает вывод: "Погромы не были направлены против представителей какой-нибудь конкретной нации".


3. Стало чуть ли не общепризаннным, что черносотенство - движение "антисемитов".


Тезис сложен, если учесть, что в числе организаторов и активных деятелей "Союза русского народа" были виднейшие представители еврейства. Известно, что основоположником черносотенства и редактором главной его газеты "Московские ведомости" был еврей В.А. Грингмут. Важную роль в руководстве играли и другие евреи, в частности близкий соратник П.А. Столыпина И.Я. Гурлянд. Они не были ни агентами, ни провокаторами. Это были виднейшие деятели еврейства, не порывавшие с ним связей, будучи при этом патриотами России.


В своем обличении "черносотенной, фашистской и тому подобной идеологической заразы" и в подтверждение антисемитизма консервативных движений в России А. Фролов приводит цитату Энгельса: "Если он (антисемитизм) оказывается возможным в какой-нибудь стране, то это лишь доказывает, что капитал там еще недостаточно развит". Имел ли место антисемитизм в Германии в начале 30-х годов? Да, имел. Можно ли сказать, что капитализм в Германии был неразвит? Нет, нельзя. Энгельс был не прав. Как же тогда понимать А. Фролова?


Ложен и его тезис о том, что черносотенству близко ("точный аналог") движение Баркашова. Тезис настолько очевидно ложный, что даже говорить о нем не следует. Вот если бы Керенский догадался создать свое маленькое "черносотенство", тогда у Баркашова был бы аналог.


4. От самых разных идеологов - от Умберто Эко и М. Девидоу до Б.С. Хорева и А. Фролова - мы слышим, что черносотенцы были террористами ("занимались они погромами и правотеррористскими покушениями").


Вот историк С.А. Степанов пишет в академическом журнале (в 1993 г.): "Что касается методов, которые применяли к своим противникам черносотенцы, то они являлись зеркальным отражением "революционного" терроризма крайне левых. С той, однако, разницей, что "союзники" опирались на поддержку всей военно-полицейской машины империи В составленном Главным советом "Союза" списке политических деятелей, подлежащих физическому устранению, фигурировали в основном кадеты. Черносотенные дружинники убили двух видных членов этой партии - М.Я. Герценштейна и Г.Б. Иоллоса".


Итак, "зеркальное отражение". Конечно, черносотенцы, в том числе евреи, выступали против революционеров, в том числе против евреев. Но посмотрите, насколько искажено наше историческое сознание. На деле революционные организации, самой активной из которых была терорристическая группа эсеров под руководством еврея Азефа, убили до 1917 г., по подсчетам американского историка А. Гейфман, 17 тысяч человек (возможно, это преувеличение, но это - данные явных ненавистников черносотенства). Черносотенцам же вменены в вину три убийства: кадета М.Я. Герценштейна в 1906 г. (авторство убийства точно не установлено), кадета Г.Б. Иоллоса (в 1907 г.) и трудовика А.Л. Караваева (в 1908 г.). Это - зеркальное отражение революционного террора? Безполезно нам идти дальше по теме манипуляции сознанием, пока мы не покопаемся в себе и не поймем, как же мы в это могли верить.


Как С.А. Степанов, научный работник, может утверждать, что черносотенцы были такими же террористами, как революционеры, да к тому же вели террор при поддержке всей военно-полицейской машины империи (видимо, включая армию и военно-морской флот!). И где тот страшный "список политических деятелей, подлежащих "физическому устранению"? Да еще составленный Главным советом "Союза русского народа". Тут надо создавать комиссию под руководством А.Н. Яковлева - искать этот список, как "золото КПСС". Но не историку же такие вещи писать!


5. Общий тезис, в котором сходятся и ельцинисты, и некоторые идеологи оппозиции, гласит, что черносотенство - движение расистское, которое стало предшественником фашизма.


Читаем в книге "Русская идея и евреи" (М., Наука, 1994): "Ненависть к евреям, нарастающая в предреволюционной России, подожгла Германию, а затем и Россию. Мир - единое целое. Россия заплатила за жажду расправы над евреями ГУЛАГом.


Нас убеждают, что между черносотенством и фашизмом есть генетическая связь. Это явный подлог. Расизм возник еще в ходе Реформации, с разделением рода человеческого на расу избранных и расу отверженных (поэтому колонизаторы Америки из гражданского общества были расистами, а колонизаторы из традиционного общества Испании - нет). Национализм же возникает лишь с превращением народа в политическую нацию, а до такого превращения России начала века было далеко. Черносотенство исходило из понятия народ.


Близости черносотенства к фашизму нет и быть не может, поскольку эти явления лежат на разных цивилизационных траекториях. Фашизм есть порождение Запада и только Запада, черносотенство - охранительный консерватизм, типичный продукт культуры России начала века.


Мифы, которые внедряют в сознание недобросовестные идеологи, нам очень затрудняют выход из нынешней смуты. Мы живем со спокойной совестью именно потому, что правда - за нас. А мы должны быть - за правду.



© Copyright: Александр Трубин1-0, 2012
Свидетельство о публикации №11209267694


Московский ОМОН спасовал перед мусульманскими экст
Александр Трубин1-0



Оказывается, конфликт, вспыхнувший неделю назад между столичной полицией и «группой поддержки» гастарбайтеров, которых та разогнала за незаконную торговлю возле Соборной мечети Москвы, ой как далек от завершения! «Обиженные» мусульмане не просто не смирились с арестом своих товарищей, напавших на сотрудников правопорядка с арматурой и камнями, но и затаили на полицейских такую злобу, которая грозит вылиться в гораздо более жестокую бойню.


Как уже рассказывалось, 14 сентября в одном из переулков, примыкающих к Олимпийскому проспекту Москвы (т. е., можно сказать, в центре российской столицы), около ста разъяренных гастарбайтеров набросились с камнями и арматурой на полицейских. За что? Наряд полиции, видите ли, посмел до этого задержать шестерых мигрантов за незаконную торговлю. И тут же на подмогу «пострадавшим» ринулись 100 человек из «группы поддержки».


Полицейские, немало потрудившись и получив не столь уж тяжкие, но все же ранения, развеяли и эту толпу, попутно арестовав еще шестерых нападавших. Против них, а также против задержанных перед этим нелегалов возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ – «Применение насилия в отношении представителя власти». Казалось бы, московские органы правопорядка проявили требовавшуюся от них решительность, да к тому же закон всецело на их стороне. Но вот только о перспективах данного уголовного дела вы почти ничего не узнаете из СМИ: за минувшую неделю оно будто «растворилось» во времени.


Зато эта история получила продолжение в минувшую пятницу, и в том же самом месте, т. е. рядом со столичной Соборной мечетью. Как сообщает «Независимая газета» (надо отметить, эта газета была, по сути, ЕДИНСТВЕННЫМ изданием, посчитавшим нужным рассказать о случившемся: другие СМИ дали или перепечатки, или вовсе проигнорировали сюжет), 21 сентября руководство московской полиции, видимо, памятуя о конфликте недельной давности, стянуло к «Проспекту Мира» усиленные наряды ОМОНа. Скорее всего, тем самым органы правопорядка намеревались не столько даже упорядочить очередное скопление мусульман, сколько дать понять недовольным, кто, собственно, в городе хозяин.


Хотеть-то хотели, а получили фактически обратное. Сотрудница филиала Совкомбанка на улице Щепкина Ирина Румянцева рассказала изданию: «В 14 часов начала собираться толпа к мечети, шли спокойно. Где-то в 14:45 у них закончилась служба, они начали расходиться, но часть из них собралась на перекрестке между улицами Щепкина и Дурова. Толпа огромная была, более 100 человек. Полиция по громкой связи просила их разойтись. Спокойно, без какого-либо применения силы, просто: «Товарищи, просим пройти к метро». А они кричали что-то на своем языке, были возгласы всякие». Этот момент был заснят одним из очевидцев на улице и в тот же день размещен на сайтах islamtv.ru и YouTube. На записи видна толпа крепких мужчин восточной наружности (некоторые – в белых тюбетейках или с окладистыми бородами), толпящихся перед оцеплением ОМОНа. Толпа раз за разом скандирует: «Аллах акбар!».


«В толпе, как мы видели в окно, – продолжает свой рассказ Румянцева, – были шесть человек в фесках (видимо, речь идет о тюбетейках. – Прим. KM.RU) и шарфах, которые были основными провокаторами. Они подходили к омоновцам, которые там стояли, и пытались их задирать: подходили лицо в лицо, что-то им говорили. ОМОН не поддавался на эти провокации. Они минут десять стояли на перекрестке. После того как разговорами их не удалось увести, начали смещать оттуда машинами – машину подогнали бронированную. Они вроде уже начали уходить, как вдруг кто-то в толпе махнул рукой, и они все налетели. Со всех углов побежали, собралась толпа человек 50, начали драться с ОМОНом. Жутковато было. Их растащили, никого не забрали».


По наблюдению Румянцевой, «было видно, что они это провоцировали, стояли там до последнего, на ОМОН налетали, причем из толпы все это снимали на камеры». Видеозаписи конфликта потом были оперативно выложены в Интернет, отмечает издание. Этот конфликт описала днем 21 сентября также пользовательница Twitter под ником @Premierdecembre, наблюдавшая конфликт из окна своего офиса (сохраняем орфографию оригинала, отмечает «НГ»): «Как страшно их гонит омон. все орут. жутко. даже смотреть из окна».


Вот так «смиренно» восприняли мусульманские экстремисты Москвы вполне законные претензии к ним московской полиции: на это они ответили сначала тем, что стали задирать омоновцев, а когда те не поддались на провокацию – «со всех углов побежали» и «начали драться с ОМОНом». Заметим попутно, что тот же московский ОМОН не особо стеснялся в мерах против жителей московского района Митино, собравшихся в минувшую же пятницу на митинг против строительства мечети, хотя митинговавшие не только не провоцировали стражей порядка, но и уж подавно не лезли в драку.


Итак, что мы имеем «в сухом остатке» после намерения московских властей заявить распоясавшимся гастарбайтерам и их мусульманским защитникам о том, кто в городе хозяин? А то, что усиленные наряды ОМОНа, стянутые в минувшую пятницу к Соборной мечети Москвы, сначала очень «достойно» не ответили на вызов провокаторов, а затем все-таки смогли противостоять пошедшим на них дракой мусульманским экстремистам, но никого из них даже не арестовали. Так кто тогда, спрашивается, в городе хозяин?


Неделю назад KM.RU уже рассказывал, как год назад Рунет всколыхнул пост одного блогера, который опубликовал рассказ знакомого ему 58-летнего узбекского гастарбайтера. Тогда мы привели лишь купюры из данной публикации, поскольку она во многом действительно носила провокационный характер. Но в той «фэнтэзи», как со временем выясняется, содержится больше правды, чем изначально казалось.


«О каком ОМОНе, о какой армии ты говоришь?! – приводили мы тогда рассказ «старого узбека» своему публикатору. – Нас в Москве и в Московской области, в Питере и Ленинградской области и т. д. и т. п. больше в десятки раз, чем вашей полиции и армии вместе взятых в каждой области. Нас – легион. У нас грамотное руководство, мы все поделены на отряды, бригады и т. п.».


Разве подошедшие лицом к лицу в минувшую пятницу к московскому ОМОНУ мусульманские провокаторы не свидетельствуют именно об этом? Разве не свидетельствуют о том же самом и столь «милосердное» отношение к провокаторам, и уж тем более такое же «всепрощение» в отношении толпы, пошедшей на ОМОН с кулаками? На деле ведь получилось, что скопление спецподразделений полиции ограничилось лишь тем, что словесно пожурило распоясавшихся экстремистов, которые накинулись на них с кулаками. Пока еще с кулаками…


«Старый узбек» ведь предостерегал своего публикатора из «ЖЖ»: «У нас есть разнарядки, кто кого будет убивать. В первую очередь мы убьем в каждом городе всех ваших ментов, всех чиновников, а также руководство предприятий, где мы работаем. Мы убьем всех ваших священников и сожжем все церкви и монастыри. Это не составит особого труда. Более подготовленные из нас займутся уничтожением военных из воинских частей, расположенных в нашей зоне проживания: у нас все распределено. Затем мы займемся обычным людом: мы будем убивать вас прямо в ваших кроватях».


«И никто вам не поможет, – продолжал «старый узбек», – т. к. ваше правительство, выполнив свою миссию, свалит к тем, кто все это заказал и проплачивает. А заграница только будет хлопать в ладоши, смотря, как убивают русских. Они лишь введут сюда свои войска и спецподразделения для ликвидации вашего ядерного оружия, но мы не будем им мешать и позволим забрать все, что им нужно. Это – тоже часть этого плана.


Зачем всё это? Это сейчас вы все разбежитесь по лесам, когда все начнется, но вы не всегда были такими. Вы – великий народ, и поэтому вы должны быть уничтожены – именно как народ со своей культурой и верой».


Провокация, скажете об этом рассказе «старого узбека»? А как прикажете реагировать на «доблестный» отпор, который дал в минувшую пятницу мусульманским экстремистам в Москве наш ОМОН?





© Copyright: Александр Трубин1-0, 2012
Свидетельство о публикации №11209277397
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении правил



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.09.2012. ***