Скорбящим по Раиси

Аомори: литературный дневник

На Стихире скорбят по по поводу смерти Раиси. Надёжный друг России, дроны нам поставлял, бла-бла-бла... А его биографию вы читали?


Сейид Эбрахим Раиси родился 14 декабря 1960 года в Мешхеде, втором по величине и численности населения городе Ирана. По официальной версии, рано оставшись без отца, будущий политик учился сначала в городском медресе, а затем — в священном городе шиитов Куме.


Хотя, по информации из открытых источников, Раиси получил степень доктора частного права в Университете Мотахари, никаких доказательств этому нет, отсутствуют данные даже об окончании средней школы. Иногда Раиси называл себя аятоллой — богословом, но у него не было необходимого религиозного образования и полномочий.


Раиси с 19 лет активно участвовал в Исламской революции 1978–1979 годов: поддерживал свержение монархов династии Пехлеви и помогал «возвращать образ жизни страны и общества в нормы шиитского ислама». В числе прочего это означало запрет на учебу в вузах для женщин, их брачный возраст снизили до девяти лет.


Как примерный и набожный мусульманин, Раиси в 1981-м стал прокурором Караджа, затем — седнего города Хамадана. Чиновник вошел в состав судов комитетов Исламской революции и раздавал приговоры всем, кто оказался неугоден новой власти.


Начиная с 1989 года Раиси пять лет занимал должность генерального столичного прокурора. Именно тогда он получил прозвище Тегеранский мясник: будущий президент отправил на казнь тысячи политических заключенных. Говорят, осужденных было так много, что их группами по шесть человек вешали на строительных кранах каждые полчаса.


В 1994-м Раиси повысили до начальника Генеральной инспекции Ирана, затем сделали прокурором Специального духовного суда, а в 2014-м — генеральным прокурором страны. Спустя два года он ушел в отставку и возглавил один из самых богатых фондов исламского мира «Астан-и Кудс Разави».


Президентские выборы 2017 года, в которых решился участвовать экс-генпрокурор, он проиграл действовавшему главе Ирана Хасану Рухани. Не помогло даже то, что один из кандидатов снял свою кандидатуру в пользу Раиси. Он, кстати, был уверен в подтасовке голосов и требовал расследования.


Во второй раз, в 2021-м, Раиси одержал верх: при рекордно низкой явке избирателей набрал 62% голосов. Многие политики тогда заявляли, что вообще отказались голосовать, так как исход выборов был предрешен религиозной верхушкой страны, писал The Economist.


Эбрахим Раиси с 2019 года наряду с некоторыми иранскими политиками включен в американский санкционный список за нарушение прав человека. Позже Европейский союз наложил на президента санкции с аналогичными обвинениями.
Как бы там ни было, Раиси стал президентом. Он обещал покончить с безработицей, сделать все, чтобы вывести Иран из-под западных санкций, но не давать иностранцам право диктовать, как управлять республикой и ее экономикой. Также политик был готов установить взаимовыгодные связи с любыми государствами, кроме Израиля.


На второй год правления Раиси разразился скандал. Назидательный патруль сил правопорядка (что-то вроде местной полиции нравов) схватил и арестовал на улице в Тегеране 22-летнюю Махсу Амини. Полицейские избили брата девушки, который попытался помешать забрать сестру, а потом и саму задержанную.


Спустя несколько часов после ареста Амини доставили в больницу. На ее теле обнаружили следы жестоких побоев, сама она была в коме с переломом черепа. Врачи рассказали, что к моменту прибытия в клинику мозг девушки был уже мертв, но потом быстро удалили это заявление. Официальной причиной смерти объявили инсульт и сердечный приступ.


Через три дня Амини, мечтавшая стать врачом, умерла. Девушку убили за то, что она неправильно носила платок, а ее брюки показались полиции слишком узкими.


Иранцы, возмущенные такой жестокостью, вышли на улицы с протестами. Но Раиси приказал подавить демонстрации.


За неполных четыре месяца погибли сотни протестующих: их число колеблется от 200 до 600 человек. Некоторых участников митингов арестовали, обвинив во «вражде против бога», и публично повесили. Хотя международная общественность поддержала протесты, легче жить иранцам от этого не стало.


Президент Ирана неоднократно публично поддерживал исламскую гендерную сегрегацию и предлагал сделать высшие учебные заведения в стране максимально религиозными. Он считал необходимыми цензуру и контроль интернета, выступал за подавление проявлений индивидуальности и запрет светского образа жизни.


Раиси заявлял, что западные экономические санкции полезны для республики, поскольку дали «отличную возможность по модернизации и еще большему развитию экономики Ирана». Особенно политик поддерживал развитие сельскохозяйственного сектора, а коммерческую розничную торговлю считал выгодной лишь иностранным брендам.




Другие статьи в литературном дневнике: