не много о николаеве

Бережецька Ганна: литературный дневник

Богоявленский родник
Настоящим чудом среди выжженных южных степей кажется могучий родник прозрачной холодной воды, названый светлейшим князем Потемкиным - Богоявленским. Во все времена и у всех народов, живших и кочевавших в этих местах, родниковая вода была священна. Она не только утоляла жажду людей и животных, но и несла исцеление. В начале ХШ века здесь был основан Славный Девичий православный монастырь, разрушенный впоследствии потомками Чингисхана. Здесь же в конце ХІV века литовский князь Ольгерт разбил нагайцев, а его приемник князь Витовт, расширив границы Литовского княжества, построил в этих местах каменную таможню - заставу.


Основанное им поселение, известное на старых картах как "Витольд Гаммани", до 1789 года - Витовка. Богоявленское, оно стало по распоряжению светлейшего князя Потемкина именно из-за родника. Целебные свойства воды, бьющей мощным потоком из-под земли, вызвали у князя восхищение и другого объяснения, кроме как божественного проявления, не было. Источник считался святым. Это место Потемкин определил своей загородной резиденцией. Позже здесь был построен госпиталь и все это благодаря целебной воде, набравшей силу из густых реликтовых ковров трав и минералов. Талантливый архитектор Иван Старов разработал проект фонтана и купальни для самого большого родника Богоявленска. Постройку осуществил каменных дел мастер Аладов. Купальня была накрыта куполом на 9 колоннах. Отделка фонтана была выполнена из чугуна. Вода была направлена в 4 трубы, через которые целебная струя падала в специальные чаши. Над фонтаном был установлен цилиндр (около 3 м), на котором располагались 4 крупных и 12 небольших сюжетов на библейские темы, выполненные в технике горячей эмали. Венчала трубу чугунная крышка, на верху которой был шар с крестом. Фонтан стоял на кратчайшем почтовом пути из Николаева в Херсон. Вода была очень вкусной и приятной. Лабораторные проверки показали, что вода по своим качествам не уступает знаменитым минеральным источникам Кавказа. Старожилы утверждали, что она лечила и глазные болезни. В конце 30-х годов крест на фонтане был сбит, цилиндр исчез. Богоявленское стало Октябрьским, но вода и сегодня течет свободно из недр николаевской земли, неся исцеление и здоровье всем паломникам этого священного места



История храма в годы советской власти (до разрушения)



Из книги: Заковоротний Д.И. Храмы Прибужья. – Николаев, 2004. – с.31-32.



Церковь Святого Богоявления Господня.


Когда была построена эта церковь, пока установить не удалось. Но о том, что она была уже в 1773 году, свидетельствует метрическая книга, находившаяся при церкви. Эта церковь не уцелела, и вместо нее в 1791 году была построена другая, деревянная.


Командир Черноморского Флота адмирал де Траверзе 23 октября 1804 года издал указ о достройке каменной церкви за счет адмиралтейства. Строительством новой церкви руководил поручик Богданович, который заключил контракт с жителем Богоявленска, отставным солдатом Исаем Матвеевым. Тот обязался со своими рабочими построить каменную церковь из казенных материалов под смотрением архитектора. Каменная церковь была закончена и освящена 1 сентября 1806 года (построена по проекту архитектора И.Е. Старова). За сто лет существования она стала ветхой, да и размеры уже не удовлетворяли потребностям прихожан.


Церковная община организовала сбор средств на строительство новой церкви. И в 1900 году в день Святого Богоявления состоялось ее торжественное освящение. Это была великолепная каменная многокупольная церковь, сооруженная из светлого камня-ракушечника. Она поражала всех своим внутренним убранством: огромным деревянным резным иконостасом – посеребренным с позолотой, на котором было 65 икон. Внутри храма – 93 иконы. Кроме того, еще 19 – на полотне и 14 – на киотах. Много богатой священнослужебной утвари, три больших Евангелия в серебре с позолотой. При церкви была церковно-приходская школа.


Церковь Святого Богоявления в Корабельном районе Николаева была закрыта постановлением ЦИК УССР 28 июня 1936 года. Как уже говорилось, это была одна из красивейших и богатейших церквей области. Удивительным остается тот факт, что, несмотря на многократные поборы властей, церковь смогла сохранить сове богатство. Если верить акту учета церковных ценностей от 4 октября 1935 года, в Свято-Богоявленской церкви находилось много церковной утвари, в частности: чаша водосвятская весом 1010 г, крест позолоченный – 533 г, крест серебряный – 135 г, звездица – 283 г, две лжицы по 71 и 35 г, лампада и лампада с цепями весом в 910 и 1105 г, два Евангелия в серебре по 700 и 500 г, рама иконы – 35 г, ризы на иконах – 320 г, четыре местные иконы – 30 кг, три венчика – 405 г, икона с серебряной ризой – 1000 г. (ГАНО, Р-8, оп. 1, д. 556, л. 131-132).


В начале июля 1936 года инспектор культов Николаевского горсовета Г.Д. Григорук принял по описи от священника М.К. Бурлаченко в присутствии членов общины Ф.Д. Булавка и Д.Д. Гвозденко все имущество церкви, а уже 21 июля все церковное серебро Г.Д. Григорук сдал в горфинотдел. Незадолго до этого председатель Богоявленского сельсовета М.Г. Могилевич и заведующий клубом И.И. Андреев в присутствии понятого Порфирия Абраменко и инспектора Г.Д. Григорука приняли имущество Свято-Богоявленской церкви (ГАНО, Р-8, оп.1, д.556, л.131-142).


С 1936 по 1941 год в здании церкви работали молодежный клуб и библиотека. Это помнят нынешние старожилы Богоявленска, которые также когда-то принимали участие в работе кружков художественной самодеятельности.



Богоявленская Свято-Духовская церковь.


В 1886 году жители Богоявленска обратились к военному губернатору А.А. Пещурову с просьбой разрешить разобрать в Богоявленске старые солдатские казармы, остатки военного госпиталя, и использовать камень для строительства новой церкви на средства прихожан. Такое разрешение было получено, и вскоре развернулось спорое строительство храма, на том месте, где теперь находится средняя школа №47.


Уже в 1887 году освятили главный придел во имя Святого Духа, а в 1894 году завершилось сооружение грандиозного трехпрестольного храма: первый придел во имя Покрова Пресвятой Божией Матери, левый придел – во имя Святого Николая Чудотворца.


Это был самый величественный храм в Херсонской губернии. Площадь застройки составляла 500 кв. м, высота колокольни – 67 м. На ней – золоченый крест высотой 3,5 м. Храм украшали 24 изящных купола. Внутреннее убранство и иконостас вызывали восхищение прихожан. При церкви была церковно-приходская школа.


Красавица-церковь продолжала богослужение до марта 1944 года.


Местные жители рассказывали, что в начале войны на самом верху церковной колокольни размещался наблюдательный пункт моряков береговой обороны.


Очевидцы, будучи мальчишками, приносили морякам воду и фрукты, а те, в свою очередь, разрешали им рассматривать в бинокль окрестности Богоявленска. Эти люди уверяют, что в ясную погоду с колокольни в бинокль были видны окраины Херсона и Очакова.


19 марта 1944 года, за три дня до освобождения Богоявленска, немецкие войска взорвали обе Богоявленские церкви, о чем свидетельствует документ, приводимый ниже.



Свидетельство очевидцев.


17 марта 1944 года немецкие фашисты с утра начали выгонять жителей Богоявленска в Николаев. В этот день немцы на машинах привезли ящики и начали выгружать их в церковь, которая находилась на площади на пересечении улиц Иванова (ныне Уральская), 22 лет Октября (ныне Ольшанцев), Ленина (ныне проспект Октябрьский). Затем немцы выгрузили такие же ящики в церковь, которая находилась на ул. Торговой. Это видели не только жители, которые проживали вблизи этих церквей, но и люди окрестных сел (Галициновки, Свято-Троицкого, Ефимовки, Кисляковки, Лупарево, Балабановки), которых фашисты гнали этапом в г. Николаев.


19 марта 1944 года между 9-10 часами вечера фашисты взорвали обе церкви. Пострадали близлежащие школы, дома: повылетали окна, двери, крыши в домах и школах. Фашисты сожгли несколько десятков домов жителей села.


Подписи:


Косьяновский В.А., Андриевская В.И., Сирица Е.А., Савун П.Д., Савун И.Д., Коба Я., Русанов Н.А., Олейник З.Е., Петровский А.И. Паливода Я.П., Волкова В.А., Сирица М.А., Кучеренко Н.В., Савун Н.Д., Дрига К.Г., Трищанович М.П., Сурина Р.П.


Сентябрь 1997 г.



Баня, в которой не мылся Витовт.


Великий князь литовский Витовт (годы княжества 1392-1430), который прославился победой в знаменитой Грюнвальдской битве, в последний год ХIV столетия сам испытал горечь поражения. 12 августа 1399 г. в битве на Ворскле с татарами полегли лучшие силы русско-литовского рыцарства. Счет только убитым князьям, возглавлявшим полки, шел на десятки. Казалось бы, при таком ослаблении литовских сил и общей депрессии после поражения у Витовта и мысли не должно было возникнуть об экспансии причерноморских земель.


Однако недаром сына Кейстута, зачинателя литовской державности, называли «творцом великих планов». Среди литовских великих князей, среди князей подольских, волынских, черниговских, он слыл непревзойденным после укрепления власти на территории от Балтики до Черноморья. Когда военных сил недоставало, Витовт прибегал к приемам дипломатии: «Разделяй, и ты будешь властвовать!» - у татарских ханов честолюбия не занимать, жадные – они погрязли в корысти. Чингизхановы потомки не имели единомыслия, их легко было убить или натравить друг на друга. Один за другим они становились вассалами Витовта. Сжигаемые недоверием и взаимной ненавистью, умело подогреваемой, ханы незаметно сами стали платить литовскому князю часть добычи и по первому требованию слали конные отряды под его команду для борьбы друг с другом. Витовт быстро охватил Северное Причерноморье, да и так хитро, будто вернул исконные владения – земли литовичей и кривичей, угличей и тавричей. В этом же 1399 году Витовт начал, по выражению И. Крипьякевича, «фортицировать степные просторы», ставя замки в ключевых местах. Строительство городов-крепостей шло быстрыми темпами. Только на днестровские укрепления привлекли 12 тысяч крестьян и 400 подвод. Под охраной гарнизонов росли села, а полукочевой люд окрестностей быстро подчинился местной власти служилых бояр.


Прошло не так много времени, и Хаджибей вырос в морской порт. На Византию пошли суда, груженные зерном, рыбой, лесом, шкурами и пушниной. Белгород-Днестровский на века остался неприступной крепостью, продолжая традиции античного полиса. А Витовка на Буге после смерти великого князя, бесстрашного воина и мудрого политика, осталась вне начертанной им черноморской экспансии. И только географические карты в названиях замков, таможней и бродов запечатлели следы его пребывания в Причерноморье.


Свою Витовку князь строил в местности, где били ключи, считалось, с целебной водой. А потому Витольд-Гаммани перевели как «Витольдовы Бани» (существует же ниже устья Синюхи «Витольдов Брод», почему бы и Баням князя не иметь места). «Помывочная» этимология вошла в обиход и укрепилась в литературе.


Но, скорее всего, «бани» следует понимать как специальные надстройки в сооружениях, например, сакрального назначения (купола русских церквей зовутся «банями»). Как башни крепостной или монастырской стены, которые использовались для сторожевых и оборонных целей (город Баня-Лука в Боснии). Витольд-Гаммани – это «башни Витольда».


Но, что интересно, не на голом месте строил князь свою Витовку. Эти башни уже существовали до появления здесь, на белобережье, витовских ратей.


…В 1794 году Генеральным штабом в Санкт-Петербурге был издан отчет некого офицера из окружения князя Потемкина. Андрей Мейер – так его имя – в «Описании Очаковской земли…» определил границы древнего края, недавно отвоеванного у турок, охарактеризовал природные ресурсы черноморской степи и солонцеватых побережий, а также показал земли в их историческом развитии.


Будучи незаурядно образованным человеком, он впервые использует античных авторов в описании Северного Причерноморья, междуречий Буга и Днепра, Днестра и Буга, а также использует неизвестные источники Средневековья.


Так, относительно Бугского лимана, он замечает, что на правом берегу «против острова Св. Эферия стоял в VIII в. Град Озополис, а через широкий лиман, напротив «местности Ста Могил» (т.е. скрытой временем и еще не раскопанной Ольвии), беспристрастно отмечает «наличие бывшего монастыря» как факт, не вызывающий удивления. «В 1233 и в 1236 годах Мунгальские татары наводнили Очаковскую землю, разорили славный Девичий монастырь в Витовке над Бугом, опустошили всю Куманию. С того времени Очаковская земля оставалась то во владениях сих Татар, то Поляков и Литовцев, когда Великий князь Владислав отнял у татар и всю над Бугом лежащую страну».


Таким образом, еще за полтора столетия до Витовта было разрушено ТО, что он попытался восстановить с целью упрочения своего влияния на стратегическую местность и установить здесь форпост. И это разрушенное ТО имело сторожевые башни, да такие неординарные, что само их наличие отразилось в названии вновь отстроенного пункта.


Вячеслав Кулаков.




Церковь Богоявления Господня.



Первые христианские храмы на территории современного Николаева появились в глубокой древности. Известный российский историк Андрей Майер в своей книге «Естественное и землемерное описание Екатеринославского наместничества и Очаковского края коротко сообщает: «…в 1233 и 1236 голах мунгальские татары под предводительством разных сыновей Чингиз Хана наводнили все нынешнее Екатеринославское наместничество и Очаковскую землю, разорили славный Девичий монастырь в Витовке над Бугом»(с.85). Витовка – Богоявленск – теперь Корабельный район Николаева, основана неизвестно когда, но название населенного пункта происходит от литовского князя Витовта, который во время походов против татар в конце IV столетия построил здесь укрепление и организовал таможню для торговцев с ними. На северо-западной окраине обнаружены останки древнегреческого городища IV-II ст. до н.э. и поселения первых столетий н.э. (История городов и сел УССР. Николаевская обл., с. 434). В Витовке и был построен первый христианский храм. «1773 год. Село Богоявленское. Церковь Богоявления Господня. Начало ее неизвестно, а бытие с 1773 года доказывается метрической, при сей церкви находящейся, книгою. Церкви сей теперь уже не находиться, вместо ее построена в 1791 году другая, деревянная.» (300 ИД т.II, отд.1, с.150. Одесса, 1850). «…кто-то чужой селу, в 1774 году, взялся строить церковь при небольшом со стороны селян пособии. Церковь еще не кончилась, но башня вся ушла на постройки». (В.И. Григорович. Записки антиквара, с.46). Первая православная церковь в Николаеве – деревянная – построена была в первые годы основания города греками-прихожанами за собственные средства. В 1790 году М.Л. Фалеев, по приказу Потемкина, построил за казенный счет деревянную церковь. «Екатеринославскому и Херсонско-Таврическому архиепископу. Имею обещание соорудить церковь во имя Святого Николая Чудотворца будущей весной. М.Л.Фалеев. 17 декабря 1789 года» (ЦГА ВМФ СССР, ф. 245, оп. 1, д. 33, л. 818). Очевидно, храмовое строительство в Николаеве начиналось с первых дней основания города. Согласно «ведомости наличия в Николаеве домов и других строений», в сентябре1790 года были: «Дом камышовый, в коем церковь – 1, вновь строящаяся деревянная церковь – 1». В декабре 1811 года в городе уже были каменные церкви: греческого исповедания – 4, старообрядческого закона – 1, католическая – 1, еврейский молитвенный дом – 1. Но уже в 1869 году в Николаеве велись богослужения в 18 церквах и молитвенных домах различного вероисповедания.


Строительство храмов продолжалось до 1915 года. Как велось это строительство, за какие средства, какие люди были инициаторами, организаторами, спонсорами, архитекторами и строителями храмов – необходимо знать и сохранить для истории.


В жизни храмов были и тяжелые времена. В двадцатых годах по решению правительства Украины для оказания помощи голодающим было произведено изъятие церковных ценностей из золота, платины, серебра, драгоценных камней. В 1930 году произошло массовое снятие колоколов с церквей и разрушение отдельно стоящих колоколен и часовен. Затем с нарастающим темпом началось закрытие церквей и передача их под школы, клубы, музеи. Свидетели и очевидцы этих событий рассказывали о том, как снимали колокола и иконы и как верующие прятали их от властей. До сих пор жива легенда о том, что жители Матвеевки при снятии колоколов с Петро-Павловской церкви часть их утопили в реке Буг, но где точно, никто не помнит. Часть церквей после их закрытия была разрушена, и на их месте построены другие здания. Несколько церквей были разрушены во время войны вследствие военных действий. В девяностых годах, с установлением независимости Украины, началось возрождение храмов. (В описании использовалась книга: Заковоротний Д.И. Храмы Николаева. – Николаев. – 2001. – 55 с.).





Другие статьи в литературном дневнике: