Рассуждение «О болезнях молодых девушек», de his quae advirgines spectant, трактует только об одном предмете, именно о психических расстройствах, которые возникают у девиц, не выходящих замуж вовремя. Автор книги «О женских болеанях» в двух местах ссылается на сочинение о молодых девушках, написанное им, и Литтре предполагает, что настоящая книга представляет отрывок из этого сочинения. Эрмериис и Фукс приписывают эту книгу натрософисту. Высказать что-нибудь определенное трудно ввиду краткости сохранившегося отрывка.
Начало медицины, это, по-моему, совокупность вечных вещей, ибо невозможно познать природу болезней, предмета и исследований искусства, если мы не знаем природы в ее неделимости, в этом начале, из которого она получает развитие. Прежде всего (я скажу) о так называемой священной болезни—о пораженных апоплексией и ужасах, которыми люди устрашаются до столь высокой степени, что лишаются ума и воображают, что они видят некоторых враждебных демонов то ночью, то днем, иногда и днем, и ночью. Из-за этих видений много людей удавил ось—больше женщин, нежели мужчин, ибо природа женщины менее смелая и более слабого духа. Молодые девушки с наступлением времени замужества, не имея мужа, испытывают это лишение чаще всего при первом появлении месячных; раньше у них не было особых страданий, теперь же кровь изливается в матку как бы для того, чтобы истечь наружу, и потому, когда отверстие выхода еще не открыто, а кровь прибывает все в большем количестве вследствие питания и роста тела, она, не имея исхода, устремляется из-за избытка к сердцу и диафрагме. Когда наполняются эти места, сердце приходит в оцепенение; за оцепенением следует бесчувственность, а за этой последней—бред. Так бывает, когда у кого-либо, долгое время сидевшего, кровь, оттолкнутая от бедренных суставов и бедер к голеням и ступням, причиняет оцепенение, отчего ноги делаются неспособными к ходьбе, пока кровь не возвратится к своему месту, а она возвратится очень быстро, если, поднявшись, смочить ноги в холодной воде до лодыжек. Этот род оцепенения не тяжелый, так как возврат крови очень быстрый по причине прямого направления цен, и это место тела не представляет опасности.
Но от сердца и диафрагмы возврат медленный, так как вены имеют косое направление, а место это опасное и расположенное к бреду и безумию. Когда эти части переполняются, обнаруживается дрожь с лихорадкой; лихорадки этого рода называются блуждающими. При таком положении дел девицы от острого воспаления впадают в безумие, кричат по причине гниения, испытывают боязнь и страх, вызванные темнотой, задыхаются в связи с давлением на сердце. Здравый рассудок, помраченный и угнетенный испорченной кровью, искажается в свою очередь. Больная говорит ужасные вещи. Видения повелевают ей скакать, кидаться в колодцы, душить себя, ибо это кажется для них лучшим исходом и сулит всяческую пользу. Иногда даже без видений наступает какая-то неодолимая жажда смерти, как некоего желанного блага. Придя в себя, женщины жертвуют Диане много предметов, а в особенности роскошнейшие платья по приказанию гадателей, которые их обманывают. Девицы свободны бывают от этой болезни, когда ничто не мешает извержению крови. Я советую юным девушкам, подвергающимся таким случаям, как можно скорее выйти замуж: в самом деле, забеременев, они выздоравливают; в противном случае— в период возмужалости или немного позже они подвергнутся этой или другой болезни. Из замужних женщин бесплодные более страдают от этой болезни.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.