Записки сумашедшей путь в Галерею

Казароза: литературный дневник

В первый раз я попала в Третьяковку, еще учась в школе. Само посещение и залы с картинами я запомнила весьма смутно, но вот один шедевр остался в памяти яркой вспышкой, впечатление от которой сохранилось на всю жизнь - это Троица Рублева, от этой картины-иконы шел просто божественный свет, прямой поток энергетика на каждого смотрящего. Глядя на это шедевр хотелось жить, и чувствовалось нечто такое высокое и прекрасное, что завораживало с первой секунды. Всего остального после этого всматривания как бы и не существовало. Это то, что я тогда запомнила и сохранила на всю свою дальнейшую жизнь. И вот, через много лет, уже побывав в разных художественных галереях, выставка и музеях, я вновь попала в Третьяковку и поняла, что по большому счету ничего не изменилось - картины конечно там выставлены замечательные, но по сути - Троица, одна единственная ради которой стоит сходить - так как же как на Сикстинскую мадонну в Дрездене или на Джоконду в Лувре. Конечно, Третьяковка для посещения, особенно в выходные - не самое идеальное место с точки зрения комфортного визита и восприятия - и очереди большие на входе, и освещение неудачное, и народу много и банкеток для отдыха или вдумчивого созерцания произведения мало. Но это все сопутствующее, а главное - до чего же мрачна наша история - весь этот культурный пласт в виде выставленных произведений бесконечно темен и страшен в своем большинстве. Возьмем, к примеру портреты - глядя на этих вельможных и влиятельных людей, императоров и императриц - думаешь, какая же напряженная и безрадостная у них была жизнь, нет-нет и промелькнет на этом фоне нежное личико какой-нибудь Лопухиной, но только вот таким почти единственным светлым пятном, а все остальное - строгость, суровость, надменность, серьезность, царственность - только не радость в жизни. И глядя на эти многовековые лица понимаешь - что и сейчас в толпе или учреждении можно найти таких же, не сильно отличающихся от этих черты, разве что женщин красивых стало поменьше или прячутся они где-то там, где их не видать публике. Или передвижники - вот уж кто умел показать всю тягость и безысходность вкупе с горем и страданием простого народа, тоже ничего не изменилось -ну разве что дети в городах воду на санках не таскают, пока что. А смерть княжны Таракановой, а Неравный брак, или жанровые сценки Федотова? - сплошные страдания, которым нет конца и края. Впрочем, такие тягостные впечатления удалось почти что сгладить прекрасными пейзажами которые, хотелось бы надеяться, никогда не потеряют своих красок и образности - это и Левитан, Саврасов, Айвазовский, Щедрин, Грабарь,Васильев, Коровин. Когда я смотрела на эти прекрасные картины -мне казалось что художник не рисовал природу, он создавал ее на своей картине, и не просто природу - а все это бесконечное великолепие окружающей жизни. Есть авторы, о впечатлениях от которых можно было говорить отдельно - для меня это Врубель и Нестеров, и немного Васнецов - демоны и святые старцы, как борьба добра и зла, их выражение и отражение, постоянно идущая по обе стороны бытия и сознания, или фантастические сказки и мифы ставшие практически реальностью. Пойду ли я еще раз в Третьяковку - не знаю, но если пойду - то самым главным произведением опять будет Троица.



Другие статьи в литературном дневнике: