Толкование сказки о золотом петушке

Андрей Геннадиевич Гущин: литературный дневник

Столкнулся с невероятным количеством толкований сказки о золотом петушке. От Ахматовой до Непомнящего, Фомичева и Пащенко. Как все запутано. Кто клонит к политической сатире на царя, кто углубляется в дуалистический мир манихейства. Третьи вообще к Фрейду прибегают в своих исследованиях. Однозначных трактовок "урока добрым молодцам" до сих пор нет. Напишу эссе на эту тему...
Замечателен разброс мнений относительно того в "чем собственно урок добрым молодцам..."
-Нельзя нарушать данное слово (Ахматова)
-женское коварство, нельзя доверяться женщинам
- пагубность идолопоклонства (петушок - продукт древней магии)
- воздаяние за былые грехи- обиды соседям
- нельзя царствовать, лежа на боку, почивать на лаврах - почиешь в Бозе.
Роль петушка -
- порождение древней магии и неподвластный звездочету. 
Кукла в руках коварного звездочета
- солнечный (божественный) глашатай, указующий на опасность и карающий за грехи.
Роль царицы
- в сговоре с звездочетом ( в черновике он тоже из г. Шемахи)
- царь- девица, ночное солнце, демоница.
- схожая с богатыршей- поляницей из русских былин ( с такой сражается Дунай, Михайло Потык и др)
- злая земная  царица- чародейка, намеревающаяся завоевать царство дадона.


Имя Дадон взято Пушкиным из народных сказаний о Бове-королевиче. "злой" царь. Он же - гранадский магометанский владыка из Альгамбры В. Ирвинга. 



Не нужно искать арабские источники. Праисточник славянских и арабских сказок- вот ортентир. Как сюжет смерти святогора находим в египетском мифе об Осирисе, вот истинная  глубина исторической памятиРусь ведическая, осколок древнего арийского царства. Мировоззрение утрачено, но можно реконструировать по Махабхарате. отголоски - в апокрифических духовных стихах, "голубиной книге"  



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.05.2012. Толкование сказки о золотом петушке