***

Андрей Бублиенко: литературный дневник

Худой мир - лучше доброй ссоры. Симеон Афонский ответил псевдо-богословам
+++
Современная историческая эпоха, прежде всего, характеризуется процессом секуляризации, то есть обмирщения церкви. Когда земная церковь забывает, что она вообще-то является единой с небесной и полностью обращается от неба в землю, погребая себя заживо в земном мире, пытаясь устроить царство небесное здесь на земле, тогда церковь в страшных потугах пытается рождать симфонию с властью, совершенно забывая, что ее задача не в том, чтобы укрепиться в этом мире, а в том чтобы вывести нас из мира в святость; а методом ее является не кипучая, безсмысленная деятельность, а стяжание Божественной благодати Святого Духа.
Итак, невидимая борьба сил добра и зла внутри церкви, неизбежно, приводит к войне внутри государства – таковы духовные законы. И как в византийскую эпоху, именно, процесс секуляризации церкви привел к распаду империи, так и наше время - Святой Руси, отказ церкви от ее подлинного назначения – давать миру святых, и закапывание с головой в дрязги мира сего, приводит и к развалу церкви, и к распадению государственности. Гражданская война, которая выпала на нашу долю, это всего лишь проявление духовной войны, которая происходит внутри церкви и от которой, большинство воинов Христовых - клириков и представителей народа Божьего просто-напросто уклонились, живя по принципу «как бы чего не вышло». Напомню Вам фундаментальное положение православной догматики и основной урок истории Византии: когда церковь уклоняется от борьбы за святость – главной своей цели и предназначения, она втягивается в борьбу за этот мир: тленный и скоро преходящий и именно тогда возникают гражданские войны, от чего да спасет всех нас Господь Иисус Христос.
Представления, навязанные нам современными историками, - якобы преподобный Сергий посылал монахов на брань или благословлял кого-то на сражение, являются грузом школьных традиций девятнадцатого и двадцатого века. Но если мы заглянем в рукописи, то мы там ничего подобного не обнаружим. Как раз рукописи, хранящие в себе подлинную историю, говорят нам, что все было наоборот: если уж о чем-то и заботился преподобный Сергий, так это не о победе в войне, а наоборот о мире любой ценой – плохой мир лучше хорошей войны. Если уж преподобный Сергий участвовал в политике, то это было как раз то самое кровавое противостояние московского и рязанского княжества, которое длилось восемьдесят лет – когда Москва хитро и вероломно отбирала рязанские земли с боем и кровью, например, город Коломну, когда Москва подло и цинично убила пленного рязанского князя. И в этой кровавой, братоубийственной войне было множество несправедливостей с обоих сторон. И рукописи говорят нам, что наоборот, преподобный Сергий вместе с посольством лично пришел в Рязань к свирепому князю Олегу и, как пишет летопись: « Преподобный же игумен Сергий – старец чудный тихими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы, благодатью, данной ему от Духа Святого, много беседовал с князем Олегом о пользе души, о мире и о любви; великий же князь Олег преложи свирепство на кротость и умилился вельми душою и заключил с великим князем Дмитрием московским вечный мир любви в род и род.». Так что в настоящей истории имя преподобного Сергия вошло в нее не благословением на войны, а наоборот – вечным миром, аналогов которому не было в истории всего земного шара.
Хрустальный колокольный перезвон разливался над утренней Рязанью, не большими ручейками народ медленно стекался к собору на Божественную Литургию и вдруг, на глазах у собравшихся людей, какой-то странный монах подошел к вратам собора и навесил на них огромный замок. Люди подходили и, с ужасом, узнавали в этом нищем монахе преподобного игумена Сергия.
- Что ты делаешь, отче, сегодня архиерейская служба, открой немедленно.
- С сегодняшнего дня не будет у Вас вообще никакой службы, пока Ваш князь не примирится с московским князем. – отвечал ошеломленным людям преподобный игумен.
И вот прибывает на службу архиерей и ужасается, видя такую картину. И посмотрите, как интересно: архиерею и в голову не пришло вытолкать взашей отсюда не известного монаха, который явился в чужую епархию и устанавливает здесь свои порядки, просто потому что в те времена, как у самого архиерея, так и у всего народа было ясное представление чем святой отличается от святейшего. Никому и в голову не пришло сомневаться в том, что святой игумен выше не святого правящего архиерея. Тогда в церкви было ясное понимание - благословение старца не может отменить даже правящий архиерей. И весь народ, вместе с преподобным Сергием, отправился к князю Олегу и заставил его подписать мир с извечным врагом – московским князем Дмитрием. И князю Олегу даже не пришло в голову убеждать Сергия, что он не может отдать, исконно, рязанские земли московскому князю. Как это: взять и отдать целый город Коломну, где живут рязанцы, которых он должен защищать? Все было наоборот: «князь Олег умилился, велими, душею, обратился и утишился». И не один человек, в этой поучительной истории, не дерзнул воспротивиться воле Божьей. И это конкретный исторический пример – как в древней Руси благословение старца не мог отменить даже правящий архиерей, а уж тем более, православный царь, будь он даже трижды православным.
Стань святым и это спасет всех остальных людей вокруг тебя. И если Бог захочет решить вот эти вот проблемы мирские, политические – поверь, что Он это сделает без тебя – ты Ему не нужен, Он и так управляет миром!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.04.2022. ***