Древнерусские первоисточники о Гиперборее письменн

Тара Ирия: литературный дневник

Первоисточники о Гиперборее — тема неисчерпаемая. Скажем лишь о наиболее известных древнерусских письменных.


Известнейший из древнерусских первоисточников о Гиперборее — Велесова книга. Большинству она, впрочем, известна не в качестве источника по Гиперборее. Возможно, потому что в ней нет этого слова, да и говорится в основном не о гипербореях, за исключением Яра с его людьми (зато немало дощечек посвящено борускам – одной из ветвей потомков).


Слово «Гиперборея» в наиболее древней книге руссов не присутствует, во-первых, потому, что нерусское. Греческое, означающее: земля, что северней любых земель северных. А так же, во-вторых, потому, что и у греков-то появилось намного позже, чем когда были вырезаны ранние дощечки Книги.


Тем не менее, о северном истоке Руси волхвы, создавшие Велесову книгу, говорят с полной определенностью. И не единожды. И у них было специальное слово, означавшее прародину руссов во времена, когда еще не было слова «Гиперборея».


Зачиналась Русь от Полуночи
Велесова книга зовет прародину словом «Полночь». Стороны света обозначались по-древнерусски подобно времени суток. Собственно, и посейчас иногда мы называем восток восходом и запад закатом. А предки наши так точно называли юг полуднем, север полночью.


Так вот, уже вторая дощечка Велесовой книги гласит: зачиналась Русь от Полуночи. «Пощинасе Русе… од Полуноще… Праоцове наша бя оцем Орием до крае Руська ведени поневьжди тамо пребыти. А утрпеня многая несоуща рани ахлудне се тако отыдша до сю. А тако оуселищася огнищаны на земе Руштеи. То бо се оутвори за двие теме до суть» (дощечка 2).


То есть, говоря современным языком: Зачиналась Русь от Полуночи (от Севера или, точней, от Полуночи, от Сверх-Севера, от Гипербореи). Праотцы наши были ведены в край Русский отцом их Орием (Арий, Орей, Орий, Ор, Яр – так его называет Книга, ее дощечки, в разные столетия разными волхвами вырезанные – примечание Д.Л.) дабы обосноваться там. И, претерпев и перенеся многие холода и раны, отошли до земли сей. Так и поселились огнищане на земле Русской. Совершено сие было двадцать тысячелетий назад.


Так аркты явились к барминам. Они принесли народу сему династический строй, привили почитание огня – Сварожича (старинные русские летописи Сварожичем, когда в единственном числе, всегда называют именно Даждьбога). Бармины были готовы принять это новое в свою жизнь, потому что еще в предшествовавшие века испытывали культурное влияние сверх-северного соседа.


Династические браки меж арктами и барминами дали род руссов. Из дальнейшего текста дощечки 2 можно видеть: бармины мало чем отличались от арктов. Откуда такое сходство? Оно может быть объяснено преданием остяков о своем первом великом шамане.


Легенды кетов называют имя первого из учителей, от которого шла преемственность их высших Посвященных: Альве. Он появился среди предков нынешних остяков так давно, что некоторые версии предания именуют его… первым человеком. Но такое скорей представляет собой позднейшие наслоения. Народные мифологии ведь обыкновенно изображают первых людей беспомощными, нагими. Подобными несмышленым детям, которым предстоит учиться всему. Альве же учил сам.


И, кроме того, могущественные предметы, которыми он владел, настолько поразили воображение современников, что сохранились в мифах. У Альве был огненный «меч», способный до основания рассекать горные хребты. И «олень», который мог подниматься в небо и делаться «звездой среди звезд». Альве, утверждают предания остяков, был из племени пришедших со звезд. То есть из гипербореев, арктов. Это был первый гиперборей, которого увидели бармины. Поэтому одно из имен Млечного Пути у них – Тропа Альве!


Согласно преданию, Рус (Альве) прожил с барминами очень долгую жизнь. Время ее исчислялось веками – в точности, как у библейских патриархов. Причем он эти все века княжил у барминов и обучал их, и по этой причине Лукоморье и прозвалось: край Русский. Конечно, Рус научал и о Двенадцати вселенских богах, и потому эти боги уже тогда стали зваться у барминов богами русскими, то есть Русом исповедуемыми. Волхвы тех древнейших руссов были потомками первых учеников Руса, выходцев из Лукоморья. Они называли себя русены (расены). Ушедшие далеко на юг их потомки знаемы были народами античности как этруски. Именно соответственно дюжине вселенских богов (или «всеобщих триглавов», говоря словами Велесовой книги, дощечки ее 11) Этрурия была устроена как знаменитое Двенадцатиградие. Правитель каждого из этой дюжины городов назывался лукомон (выходец из Лукоморья) и был одновременно царем и волхвом, как и Мелхиседек, царь-волхв Иерусалима.


Рус брал себе не раз в жены девушек барминов. В общей сложности у него было, как сообщает предание, 24 жены. И каждая из них рожала ему многочисленное потомство. Кровь и дух (учение) руса обеспечивали серьезное преимущество, поэтому выживали и множились в Лукоморье, в основном, потомки этих потомков. Засим и бармины, когда (через века после) встретили гиперборейского Яра и его рыцарей, мало чем отличались от них по внешнему виду, как и сообщает об этом дощечка 2.


Почему дощечка 2 называет барминов – ильмерами? Ильм Тульский, пришедший с Яром, принадлежал к роду Руса. Енисейские остяки запомнили Руса как Альве – пришедшего из точки Альва – первого из великих шаманов. Рус был уроженец острова Тайный (Туле). Хоть и пришел к предкам барминов, разумеется, с острова Белого (Солового), как и Яр, ибо наиближайшим для морского путешествия географически был сей остров.


Странствия русенов
Итак, однозначное свидетельство дощечки 2: ильмерские словены существовали уже двадцать тысячелетий назад. (Точнее – соловены: Яра называли при жизни Гера Солова. Яр Белостровский.) Волхвы, писавшие Велесову книгу, знали о соловенах/словенах лучше, уж надо думать, современных писателей. У большинства писателей нынешних можно встретить: «словене появились у озера Ильмень в VII веке». Да только не «появились» они там, а туда ВЕРНУЛИСЬ. Причем их первое возвращение зафиксировано значительно раньше: город Словенск близ озера Ильмень был воздвигнут 2385 г. до Р.Х., как о том сообщают и «Хронограф» и «Мазуринский летописец». Вернулись и тогда, говорят рукописи, «скифы начаша именоватися словяня».


Откуда вернулись? Ильмеры были протошумерами, как это можно видеть, к примеру, из книги Николая Кикешева «Истоки славянской цивилизации». Часть их ассимилировалась, но часть сохраняла кровь, обычаи, ведение и память о родовом имени. Об этом свидетельствуют названия античных городов и земель. Троя (Малая Азия) называлась еще именем Илион. Существовало целое праславянское государство Иллирия (Балканы). Илиополь (Египет)… Христос, умирая на кресте, произнес «Или, Или! Лама савахфани» (Мф 27:46), слова, которое не поняли римляне, ни – тем более – иудеи, но сразу же понял скиф Лонгин Сотник, каппадокиец. На протосанскрите ИЛЬ означает СВЕТ…


Итак, старинные русские рукописи свидетельствуют: Словен (назван в честь предка своего Соловы) и Рус освоили окрестности Озера Ильмень в 24 веке до Р.Х. Знаковое совпадение: именно в это время, примерно 4500 лет назад, на в средней части Русской равнины в ДНК ее жителей появляется знаменитая гаплогруппа R1a1, которая в ДНК-генеалогии считается эталонной славянской. Получается: братья Словен и Рус (потомок древнего Руса, названный в его честь) основали не только Фатьяновскую культуру — Рус и Словен основали славянство в современном ДНК-генеалогическом смысле этого слова.


Гиперборейское семя
Велесова книга хранит и еще свидетельство: «семе бо арецко придша од земе арстии» — дощечка 31. То есть: арийское семя (род Ария) пришло от земли Арстии (Арктогеи, Арстеи, Арктиды, Гипербореи). Род ариев пришел на Русь из Арктиды. Этому основополагающему – положившему, согласно преданию, основу русского рода – событию посвящена наша книга с таким именно названием: «Как Арий Гиперборейский пришел в Край Русский».


О том же и дощечка 4 книги Велесовой: «Крявь наше про то рщеще ж Есь мы вси есьме русищи… од оце Орие идемо». То есть, перекладывая на современный стиль: Кровь наша про то речет – Есем (ОтцомЛейт, Его волею) все ведь мы есьмы русичи, потому как от отца (от отца отцов — праотца) Ория происходим! Дощечка книги Велесовой тут не просто говорит «происходим от Ария», но: волей Бога Всевышнего происходим от Ария!


И называет сия дощечка Всевышнего Бога именем этим: ЕСЬ. Т.е. СУЩИЙ. Единственный, имеющий ПЕРВОБЫТИЕ. Тогда как все остальные – боги, люди, природа – имеют бытие от Него. Имеют бытие опосредованное: посредством Есуса – Есю Сына. Напрасно думают, будто Есуса знали одни лишь кельты: они переняли культ от соседей своих остяков. Есь, Есус, Ерус — наидревнейшая Троица. О ней подробно в статье «Остятская Молитва» (Дмитрий Логинов, 2014).


Дощечка 6 уточняет: от Орея, общего нашего Отца с борусами, держава наша от Волги до гор Карпаньских. То есть: государство древних руссов – русичей и борусов — простиралась от Волги (называвшейся прежде рекою Ра) до Карпат.


Интересно и дополнение восьмой дощечки Велесовой книги: «Оспомоиньмо о те иако об оце Ореи един род славене а по оце о трие соинове го роздиеленщесиа на трициу» — дощечка 8. То есть: вспомяни о тех, которые при отце Орее были един род славянский, и только после отца — трех его сынов ради — разделились на троицу.


Веда словена
По содержанию своему этот источник лишь немного менее древен, чем Велесова книга. Однако как КНИГА, именно, он ее много младше. Славутные певцы (сказители) сохранили песни болгар-помаков, передаваемые изустно в течение долгих тысячелетий. В 1881 году их опубликовал монах Стефан Веркович в книге «Веда Словена».


В этих песнях смолянами — предками болгар-помаков — запечатлен эпос о князе Яре. Соседи же смолян — эллины — переняли часть этих песен, видоизменив их как мистериальные орфические гимны.


Исследователь Александр Асов доказал: эллинский Орфей это Орей книги Велесовой. «Имя Орь (Яр, Орей, Арий) в священных песнях болгар-помаков дано с уменьшительным суффиксом „пю“: Орпю. Поэтому греки его с давних пор отождествляют с Орфеем. В некоторых песнях Веды Славян князя Яра зовут Орфеном, в иных — Яреном».


Вот что констатирует Асов об исходе Ария из Арктиды в край Русский, как он отражен в гимнах книги «Веда словена»:


«В действительности впервые об исходе с Севера праславян заговорил С. И. Веркович (раньше Уоррена и Тилака). Ведь именно о сем повествуют песни «Веда словена», и именно об этом Веркович писал в пояснениях к ним, где давал традиционные жреческие толкования древних образов».


«Болгаро-помакская традиция — как и Волжская — прародителя славян именует Яром. Яр (Орь) с помощью своей супруги Вилы переходит Белое море… Это предание САМОЕ СТАРОЕ из известных нам, ибо оно относится к началу Сварожьего круга (Платонова года)».


В книге «Веда Словена» есть БОЛЕЕ ДЕСЯТКА песен о переселении праславян и о выведшем их в новые земли прародителе Яре (Оре). Его называют священные песнопения книги в разных песнях по-разному. Чаще всего: Орпю. В этом имени «пю» суть архаичный уменьшительно-ласкательный суффикс, сохранившийся в помакском диалекте. То есть прародитель сей называется Орюшкой. Есть у него и имя-титул «Бан». В болгарском языке это имя значит просто «правитель», «король», отсюда и «пан», что значит «господин».


«Край-земля» (сравним: «край Русский» Велесовой книги), описан как волшебное царство, где вместе с людьми жили боги — первые прародители… В этой земле полгода длится день и полгода ночь. «Веда Словена», в эпической песне «Свадьба Солнца и Волыни», занимающей чуть не треть первого тома и поющейся на Велик-день (именуемый сейчас Пасха), рассказывает об этом… Где находится та Край-земля, где полгода день и полгода ночь? Конечно, за полярным кругом! Но в книге «Веда Словена» она описывается не как суровая тундра, а такой, какой она была в древности, до Великого оледенения. Она полна лесов, по которым бродят охотники, там в полях цветут цветы, ходит скот, поют птицы. А от Святой горы звездный путь ведет к трону Вышеня.


И в сей блаженной земле никто не старится. Так, например, прародитель Орь (Ярь, Яр) живет, согласно книге «Веда Словена», много долее двухсот лет, а мать его — того больше. И даже само переселение праславян в песнях чаще представляется вызванным не похолоданием, а скорее, перенаселенностью сих благодатных земель».


Впрочем, мотив переселения из-за холодов также развивается в песнях. Согласно им, холод на Край-землю насылает Черный юнак (сравним русского Чернобога). Здесь следует заметить, что знакомая мне Волжская традиция также сохранила сродную легенду о противостоянии Яра и Черного Идолища».


Такой анализ дан Александром Асовым в послесловии книги «Славянские веды» (М., Амрита-Русь, 2009).


Архиепископ Новгородский о Гиперборее как о земном рае
Яркое древнерусское письменное свидетельство представляет Послание новгородского архиепископа Василия Калики к владыке Тверскому Феодору о рае (1347 год, Новгородская летопись):


«А то место святаго рая находил Моислав (озеро Ильмень называлось еще Моиско — примечание Д.Л.) Новгородец и сын его Ияков; а всех их было три юмы (лодки), и одина от них погибла, много блудив, а две их потом долго носило море ветром, и принесло их к высоким горам. И видеша на горе той написан ДЕИСУС лазорем чудным и вельми издивлен, паче меры, яко не человеческыма рукама творен, но божиею благодатию; и СВЕТ бысть на месте том самосиянен, яко не мочи человеку исповедати.


И пребыша (новгородцы) на месте том, а солнца не видеша, но свет бысть многочастный, светлуяся паче солнца; а на горах тех ликования много слышахуть, и веселия гласы поюща. И повелеша единому другу своему взити по шегле (по мачте) на гору ту видети свет и ликования гласы; и бысть, яко взиде на гору ту, и абие, всплеснув руками и засмеяся и побеже от другов своих к сущему гласу.


Они же вельми удивлешеся и другого послаша, запретив ему, да обратився скажет, что есть бывшее на горе; и той также сотвори, нимало возвратися к своим, но с великою радостию побеже от них. Они же страха исполнишася и начаша размышляти к себе, глаголюще: Аще ли и смерть случится, не видели бехом светлость места сего! (придет смерть, а мы и не повидали сияния столь чудесного места).


И послаша третиего на гору, привязав ужищи (веревкою) за ногу его; и тако же и тот въсхоте сотворити: восплескав радостно и побеже, в радости забыв ужища на нозе своей. Они же здернуша его ужищом, и том часу обретеся мертв! Они же побегоша вспять. Не дано есть им дале того видети, светлости тоя неизреченныя, и веселия, и ликования тамо слышащего.


А тех, брате, мужей и нынеча дети и внучата добри-здорови. А что, брате, молвишь: рай мысленый, ино, брате, так то и есть, мысленый и будеть, а насаженый не погибл и ныне есть. На нем же свет самосиянен, а твердь запята есть (то есть доступ закрыт) до гор тех раевых».


Послание новгородского архиепископа Василия Калики к владыке Тверскому Феодору о рае, 1347 год, Новгородская летопись.


Все средние века было распространено мнение, что сохранились еще какие-то «блаженные острова» от затонувшего континента-архипелага Арктида. Верили, что правит ими апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, о котором сказал Учитель: «хочу, чтобы он пребыл , пока Я ни приду » (Ин 21:22).


Мнение о реликтовых островах рая земного, на которых не умирают, разделяли также и христиане западные, в т.ч. монархи. Поэтому в Белое море приплыл, например, англичанин Ченслер, как сказано в Двинской летописи. А сам о себе этот мореплаватель потом написал: «русский царь Иван Грозный возлюбил меня за ум и длинную бороду». По началу Ченслер принял поморов (потомков барминов), подданных русского царя, за гипербореев древности! Что и не удивительно, ибо в XVI веке престол английский все еще полагал существующим Северное Полярное царство или хотя бы его реликты. Король Эдуард VI составлял послания к арктическому царю «пресвитеру Иоанну» и вручал своим капитанам.


Как и наш Владимир Святой за полтысячелетия до него. Есть предание (хранимое, в частности, русскими эмигрантами в Америке, старообрядцами): Владимир Солнышко послал Сергия, духовника своего, монаха-святогорца в странствие за полярный круг, дав ему в сопровождение 12 лучших витязей из дружины, с наказом найти ту «Полуночь», от которой «зачалась Русь». Витязи погибли в походе, монах же Сергий добрался до некоего «Беловодия» (к острову, о котором писал Калика?) и жил там ВЕКА, после чего возвратился на Русь уже во времена нашествия Батыя, когда никто не помнил об экспедиции, снаряженной Владимиром Святым, и монаху никто не верил…


© Дмитрий Логинов, статья является более развернутым вариантом одной из глав книги ГЛУБИНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ




Другие статьи в литературном дневнике: