Либерализм. Почему это плохо.

Галина Ливенцева: литературный дневник

Либерализм почему это плохо


Почему либерализм - это зло?
Обычно либерализм как подход к управлению социальными системами противопоставляют тоталитаризму. Если тоталитаризм предполагает крайнее ограничение степеней свободы всех «винтиков» такой системы, то либерализм напоминает «Запорожскую вольницу». Многим из нас, выросшим в условиях «советского социализма», тотальная централизация всего и вся хорошо знакома. На первый взгляд может показаться, что либерализм – это более короткий путь к Человеческому Счастью. Однако так может показаться только на первый взгляд.


В чем тут собака зарыта?


Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо обратиться к такой скучноватой для многих науке как философия. Так вот, согласно философии все подходы (методы) управления могут быть эффективными лишь в том случае, если они опираются на некие незыблемые законы мироздания. Одним из таких законов является существование Высшей Силы, создавшей человека и окружающий его мир, управляющей этим миром на основании определенных программ. Из этого вытекает, что ни один из подходов к управлению не может привести человечество к Счастью, если он не учитывает программы, сообразно которым Создатель управляет Вселенной.


Кстати, мысль о существовании неких метафизических законов стара как Мир. Уже один факт наличия заповедей (жизненных указаний, наставлений) практически во всех религиозных системах косвенно свидетельствует о таких законах. Наиболее ясно эта мысль отражена, на мой взгляд, в «Дао дэ Цзин», «Книге Праведного Пути».


Вернемся к современному либерализму. В чем его главный недостаток?


В статье «Почему деградируют развитые цивилизации?» я уже писал об одном из основополагающих правил Праведного пути: все избыточное плохо. Всегда надо искать «золотую середину». Так вот, на мой взгляд, главный недостаток либерализма заключается в избыточном количестве степеней свободы, которыми наделяются люди в обществе.


Прежде всего, это проявляется в игнорировании законов мироздания, существования одного для данного этапа развития человечества Праведного Пути. Как правило, спутником такого мировоззрения является неверие в Создателя. А если Его нет, то, о каком Праведном Пути может идти речь? Если Бога нет, то все дозволено. «Я сам с усам!» Не удивительно, что «фирменным знаком» современного либерализма является крайняя легковесность при проведении тех или иных социальных экспериментов.


Доходит до абсурда. Создается впечатление, что «либералы» соревнуются друг с другом, кто из них ниспровергнет как можно больше извечных установок. Прежде всего, моральных.


Скажем, веками люди следовали нормам, согласно которым приветствовалось, чтобы девушки вступали в интимные отношения только по достижению совершеннолетия. Почему? Опять же все упирается в программы человека. Согласно некоторым из них, в процессе полового созревания, как юноши, так и девушки должны пройти стадию «платонической любви», так называемых «чистых отношений». «Перепрыгивание» через стадию «подростковой любви», вносит аномалию в психическое развитие человека. Что-то в человеке «ломается», он перестает быть Полноценным.


Как реагируют «либералы» на эту норму? Известно всем. «Кто сказал, что подростки не должны «трахаться» при появлении первых признаков эрекции?» Мы не признаем авторитетов. Наш Бог – Эксперимент. В результате еще в начальных классах европейские школьники попадают под программу сексуального просвещения. Их учат не целомудренности, а тому, как пользоваться презервативом. Разумеется, со всеми подробностями и соответствующими картинками. Но это еще не все. Родителей школьников, которые не хотят столь раннего информирования своих детей об особенностях полов, ждет суровое наказание. Вплоть до лишения родительских прав.


Или такой пример. Потребительское безумие в странах Запада родило новый социальный феномен - «новых кочевников». Речь о генерации, которая не привязана ни к одному объекту – городу, стране, друзьям, второй половине, детям и т.д. и в силу этого начисто лишена обычных человеческих радостей. Согласитесь, иначе как биороботами такую генерацию назвать трудно.


Но это еще не все. Нарушение извечных моральных норм, сокращение «живых» человеческих коммуникаций, в силу пока недостаточно изученных механизмов психики, ведет к интеллектуальной деградации человека. Достаточно взглянуть на многих известных политиков Запада, чтобы увидеть насколько «запущена» эта проблема. А ведь речь идет о так называемом «Золотом миллиарде»!


Возникает вопрос, что делать? Тоталитаризм плохо, и либерализм не лучше. Какой «изм» выбрать? Ответ тут только один. Признавая существование Высшей Силы, выявляя программы мироздания, человечество должно максимально следовать Праведным Путем. Как назвать такой подход к управлению социальными системами? Не знаю. Однако мне наиболее близок такой термин как «оптимализм».


yablor.ru



Глоба: "Хотите вырваться из нищеты? Положите под подушку..."
Читать дальше »


Простое средство убивает геморрой навсегда! Возьмите...
Читать дальше »


Написал за день до гибели:
Я создал средство, восстанавливающее зрение на 147%. Это простой...
Читать дальше »


Грибок лечится один раз и на всю жизнь! Просто намажьте ногти самой простой...
Читать дальше »


Грибок высохнет за ночь, если за час до сна намазать ноги густым и едким…
Читать дальше »


В г.Ростов-на-Дону идёт бесплатная раздача препаратов для больных суставов. До 5 штук в...
Читать дальше »
Почему не любят либералов
Либералов кто-то любит, кто-то — нет. Зависит от мировоззренческих позиций на которых этот кто-то стоит. Чтобы понять, почему же этих милых, славных любителей общечеловеческих ценностей и частных свобод можно не любить, следует рассмотреть саму сущность либерализма и показать, какие типы либералов бывают.Классовая основа любой идеологииВсю историю человечества, за исключением разве что самого начального первобытного периода, человек вынужденно существует в разных формах антагонистических, эксплуататорских обществ, далёких от социальной справедливости. Такие общества всегда распадаются на два основных класса: меньшинство эксплуататоров и большинство эксплуатируемых. Эти классы находятся друг с другом в неустранимом антагонистическом противоречии, и борьба между ними идёт на всех уровнях (от экономической до духовной сферы), являясь одновременно источником социального развития в историческом масштабе.Каждый класс порождает свою идеологию (самое общее, фундаментальное объяснение того, как устроена наша жизнь и как всё то, что происходит с нами, следует понимать). Таким образом, в любом обществе всегда одновременно сосуществуют две идеологии: идеология эксплуататоров и идеология эксплуатируемых. Эти идеологии взаимно непримиримы и между ними постоянно идёт непрекращающаяся идеологическая борьба (столкновение мнений, идей и проч.).Современному уровню развития человечества соответствуют антагонистические капиталистические отношения, а существующая формация называется — капитализм. Коренное противоречие данных отношений — это противоречие между капиталом и эксплуатируемым им трудом, между персонифицированной самовозрастающей стоимостью, стремящейся к бесконечному росту, возведённой в культ жаждой наживы, и подавляющим большинством людей труда, которые вынуждены продавать капиталу себя, своё жизненное время, чтобы жить.На данном этапе исторического развития идеология эксплуатируемых, выражающая интересы большинства людей планеты, — это социализм и его производные (включая коммунизм); идеология эксплуататоров, действующая в интересах этого меньшинства, — это либерализм и его производные.Суть либерализма сводится к оправданию эксплуатации, к освящению власти меньшинства и к сохранению существующих порядков, объявляемых наисправедливейшими из возможных, лучше которых никогда не было и не будет.Так, если социализм во главу угла ставит общественный интерес (почему и называется «социализм» от слова «социум», общество), то буржуазная либеральная идеология, во имя оправдания частной собственности и концентрации общественных богатств в руках немногих, утверждает как идеал атомизированного индивидуума, воспевает крайний индивидуализм и эгоизм. Потому, посягательство на личные свободы — это страшнейшее преступление против человечности, которое может далеко зайти (может быть даже до отмены частной собственности!), это диктатура и тоталитаризм! Никакое счастье мира не стоит слезинки либерального ребёнка и т. д.Либерализм освящает и идеализирует существующие капиталистические отношения. В частности, конкуренция — это чудодейственное благо, которое способно чудесным образом всё и вся отрегулировать и привести к справедливому равновесию. Идеологема об этом волшебном средстве известна под названием «невидимой руки рынка».Рука рынка действительно есть, но в реальности с ней то тут то там случаются засады: то она так всё выравнивает, что самые рафинированные либералы вынуждены вводить антимонопольное законодательство, с целью устранить прямые последствия конкуренции; то эта рука большую часть времени просто пребывает по локоть в карманах простых граждан, что последним трудно её не заметить (хоть она как бы и невидимая).С конкуренцией тесно связано требование максимальной свободы капитала. Дело в том, что на рынке победителем оказывается тот, кто способен больше заплатить. И если капитал свободен и ничем не ограничен, он всё превращает в рынки и на этих рынках может купить всё: и мнения, и политику, и СМИ, и т. д. Отсюда и название идеологии — «либерализм» (свободный). Многие ошибочно полагают, что речь идёт о свободе человека (как это виделось в ранний романтический период эпохи Просвещения и юности капитализма). На самом деле почти с самого начала, с момента зарождения класса буржуазии речь шла о требовании свободы для довлеющей над человеком и порабощающей его сущности — для капитала.Воспевание конкуренции также находит выражение в антигуманной идеологеме «войны всех против всех». Все конкурируют друг с другом и каждый сам за себя (да, это вам не социализм). В пределе и идеале заканчивается всё это махровым социал-дарвинизмом, постулирующим с разной степенью откровенности, что каждый выживает как может (а не может — не выживает), что люди должны бороться друг с другом за выживание, что побеждает сильнейший, а остальных — в топку.Однако тут вот какая незадача: вот этим вот, проигравшим в статусной социальной борьбе, человечество зачастую обязано и научно-техническим прогрессом и культурным развитием, из коих и проистекают все блага современной цивилизации (вспомнить, к примеру, нищих подвижников общественной практики, искусства и науки, жизнь которых в личном плане была настоящей катастрофой). Сильнейший же (в либеральном смысле) — это не самый умный, не самый культурный и духовно развитый, не самый трудолюбивый и умелый, и даже не самый полезный. Сильнейший — это тот, у кого больше денег.Капитал (богатство) в либерализме выступает критерием всего. Происхождение богатства не важно: древнее замечание «деньги не пахнут» здесь возведено в догму, и спрашивать, откуда у состоятельного господина деньги — неприлично. Однако, большая тайна либерализма состоит в том, что большинство крупных капиталов (господствующих над экономикой) основаны на крови и ограблении (так называемое первоначальное накопление). По этой причине либерализм распространяет коррупцию, потому что разбогатеть хотят все и любой ценой, главное не упустить шанс.Поскольку идеология либерализма призвана оправдывать социальные отношения, которые совсем не являются справедливыми, она должна каким-то образом представлять чёрное белым. Поэтому риторика либеральной идеологии — это перевёрнутый мир, где смыслы и понятия ловким движением хорошопроплаченного языка выворачиваются наизнанку.В мире либерализма, к примеру, именно капитал кормит труд, а собственники и менеджеры своими мудрыми указаниями и декретами создают стоимость. В этом мире перевёрнутых представлений меньшинство содержит большинство. Все слышали наверно ахи придворных журналистов о том, что, к примеру, фраза брошенная Сечиным тут же создаёт миллионы (изменился курс акций на бирже), или глубокомысленные рассуждения о том, «кто будет кормить Донбасс» (с его миллионами высококлассных рабочих рук). Всё это преломление и распространение либеральных идей и мемов.Идеология меньшинства навязывается большинствуГосподствующий класс, желая сохранить выгодные ему существующие социально-экономические отношения, всегда стремится подавить, дискредитировать, вытравить и уничтожить идеологию рабов (в широком смысле), которая всегда несёт в себе прогрессивное освободительное начало и мечту о более справедливом социальном устройстве. Посмотрите с каким остервенением и рвением сегодня шельмуют и очерняют коммунизм (идеологию трудящихся). Буржуазные идеологи и социальные инженеры стремятся сформировать у масс такой условный рефлекс, чтобы признание «я — коммунист» было бы равносильно публичному признанию «я — приверженец Сатаны» в средние века. Уже сейчас в приличном обществе, где декларируется якобы всеобъемлющая толерантность, лучше назваться геем, чем коммунистом. В последнем случае ты подвергнешься остракизму, тебя, к примеру, не возьмут на работу, даже если ты полностью подходишь по профессиональным качествам, и т. д. Разрушение коммунистических памятников, уничтожение и вымарывание советского наследия в странах, где либерализм ведёт активные наступательные действия — тоже из этой же серии. Но идеи социализма всё равно пробивают себе дорогу, т. к. они неизбежно возникают на объективном базисе.В то же время господствующий класс навязывает обществу свою идеологию меньшинства как всеобщую. Это достигается интенсивной накачкой через СМИ, целенаправленным маркетингом и пиаром, беспрестанными повторениями идеологических утверждений как прописных истин.Массы, как правило, обладают нулевой гигиеной мышления. Многие люди просто принимают как норму то, что им дают. Характерный пример: музыкальные пристрастия. Средневзятый человек просто слушает то, что ему показывают по телевизору. Ещё один характерный пример: вчерашние образцовые комсомольцы сегодня повалившие в церковь («все побежали, и я побежал»).Точно так же многие люди, представители эксплуатируемого большинства принимают либерализм как собственную идеологию, хотя она и противоречит их собственным жизненным интересам. Идеологические установки усваиваются как предмет веры и зачастую носят ярко выраженный сектантский характер (с крайней нетерпимостью к чужому мнению, расчеловечиванием оппонентов до уровня достойных истребления скотов, правоверными истериками и проч.).В свете вышесказанного существует два основных типа либералов. Это редкие представители господствующего меньшинства, которые пропагандой либеральных идей отстаивают свой интерес и утверждают своё господство.И это более многочисленные представители большинства, которые просто по причине интеллектуальной лени, или по причине неких социальных иллюзий приняли как социальную норму чуждую идеологию.С точки зрения представителей трудящегося большинства (тех, кто понимает, что и зачем на самом деле говорят идеологи, или тех, кто просто чувствует фальшь и извращённость навязываемой идеологии) эти два типа либералов можно определить как: 1) сознательные классовые враги; И неизвестно, кто хуже. Ведь часто лучше умный враг, чем друг дурак. Вспомните, к примеру, байку про медвежью услугу. Или киевскую так называемую интеллигенцию, добровольно скакавшую в чью-то пользу с кастрюлями на головах ради воображаемых европейских трусов.В жизни носители либеральной идеологии могут быть милейшими людьми, симпатичными, приятными в общении, тонкочувствующими, отличными профессионалами и проч. А на деле, в отношении к ближнему и Вам лично, быть ещё и идейными сторонниками людоедства. Совсем как те учтивые и обаятельные вампиры из классических историй про графа Дракулу. Это может сбивать с толку.Либералов, которые просто отстаивают свои классовые позиции, чисто логически можно понять. Но Вы едва ли встретите их в реальной жизни или на улице. Они вращаются совершенно в иных сферах, привыкли к совершенно иному уровню комфорта и кругу общения. Поэтому идеологический спор с ними — это, скорее, заочная борьба идей за утверждение новой социальной нормы.Либералов-сектантов, принявших чуждую идеологию и готовых искренне отморозить ради неё себе и Вам уши, Вы встретите на улице сколько угодно. Увы, извращения бывают не только половые.Первый тип либералов — явные классовые враги трудового большинства, поскольку при существующих социально-экономических отношениях удовлетворение их интереса возможно только за счёт ущемления интереса других (отношение «волк — ягнёнок»); второй тип либералов — опасные настропалённые дураки, которые во все времена служили удобной расходной пехотой для господствующего меньшинства.И те и другие контрпрогрессивны. Так за что их любить?специально для PlainNews.ru


plainnews.ru


Что такое либерализм и в чем его особенности? :
Что такое либерализм? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Даже в словарях даются разные определения этого понятия. Данная статья рассказывает, что такое либерализм, простыми словами.


Определения


Можно выделить несколько наиболее точных определений понятия «либерализм».


1. Идеология, политическое течение. Оно объединяет почитателей парламентаризма, демократических прав и свободного предпринимательства.


2. Теория, система политических и философских идей. Она сформировалась в среде западноевропейских мыслителей в XVIII-XIX вв.


3. Мировоззрение, свойственное идеологам из числа промышленной буржуазии, которые отстаивали свободу предпринимательства и свои политические права.


4. В первичном смысле – вольнодумство.


5. Чрезмерная терпимость, снисходительность, примирительное отношение к плохим поступкам.



Говоря о том, что такое либерализм, простыми словами, следует отметить, что это политическое и идеологическое течение, представители которого отрицают революционные методы борьбы в достижении определенных прав и льгот, выступают за свободное предпринимательство, внедрение в жизнь демократических принципов.


Основные принципы либерализма


Идеология либерализма от других теорий политической и философской мысли отличается особенными принципами. Они были сформулированы учеными еще в XVIII-XIX вв., а представители данного течения стремятся воплотить их в жизнь до сих пор.


1. Человеческая жизнь – абсолютная ценность. 2. Все люди равны между собой. 3. Воля личности не зависит от внешних факторов. 4. Потребности одного человека важнее коллективных. Категория «личность» первична, «общество» - вторична. 5. У каждого человека есть естественные неотчуждаемые права. 6. Государство должно возникать на основе общего консенсуса. 7. Человек сам создает законы и ценности. 8. Гражданин и государство несут ответственность друг перед другом. 9. Разделение власти. Господство принципов конституционализма. 10. Правительство должно избираться путем честных демократических выборов.


11. Терпимость и гуманизм.


Идеологи классического либерализма


Каждый идеолог этого течения понимал, что такое либерализм, по-своему. Эта теория представлена множеством концепций и мнений, которые иногда могут противоречить друг другу. Истоки классического либерализма можно увидеть в работах Ш. Монтескье, А. Смита, Дж. Локка, Дж. Милля, Т. Гоббса. Именно они заложили основы нового течения. Основные принципы либерализма были разработаны еще в эпоху Просвещения во Франции Ш. Монтескье. Он впервые высказался о необходимости разделения властей и признания свободы личности во всех сферах жизни.



Адам Смит обосновал, что такое экономический либерализм, а также выделил его главные принципы и характеристики. Дж. Локк является основоположником теории правового государства. Кроме того, он один из самых видных идеологов либерализма. Дж. Локк утверждал, что стабильность в обществе может существовать только в том случае, если оно состоит из свободных людей.


Особенности либерализма в классическом понимании


Идеологи классического либерализма основное внимание уделяли понятию «индивидуальная свобода». В отличие от абсолютистских идей, их концепции отрицали полное подчинение личности обществу и социальным порядкам. Идеология либерализма отстаивала независимость и равенство всех людей. Свобода воспринималась как отсутствие каких-либо ограничений или запретов на реализацию осознанных поступков личности в рамках общепринятых правил и законов. Государство, по мнению отцов классического либерализма, обязано обеспечить равенство всех граждан. Однако человек должен самостоятельно беспокоиться о своем материальном положении.



Либерализм провозглашал необходимость ограничения сферы деятельности государства. Его функции должны быть сведены до минимума и заключаться в охране порядка и обеспечении безопасности. Власть и общество могут существовать только при условии подчинения законам.


Модели классического либерализма


Отцами классического либерализма считаются Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Ст. Милль, Т. Пэйн. Они отстаивали идеи индивидуализма и свободы человека. Для того чтобы понять, что такое либерализм в классическом понимании, следует рассмотреть его интерпретации.


Континентально-европейская модель. Представители этой концепции (Ф. Гизо, Б. Констан, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза) отстаивали идеи конструктивизма, рационализма во взаимодействии с национализмом, придавали большее значение свободе внутри общества, чем для отдельных индивидов.
Англосаксонская модель. Представители этой концепции (Дж. Локк, А. Смит, Д. Юм) выдвинули идеи правового государства, неограниченной торговли, были убеждены в том, что свобода играет большее значение для отдельного индивида, чем для общества в целом.
Североамериканская модель. Представители этой концепции (Дж. Адамс, Т. Джефферсон) разрабатывали идеи неотчуждаемых прав человека.
Экономический либерализм


В основе этого направления либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют так же, как и природные. Государственное вмешательство в эту область считалось недопустимым.



Отцом концепции экономического либерализма считается А. Смит. Его учение было основано на следующих идеях.


1. Лучший стимул экономического развития – личный интерес. 2. Государственные мероприятия по регулированию и монополии, которые практиковались в рамках меркантилизма, вредны.


3. Развитие экономики направляется «невидимой рукой». Необходимые институты должны возникать в естественном порядке без вмешательства государства. Фирмы и поставщики ресурсов, которые заинтересованы в росте собственного достатка и действуют в рамках конкурентной рыночной системы, якобы направляются «невидимой рукой», что способствует удовлетворению общественных потребностей.


Возникновение неолиберализма


Рассматривая, что такое либерализм, определение необходимо давать двум понятиям – классический и современный (новый).


К началу XX в. в этом направлении политической и экономической мысли начинают проявляться кризисные явления. Во многих западноевропейских государствах происходят забастовки рабочих, индустриальное общество вступает в полосу конфликтов. В таких условиях классическая теория либерализма перестает совпадать с реальностью. Происходит формирование новых идей и принципов. Центральной проблемой современного либерализма становится вопрос социальных гарантий прав и свобод индивида. Этому в немалой степени способствовала популярность марксизма. Кроме того, необходимость социальных мер рассматривалась еще в работах И. Канта, Дж. Ст. Милля, Г. Спенсера.


Принципы современного (нового) либерализма


Для нового либерализма свойственна ориентация на рационализм и целенаправленные реформы с целью усовершенствования существующих государственных и политических систем. Особое место занимает проблема сопоставления свободы, справедливости и равенства. Существует понятие «элита». Она формируется из наиболее достойных членов группы. Считается, что общество может достигнуть триумфа только благодаря элите и умирает вместе с ней.


Экономические принципы либерализма определяются понятиями «свободный рынок» и «минимальное государство». Проблема свободы приобретает интеллектуальную окраску и переводится в область морали и культуры.


Особенности неолиберализма


Как социальная философия и политическая концепция, современный либерализм имеет свои особенности.


1. Государственное вмешательство в экономику необходимо. Правительство должно защищать свободу конкуренции и рынок от возможности возникновения монополизма. 2. Поддержка принципов демократии, справедливости. Широкие массы должны активно участвовать в политическом процессе. 3. Государство обязано разрабатывать и реализовывать программы, направленные на поддержку малообеспеченных слоев населения.



Отличия классического и современного либерализма


Идея, принцип


Классический либерализм


Неолиберализм


Свобода – это…


Освобождение от ограничений


Возможность саморазвития


Естественные права человека


Равенство всех людей, невозможность лишить человека его естественных прав


Выделение экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав индивида


Власть


Возвышение частной жизни и противопоставление ее государству, власть следует ограничивать


Необходимо проводить реформы, которые улучшат взаимоотношения гражданина и власти


Вмешательство государства в социальную сферу


Ограничено


Полезно и необходимо


История развития русского либерализма


В России уже в XVI в. зарождается понимание того, что такое либерализм. В истории его развития можно выделить несколько этапов.


1. Правительственный либерализм. Возник в высших кругах российского общества. Период правительственного либерализма совпадает со временем правления Екатерины II и Александра I. По сути, его существование и развитие охватывает эпоху просвещенного абсолютизма. 2. Пореформенный (консервативный) либерализм. Яркими представителями этой эпохи были П. Струве, К. Кавелин, Б. Чичерин и другие. В это же время в России формируется земский либерализм. 3. Новый (социальный) либерализм. Представители этого направления (Н. Кареев, С. Гессен, М. Ковалевский, С. Муромцев, П. Милюков) отстаивали идею создания для каждого человека достойных условий жизни. На этом этапе сформировались предпосылки для образования партии кадетов.


Эти либеральные направления отличались не только между собой, а и имели много различного с западноевропейскими концепциями.


Правительственный либерализм


Ранее мы рассмотрели, что такое либерализм (определение по истории и политологии, признаки, особенности). Однако в России сформировались аутентичные направления этого течения. Ярким примером является правительственный либерализм. Он достиг пика своего развития в период правления Александра I. В это время либеральные идеи распространяются в дворянской среде. Правление нового императора началось с ряда прогрессивных преобразований. Было разрешено свободно пересекать границу, ввозить иностранные книги и т. д. По инициативе Александра I был создан Негласный комитет, который занимался разработкой проектов новых реформ. В его состав вошли приближенные императора. В планах деятелей Негласного комитета было реформирование государственной системы, создание конституции и даже отмена крепостничества. Однако под воздействием реакционных сил Александр I решился лишь на частичные преобразования.



Возникновение консервативного либерализма в России


Консервативный либерализм был достаточно распространенным в Англии и Франции. В России это направление приняло особенные черты. Свое начало консервативный либерализм берет с момента убийства Александра II. Реформы, которые разработал император, были осуществлены лишь частично, а страна по-прежнему нуждалась в преобразованиях. Возникновение нового направления связано с тем, что в высших кругах российского общества начали понимать, что такое либерализм и консерватизм, и старались избежать их крайностей.


Идеологи консервативного либерализма


Для того чтобы понять, что такое пореформенный либерализм в России, необходимо рассмотреть концепции его идеологов.


К. Кавелин является основателем концептуального подхода к этому направлению политической мысли. Его ученик, Б. Чичерин, разработал основы теории консервативного либерализма. Он определял это направление как «позитивное», целью которого является осуществление необходимых для общества реформ. При этом все слои населения должны отстаивать не только свои идеи, а и считаться с интересами других. По мнению Б. Чичерина, общество может быть сильным и стабильным только в том случае, если оно опирается на власть. При этом человек должен быть свободным, так как он является началом и источником всех социальных отношений.


Разработкой философских, культурных и методологических основ этого направления занимался П. Струве. Он считал, что только рациональное сочетание консерватизма и либерализма может спасти Россию в пореформенный период.


Особенности пореформенного либерализма


1. Признание необходимости государственного регулирования. При этом должны быть четко выделены направления его деятельности. 2. Государство признается гарантом стабильности отношений между различными группами внутри страны. 3. Осознание того, что в период нарастания неудач реформаторов возможным становится приход к власти авторитарных лидеров. 4. Преобразования в экономике могут быть только постепенными. Идеологи пореформенного либерализма утверждали, что необходимо следить за реакцией общества на каждую реформу и проводить их с осторожностью.


5. Избирательное отношение к западному обществу. Необходимо использовать и воспринимать только то, что отвечает потребностям государства.


Идеологи этого направления политической мысли стремились воплощать свои идеи через обращение к массовым ценностям, которые сформировались в процессе исторического развития общества. Именно в этом состоит цель и отличительная черта консервативного либерализма.


Земский либерализм


Говоря о пореформенной России, нельзя не упомянуть о том, что такое земский либерализм. Это направление возникает в конце XIX – начале XX вв. В это время в России происходила модернизация, что привело к росту численности интеллигенции, в кругах которой сформировалось оппозиционное движение. В Москве был создан тайный кружок «Беседа». Именно его работа положила начало формированию идей либеральной оппозиции. Членами этого кружка были земские деятели Ф. Головин, Д. Шипов, Д. Шаховский. Рупором либеральных оппозиционеров стал журнал «Освобождение», который издавался за границей. На его страницах говорилось о необходимости свержения самодержавной власти. Кроме того, либеральная оппозиция выступала за расширения прав и возможностей земств, а также за их активное участие в государственном управлении.


Новый либерализм в России


Либеральное течение в политической мысли России приобретает новые черты к началу XX в. Направление формируется в обстановке резкой критики понятия «правовое государство». Именно поэтому либералы ставят перед собой задачу обосновать прогрессивную роль правительственных институтов в жизни общества. Важно отметить, что в XX в. Россия вступает в полосу социального кризиса. Его причиной новые либералы видели обыденную экономическую неустроенность и духовно-нравственную катастрофу. Они считали, что человек должен иметь не только средства для существования, но и досуг, который он будет использовать для своего совершенствования.


Радикальный либерализм


Говоря о том, что такое либерализм, следует отметить существование его радикального направления. В России он оформился в начале XX века. Главной целью этого движения стало свержение самодержавия. Ярким примером деятельности радикальных либералов была Конституционно-демократическая партия (кадеты). Рассматривая данное направление, следует выделить его принципы.


1. Преуменьшение роли государства. Надежды возлагаются на спонтанные процессы. 2. Достижения поставленных целей различными способами. Не отрицается возможность использования методов принуждения. 3. В области экономики возможны только быстрые и глубокие макрореформы, которые охватывают максимально возможное число аспектов. 4. Одной из главных ценностей радикального либерализма является соединение опыта мировой культуры и развитых европейских государств с проблемами России.



Современный российский либерализм


Что такое современный либерализм в России? Это вопрос до сих пор остается дискуссионным. Исследователи выдвигают разные версии о зарождении этого направления, об его принципах и особенностях в России. Ученые выделяют некоторые черты современного либерализма в России. Рассмотрим их подробнее.


1. Рассуждения о политическом устройстве нередко выходят за пределы либерализма. 2. Обоснование необходимости существования рыночной экономики. 3. Поощрение и охрана прав частной собственности. 4. Возникновение вопроса о «российской идентичности».


5. В области религии большинство либералов выступает за толерантное отношение к другим конфессиям.


Выводы


Сегодня в либеральном направлении политической мысли существует множество течений. Каждое из них выработало свои принципы и особенные черты. В последнее время в мировой общественности ведутся споры о том, что такое врожденный либерализм, существует ли он вообще. Следует отметить, что еще французские просветители утверждали, что свобода – это право, но понимание ее необходимости доступно не каждому.


В целом же можно сказать, что либеральные идеи и преобразования являются неотъемлемой чертой современной жизни.


www.syl.ru


Что такое либерализм?
Сегодня по телевидению и вообще в Интернете многие говорят: «Вот они либералы, либерально настроенные граждане...» Также современных либералов называют и похлеще: «либер@стами», либероидами и пр. Чем же так не угодили эти либералы всем, кто их хает? Что такое либерализм? Сейчас объясним простыми словами, а заодно определим, стоит ли так ругать современных либералов и за что.


История либерализма


Либерализм является идеологией — системой идей об устройстве общества и государства. Само слово происходит от слова Libertas (лат .) — что означает свобода. Какое отношение он имеет к свободе сейчас выясним.


Итак, представьте себе суровое средневековье. Вы — ремесленник в европейском средневековом городе: кожевенник, или вообще мясник. Ваш город находится во владениях феодала: графстве, баронстве или герцогстве. И город каждый месяц платит ему ренту за то, что находится на его земле. Захотел, предположим феодал ввести новый налог — к примеру на воздух. И введет. И никуда горожане не денутся — будут платить.


Разумеется, были города, которые выкупались на свободу и сами уже устанавливали у себя более-менее справедливое налогообложение. Но то были крайне богатые города. А ваш — такой средний город — не может позволить себе такую роскошь.


Если ваш сын захочет стать врачом или священником, то это будет просто невозможно. Потому что государственный закон определяет жизнь каждого сословия. Он только может заниматься тем делом, которым занимаетесь вы — быть мясником. И когда налоговое бремя разорит город, тогда, наверное, он поднимется и свергнет власть феодала. Но королевские войска, или войска феодала, рангом повыше — придут и покарают такой бунтующий город.


К исходу Средневековья такой порядок вещей надоел в первую очередь горожанам: ремесленникам, торговцам, — словом тем, кто реально зарабатывает своим тяжким трудом. И Европу охватили буржуазные революции: когда буржуазия стала диктовать свои условия. В 1649 году революция в Англии, в 1789 — во Франции.... А какие интересы и буржуазии?


Определение либерализма


Либерализм — это идеология, ключевыми элементами которой являются: свобода личности,идея общественного блага, гарантия правового и политического равенства. Это и нужно буржуазии. Свобода: если человек хочет заниматься бизнесом — пусть занимается тем, чем хочет — это его право. Главное, чтобы он не причинял вред другим людям и не посягал на их свободу.


Равенство — очень важная идея. Конечно, все люди не равны: по своему интеллекту, усидчивости, физическим данным. Но! Речь идет о равных возможностях: если человек захочет сделать что-то, никто не вправе ему помещать на основании расовых, социальных или иных других предрассудках. В идеале любой человек может выбиться в люди, «подняться» при усердном труде. Разумеется подниматься будут не все, ведь не все могут и хотят долго и упорно усердно работать!


Общее благо: означает разумное устройство общества. Где государство гарантирует права и свободы личности, защищает эту личность от всевозможных угроз. Государство также защищает правила жизни в обществе: контролирует соблюдение законов.


Еще очень важное основание либерализма: идея естественных прав. Идею эту развили английские мыслители Джон Локк и Томас Гоббс. Заключается она в том, что человеку от рождения присущи три права: право на жизнь, на частную собственность и на стремление к счастью.


Никто не вправе отбирать жизнь у человека, разве что государство и только по закону. Право частной собственности было детально разобрано в этой статье. Стремление к счастью означает ту же свободу действий, само собой в рамках закона.


Классический либерализм приказал долго жить в 1929 году, когда в США возник кризис в результате которого обанкротились десятки тысяч банков, умерли миллионы человек от голода и все такое прочее. Сегодня мы говорим о неолиберализме. То есть под влиянием разных факторов либерализм изменился: трансформировался в неолиберализм.


Что такое неолиберализм, мы детально разбираем на моих курсах подготовки к экзаменам.


Почему же либералы сегодня в России такие «плохие», что их все ругают? Дело в том, что люди, называющие себя либералами отстаивают не столько идеологию либерализма, сколько ту идею, что Европа и США — самые лучшие страны и что именно на них нужно ориентироваться: войти в ЕвроСоюз, НАТО, — словом прогнуться под Запад. При этом, если ты говоришь, что ты не считаешь это правильным, они тебе доказывают, что ты вообще не прав. То есть заведомо нарушают твое право на ту же свободу слова, свобода мнения, позиции.


Зачем нам Европа, если у них кризисная экономика? Ведь все кризисы начинаются именно на Западе. Посмотрите на страны, вошедшие в ЕвроСоюз: Греция, Румыния. Румыны теперь ездят чистить немецкие унитазы в Германию — они же не могут работать на своих автобусных заводах — их же закрыли из-за того, что автобусные поставки делает Германия. А Греция — несколько лет в Евросоюзе довело эту страну до финансового коллапса, даже не кризиса — коллапса.


Глядя на все это — поневоле задумаешься, а зачем нам в ЕС? Чтобы у нас разрушили хотя бы, что еще как-то где-то работает? Поэтому если я бы и называл современных российских «либералов» (тех людей, которые выступают за безоглядную евроинтеграцию), либералами, то только через кавычки. Потому что никакие они не либералы — а просто антипатриоты, русофобы и попросту негодяи.


В заключении привожу расхожую шутку. На вопрос: «Надо валить?» патриот отвечает «Кого?», а либерал «Куда?» ;


Надеюсь, Вы получили исчерпывающий ответ на вопрос «Что такое либерализм», ставьте лайки, пишите в комментах обо всем этом.


С уважением, Андрей Пучков


ege59.ru




Другие статьи в литературном дневнике: