***

Галина Ливенцева: литературный дневник

"В духовной жизни первобытного человечества и, следовательно, раннего детства пробуждается потребность по отношению к элементу чуждых сил, постоянно неумолимо присутствующих во всякой протяжённости, в пространстве и при посредстве пространства, подчинить их, принудить, примирить, одним словом "познать". В сущности это одно и то же. Познать Бога на языке мистики значит заклясть, сделать благосклонным, присвоить его себе внутренне. Это возможно при помощи слова, "имени", которым именуют и призывают "numen", или при помощи форм культа со свойственными ему тайными силами. Настоящее познание равносильно духовному приобщению чуждого. Такая самозащита есть первое творческое деяние каждой пробуждающейся души. С неё начинается в подлинном смысле слова высшая внутренняя жизнь всякой культуры и всякого индивидуума. Познание, установление границ при посредстве понятий и чисел, является наиболее тонкой и вместе с тем наиболее мощной формой такой защиты. В этом смысле человек становится человеком только при посредстве языка. Познание с неопределимой необходимостью превращает хаос первоначальных окружающих впечатлений в космос, в совокупность душевных выражений, "мир в себе" в "мир для нас". Оно успокаивает боязнь мира, подчиняя себе чуждое и таинственное, превращая его в понятную и устроенную действительность и связывая его железными правилами собственного, наложенного на него разумного языка форм". Шпенглер О. Закат Европы.



Другие статьи в литературном дневнике: