С. Макуренкова Онтология слова апология поэта...

Галина Ливенцева: литературный дневник

"В эпоху классицизма главенствует винкельмановская картина античного мира как чистой и безболезненной красоты, величаво сияющей в своём спокойствии и простоте.
Во многом определяющей для этой эпохи оказалась философия искусства Гёте, который исходил из того, что "художник вовсе не должен быть верен природе, он должен быть верен искусству. Самое точное подражание природе ещё не создаёт художественного произведения, но может быть так, что в художественном произведении почти ничего не осталось от природы, и оно всё же достойно похвалы"*.
"Точная копия предмета- это не художественное произведение, отмечал Гёте. -Высшее, что может достигнуть "простое подражание природе" -это удвоение объекта. Удовлетворить нас по- настоящему такое произведение не может, ибо ему не достаёт правды искусства, этого признака красоты"**. При этом Гёте отвергал как рабское копирование, так и субъективистский произвол, настаивая на том, что образ должен незаметно прорастать идеей. Особый акцент делался на том, что искусство есть путь познания, а не идеология".


*Гёте И.- В. Опыт о живописи Дидро// И.- В. Гёте об искусстве...- С. 171.
**Там же.- С. 499.



Другие статьи в литературном дневнике: