Авторская глухота.Авторская глухота "неспособность автора произведения самостоятельно выявить фактические, смысловые, стилистические (речевые) и другие грамматические ошибки, бессознательно допущенные в тексте художественного произведения. Иногда авторская глухота порождается небрежностью, часто граничит с авторской вольностью. У Лермонтова: "Из пламя и света" классифицируется то как случай авторской глухоты, то как осознанное пренебрежение грамматической нормой. Авторской глухоте в поэзии Б.Л. Пастернака посвящена статья М. Шапира "... А ты прекрасна без извилин" (Новый мир. 2004. № 7) с характерным подзаголовком "Эстетика небрежности в поэзии Пастернака". В статье рассматриваются случаи непроизвольной двусмысленности, например: "Ты так же сбрасываешь платье, Здесь платье, понятое в узком значении, а не в родовом (как "любой вид одежды"), оказывается надетым поверх халата. Сами поэты зачастую использовали возможности "авторской глухоты" для расширения возможностей поэтического языка. "Русские футуристы в их борьбе с традиционным поэтическим языком и смыслом ввели в употребление понятие "сдвиг". В простейшем случае это смешение или уничтожение границы между соседними словами, в результате чего возникают новые слова, осмысленные или бессмысленные. Образцами такой словесной игры были расхожие старые каламбуры: "Слыхали львы за рощей в час ночной..." или " С винцом в груди лежал недвижим я"" (Гаспаров М.Л. "Боемструй": синтаксическая теснота стихового ряда// Поэтика. Стихосложение. Лингвистика. К 50-летию научной деятельности И.И. Ковтуновой: Сб. статей. М.: Азбуковник, 2003, С. 349). По статье В. Калмыковой. Конечно, самому трудно выявить у себя примеры авторской глухоты, но тем интереснее, когда находишь их у себя впоследствии, или о них кто-то говорит. Ведь очень часто мы пишем что-то неосознанно, иногда допускаем "оговорки по Фрейду", "по Юнгу" или просто другим видны наши скрытые стороны личности. © Copyright: Галина Ливенцева, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|