Lhasa De Sela

Алла Лепеева: литературный дневник

Она умерла, но от неё хочется жить. От вида её, от её красоты, красоты её движений, от голоса, от её музыки...


http://www.youtube.com/watch?v=AJaOptRE00E


Лицом к стене


Плач
Лицом к стене
Гаснет город


Плач
И больше ничего
Наверное, я умираю
Где ты?


Сон
Лицом к стене
Город обжигает


Сон
Не дыша
Хочу тебя любить
Хочу тебя любить


Молитва
Лицом к стене
Город тонет


Молитва
Санта Мария
Санта Мария
Санта Мария...


Я подумала, зачем уходят такие люди так рано? Зачем таким людям даётся эта болезнь?
Вы знаете, мне пришёл в голову очень простой ответ: видимо даётся в какой-то момент другой источник боли, когда боль, ту, которая в душе, уже терпеть далее не можешь. И этот источник – боль физическая. И умирают они, когда невыносимо становится жить. Может и не от боли только, а от красоты жизни, от любви к жизни впоследствии… Ну, это уже из разряда парадоксов. Мы же не можем знать, что было внутри Лхасы, о чём она думала, о чём болело её сердце и её душа… Лхаса остро воспринимала и чувства, и красоту, и боль. Это определённо.
Я полюбила её сразу, как только услышала… Это случилось сегодня. А её уже месяц, как нет. Что я делала первого января, когда Лхаса умирала? Я помню ясно, что я стояла у окна в час дня, или раньше - в двенадцать, и думала о том, как же тихо в моей душе, как же в ней хорошо…



Лхаса де Села родилась в 1972 году в маленькой деревушке Биг Индиэн в горах Катскилл в штате Нью-Йорк (США). Ее отец Алехандро де Села по национальности мексиканец, учитель испанского языка и мексиканской литературы эпохи онкисты и писатель, проживший половину своей жизни США. Мать Александра Карам мериканка ливанского происхождения, бывшая актриса и нынешняя фотографиня, наоборот, половину своей жизни провела в Мексике. История умалчивает, как же им всё-таки удалось встретиться. Возможно, на границе между двумя странами, когда они одновременно решили, что половина жизни прошла, и пора возвращаться...
Помимо трех сводных сестер и трех сводных братьев у певицы есть три родные сестры (Скай, Айин и Мириэм), которые выступают в европейских цирках в качестве гимнастки на трапеции, канатоходки и акробатки. В течение семи лет многочисленная семья будущей певицы жила в переоборудованном школьном автобусе, курсируя между США и Мексикой. В автобусе не было телевизора, одного из важнейших инструментов формирования американской личности, и Лхаса все свободное время посвящала чтению. Кроме того, она слушала любимую музыку своих родителей: отец - поклонник американских и мексиканских "олдиз" 1940 - 1950-х годов (кстати, он соавтор текста песни Floricanto), а мать - этнической (арабской, латиноамериканской, цыганской, японской и т.д.) музыки. Среди своих учителей Лхаса называет Билли Холлидэй, Чавелу Варгас, Тома Уэйтса, Куко Санчес, Марию Каллас, Виктора Хару, Жака Бреля и Бьорк. Критики сравнивают ее творчество с песнями Сезарии Эворы и даже Владимира Высоцкого (в последнем случае, надо полагать, имея в виду степень энергетического воздействия на слушателя, а не тембр голоса). В возрасте тринадцати лет (ее семья тогда жила в Сан-Франциско) Лхаса начала петь в местном греческом кафе. По ее словам, она выступала без аккомпанемента, потому что у нее не было знакомых музыкантов и просто потому что не могла не петь... В 1991 году, когда Лхаса навещала своих сестер, обучавшихся в одной из цирковых школ Монреаля, она познакомилась с джазовым гитаристом Ивом Дерозье. Именно тогда у них родилась идея записать диск, основанный на материале мексиканских народных песен, который получил название "La Llorona" по имени одного из персонажей мифологии ацтеков. Материал для этого диска долгое время обкатывался в монреальских клубах, и только в 1996 году группа, к которой присоединился басист Марио Легар, приступила к записи. После выхода диска группа Лхасы выступала на многих фестивалях не только в Канаде, но и в Европе. Особенно тепло ее принимали во Франции. Через год после выхода "La Llorona" была продана в количестве 50 тысяч экземпляров, завоевав тем самым почетный титул "золотого диска". Этот диск поражает прежде всего цельностью саунда. Обволакивающий звук, который, кажется, не может быть создан только несколькими принимавшими участие в записи инструментами и голосом; в нем слились какие-то источники, которые невозможно записать даже на самой совершенной студии: косой поток света, проецирующий окно на каменный пол, пылинки, беззвучно плавающие в этом свете, полузакрытые глаза поющей Лхасы... Еще большее восхищение вызывает тот факт, что песни записывались в домашних условиях: инструменты - на кухне одного монреальского знакомого, а вокал Лхасы на ее кухне, которая, как оказалось, обладает идеальными для записи ее голоса акустическими особенностями. При этом использовались несколько инструментов, собственноручно построенных Ивом Дерозье, например, плавящийся, словно в мареве мексиканской пустыни, слайд-бас, одиноко тоскующий в конце последнего трека диска. Ну и, конечно, сам голос Лхасы. Напитанный одиночеством, непонятостью и женской беззащитностью.
С тех пор Лхаса начала активно гастролировать, преимущественно в Канаде и Франции. В 2003 году, приняв участие в турне цирка-шапито, где выступают ее сестры, в качестве композитора и исполнителя сопровождающей музыки, она выпустила новый альбом The Living Road. Примерно в это же время ее друг Ив Дерозье записал свою интерпретацию песен Владимира Высоцкого.


Здесь эта статья полностью:
http://nervasystem.livejournal.com/85181.html
http://nervasystem.livejournal.com/235333.html



В 2005 году Лхаса дала изумительный концерт в Наполи…
В 2009 году Лхаса издала свой последний альбом «Lhasa».


Сайт в интернете: http://lhasadesela.com
Неофициалный сайт: http://www.sendereando.com





Другие статьи в литературном дневнике: