Из писем. Джордж Гершвин. Summertime
Самая крупная и амбициозная работа в биографии Гершвина — фольклорная опера «Porgy and Bess» (1935) поставлена по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие непосредственно и в написании либретто. Центральные арии "Summertime", "It Ain't Necessarilly So", "I Love You, Porgy", "Bess, You Is My Woman Now", "A Woman is a Sometime Thing", "I Got Plenty o'Nuttin" написаны на стихи старшего брата Джорджа — Айры Гершвина.
В Америке и Англии 1930-х годов музыка витала повсюду. Блюз к тому времени уже прижился в музыкальной культуре; повсеместно, с присущей ему легкостью, расцветал джаз — весь мир готовился к рождению рок-н-ролла. Мелодии возникали повсюду одна за другой с такой легкостью, будто брались из воздуха. Колыбельная Клары, она же ария, она же песня "Summertime", только появившись на свет, практически сразу стала самостоятельным произведением, которое с 1935 года перепевали много тысяч раз. Не прошло и года с премьеры «Porgy and Bess», как Билли Холидей уже записала свою версию песни «Summertime», а к началу 1950-х колыбельную исполнили практически все известные музыканты тех времен, включая Бинга Кросби, Сару Вугэн и Гленна Миллера. В 1957 году Элла Фитцджеральд и Луи Армстронг записали оперу «Porgy and Bess». Именно за их, сразу ставшим классическим, исполнением последовала настоящая лавина кавер-версий «Summertime». После этого незатейливая ария исполнялась джазменами, растаманами и панками; по-украински, по-японски и на иврите; музыкантами, актерами и даже президентом США.
Сайт allmusic.com в своей базе данных хранит сведения о более чем 5000 исполнений этой песни. Сообщество фанатов «Summertime» не только существует, но и располагает примерно 10 000 записей, а неофициальные подсчеты говорят о невероятных 20-25 тысячах версий.
Уже 75 лет «Summertime» звучит повсюду в самых невообразимых аранжировках и при самых удивительных обстоятельствах. Но вот что интересно, несмотря на это сути, скрытого смысла, песни "Summertime" не понимает практически никто, что и видно по настроению этих самых разнообразных перепевок: джазмены пытаются сыграть ее как можно отличнее от предшественников; весельчаки стряпают водевиль; электронщики, рок-музыканты и т. д. поют каждый на свой лад… Разумеется, каждый привносит в классическую арию что-то свое, например The Doors — космическое органное соло, Фрэнк Заппа — полифоническое безумие, Том Уэйтс — уютные байки, а Morcheeba и вовсе идет в ногу со временем и вместо положенных «Your daddy's rich and your mom's good looking», заявила: «Your mom's rich and your dady's good looking».
Так или иначе, все были заняты, и кто-то занят сейчас, аранжировками, вокалом, составом группы, подбором инструментов, чем угодно, — но никого не волновало, что же они поют там, во втором куплете, который содержит мысль, пожалуй, главную во всей опере. Песня "Summertime" — это баллада о безысходности, да ещё выраженной в изощрённой форме.
Яркое несоответствие содержания первого куплета негритянской колыбельной и происходящего вокруг по сюжету (обкуренные нищие люди играют в кости или
карты) — лишь подготовка восприятия к тому, что в песне-то не всё так просто… Клара поёт своему ребёнку о красоте мира, о том, как хорошо жить на свете, а вокруг них — нищие люди без надежды на светлое будущее.
Summertime and the living is easy
Fish are jumping and the cotton is high.
Oh your daddy's rich and your mom's good-looking.
So hush, little baby, don't you cry.
Летний день, жить легко и чудесно,
Рыбка плещет в пруду, и созрел хлопок.
Твой папуля богат, а мамуля прелестна,
Что ж ты плачешь, малышка, засыпай...
Какой там богатый папа — папа такой же нищий рыбак, мама совсем не красавица. Правда — во втором, пронзительном, куплете, в котором Клара поёт своему ребенку о том, что лучшее, что с ним случится в жизни — это его смерть… Поёт это новорожденному ребёнку!
One of these morning's, yours gonna rise up singing
Then you'll spread your wings and you'll take to the sky.
But till that morning's, there's ain't nothing can harm you
With your daddy and mummy standing by.
Когда-нибудь утром, ты встанешь с песней,
Крылья распахнешь и полетишь в небеса.
Ну, а до того утра ни о чем не тревожься:
Твои папа и мама будут рядом с тобой.
PS: И даже, если иметь в виду, что негры способны веселиться по любому поводу, чему много примеров в их аутентичной музыке и её стилях,
"Porgi and Bess" — музыкальное произведение, написанное всё же белыми людьми.
Другие статьи в литературном дневнике: