О прозе.Круглый стол журнала "Бельские просторы": "Что такое, по-вашему, талантливая проза? Есть ли критерии, по которым она определяется независимо от политических, стилевых и прочих пристрастий оценивающего?" Отвечают писатели и критики. "...открываю книгу (журнал, страницу в «Ворде» – не важно) и прочитываю первое предложение, первый абзац. И уже почти все становится ясно – это первое предложение должно уметь за себя постоять, оно должно быть эстетически обосновано само по себе. Ему ведь не на что опереться – до него ничего нет. Подобный же критерий сформулировал как-то Саша Соколов в одном из своих немногих интервью. Говоря иначе, язык произведения должен быть абсолютным безотносительно всего остального – идей, сюжета и т. д. Абсолютным прежде всего в плане просодии – то есть музыки. Если автор чувствует язык ухом – это талантливый автор. Однозначно талантливый: таких весьма немного" (Лев Усыскин) "Хорошая проза – это проза ответственная. Автор такой прозы готов отвечать за каждую мысль, за каждый образ, за каждое слово, которое он решился донести до читателя. "Есть у меня один личный рецепт (некогда разработанный совместно с Евгением Витковским применительно в основном к поэзии): ты читаешь русский текст и представляешь себе, будто это текст иностранный. Так вот, если у тебя зачешутся руки перевести его (как бы с иностранного), этот текст талантлив, а если нет, то нет. "Мне кажется, литературного критика по-настоящему должны волновать следующие вопросы: есть ли у автора своя, уникальная «картина мира»? Или, может быть, оригинальная «философия жизни»? Предлагает ли он свой «образ будущего»? Есть ли у него опыт взаимодействия с Трансцендентным? Или другой эксклюзивный жизненный опыт? Может ли он поставить диагноз нашему времени? Или предложить свою «терапию», «утешение» или «мечту»? И так далее. И только в постскриптуме рецензии критик вправе поставить вспомогательный вопрос: насколько «талантливо» написано данное литературное произведение" (Михаил Бойко) "Хорошая проза – это необъяснимая проза. "Талантливую прозу определить довольно легко. Ведь что такое талант? Это – сила, которая двигает жизнь: чем он больше, тем дальше движение. И проза, данная талантом, жива, она дышит. Каждый звук в ней на месте, органично прилажен и работает другим в унисон. А лишнее слово, как опухоль, подлежит ампутации. Талантливая – живущая – проза, как всякая жизнь, способна к воспроизводству: она порождает героев, ярких, вовлеченных в процесс бытия, с которыми хочешь встречаться" (Светлана Чураева).
© Copyright: Матвей Крымов, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|