***

Наталия Безносова Мильковская: литературный дневник

Доктор Кащенко.
9 января исполняется 159 лет со дня рождения врачевателя душ Петра Петровича Кащенко.



Высшая форма признания заслуг человека – это когда само его имя становится частью фольклора. Его фамилия прочно ассоциируется с психиатрической помощью и фактически стало синонимом термина «психбольница». «Угодить в дурку», в психушку, в «Кащенко» - все это означает возникновение у человека серьезных проблем с рассудком.
Немного из истории:
Вплоть до XVIII в. душевнобольные считались одержимыми дьяволом, которого необходимо было изгнать во что бы то ни стало. Некоторые европейские рецепты мало чем отличались от описания пыток. «Больного сажают на смирительный стул, - делился опытом один немецкий психиатр, - привязывают, делают кровопускание, ставят 10-12 пиявок на голову, обкладывают тело ледяными полотенцами, льют на голову 50 вёдер холодной воды, дают хороший приём слабительной соли».
Буйных сажали на цепь. Или, чтобы довести до состояния полного изнеможения, привязывали к кровати, вращающейся со скоростью (горячий привет системе подготовки космонавтов!) 100 оборотов в минуту. Рвотные препараты, как всерьёз полагали ещё в XIX в., были в состоянии отгонять бредовые идеи...
Первым заговорил о хорошем отношении к психбольным французский врач Филипп Пинель. Вскоре после Великой французской революции он рискнул снять оковы со своих пациентов в парижской лечебнице Бисетр - многие после этого пошли на поправку. Великий философ-идеалист Гегель, например, оставил след и в психиатрии. Он описывал случай с пациентом, который считал себя покойником и на этом основании бросил пить и есть. Врачи не стали с ним спорить, а положили в гроб и снесли в подвал. Там уже стоял второй гроб, в котором лежал вполне живой артист, нанятый по случаю. Увидев «коллегу-мертвеца», актёр немедленно восстал из гроба, вынул оттуда же заранее припасённые вино и закуску и принялся за еду. «Когда душевнобольной удивился, - писал Гегель, - он отвечал, что умер уже давно и лучше знает, как живут покойники. Больной успокоился, стал есть и пить и выздоровел».Многие известные люди искусства и науки имели достаточно серьёзные психические отклонения. Джонатан Свифт страдал потерей памяти, из-за полной недееспособности за его делами установили административный надзор. Фридрих Ницше, находясь на лечении в психбольнице, больничного сторожа принимал за Бисмарка. Гоголь страдал шизофренией, у него случались галлюцинации, депрессия. Писатель считал, что у него по-особому расположены все внутренние органы, а желудок вообще находится «вверх дном». Автор картины «Явление Христа народу» Александр Иванов вбил себе в голову, что его хотят отравить, и оттого провиант закупал себе исключительно сам. Причём каждый раз в другой лавке! Композитора Шумана преследовали говорящие столы, художнику Врубелю представлялось, что он император... Русские учёные Сергей Корсаков и Владимир Бехтерев стали создателями московской и петербургской школ психиатрии. Но тут случилась русская революция, которую многие психиатры сочли массовой психической эпидемией.
Довольно долго психиатрия и советская власть «мирно сосуществовали» - с явной и мнимой политической оппозицией боролись иными методами. Первым дал политическую установку о том, что не любить социализм могут только сумасшедшие, Никита Хрущёв...
За этой живописной картиной в тени остается сам доктор Кащенко, в высшей степени интересный человек, имеющий мало общего со смирительными рубашками и лошадиными дозами транквилизаторов.
Родился Петр Петрович 28 декабря 1858 (9 января 1859 года) на Кубани, в городе Ейске. Основателем врачебной династии, продолжателями которой стали Петр и его младший брат Всеволод (один из создателей отечественной дефектологии), был Петр Федорович Кащенко, потомственный казак, окончивший Санкт- Петербургскую медико-хирургическую академию и ставший военным лекарем.В семье Петра Федоровича и его жены, дочери коллежского асессора Александры Павловны Черниковой, было семеро детей. Петр был самым старшим, и с ранних лет решил, по примеру отца, заняться медициной. Ему было шестнадцать, когда тот умер. Однако Петр Федорович успел серьезно повлиять на старшего сына, привив ему не только тягу к медицине, но и демократические взгляды.Все дети в семье Кащенко получили хорошее образование. Александра Павловна, после того как дети выросли, посвятила себя Богу, уйдя в монастырь.
В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. Средств на учебу не хватало, но матери удалось выхлопотать для сына специальную стипендию Московского университета.Профессура сразу выделила студента Кащенко среди прочих. Учился он блестяще, и вскоре был переведен в Московский университет.
Реформы императора Александра II превратили российские университеты в центры вольнодумства. Почти везде возникали революционные кружки, в которых студенты обсуждали политические реформы. Создал такой кружок и отличник Петр Кащенко. У него самого хранились десятки наименований нелегальной литературы, и неудивительно, что вскоре его взяли под наблюдение жандармы.В 1881 году Кащенко готовился закончить университет, как вдруг из Петербурга пришло известие об убийстве народовольцами Александра II. Лояльные режиму студенты организовали сбор средств на венок царю и намеревались выбрать депутатов, которые отвезут его в Петербург. Однако на этих выборах появился студент Кащенко, который выступил с речью, осуждающей подобную инициативу.Как раз в этот момент в Москве жандармы проводили «чистку» неблагонадежных элементов, и не в меру говорливого отличника исключили из университета.
Петра Кащенко, который к тому времени уже успел жениться и которому до диплома оставалось два месяца, отправили в ссылку в Ставрополь. За его деятельностью следили и там. Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии. Но Кащенко оказался талантлив во всем – учитель музыки скоро прославился на весь город.Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящим центром неблагонадежных студентов. Именно Казанский университет в свое время закончит и главный русский революционер Владимир Ульянов-Ленин.
В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета.Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма.
Молодой и перспективный врач Петр Кащенко в 1889 году был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической больницы.
Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всезвозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать. Так на базе больницы возникла колония Ляхово, в которой, страдающие психическими заболеваниями люди работали в мастерских, на огородах и в теплицах. Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею. Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом.
Кащенко удалось изменить отношение общества к психически больным: если прежде в Нижнем Новгороде на таких людей смотрели, как на животных, то затем стало преобладать сочувствие и сострадание, желание помочь.
Петр Петрович в этой работе проявил себя не только как блестящий врач, но и как отличный организатор – убедить купцов финансировать психиатрическую больницу сможет далеко не каждый.За 15 лет работы в Нижнем Новгороде Кащенко превратил свою больницу в одно из лучших медицинских учреждений страны. Поэтому, когда в 1904 году встал вопрос о новом главвраче Московской психиатрической больницы на Канатчиковой даче, кандидатура Петра Кащенко оказалась вне конкуренции.Свои принципы и методы психиатрической помощи доктор Кащенко начал успешно внедрять и в Москве, однако в 1905 году грянула первая русская революция.Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские. Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года.
Доктор Кащенко было человеком решительным, смелым и даже отчаянным. После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам.
Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть. Более того, доктор-революционер переехал в столицу, где возглавил новую земскую психиатрическую больницу. Лечебное заведение быстро стало образцовым, одним из лучших в Европе.Кащенко одним из первых стал заниматься изучением статистики психиатрических заболеваний по стране, считая, что она может дать картину того, что происходит в обществе. Во время Первой Мировой войны Кащенко занимался изучением психических заболеваний солдат на фронте и организацией оказания им специализированной помощи.Революцию 1917 года доктор Кащенко встретил с радостью. Пока другие медики бежали от ужасов большевизма, Петр Петрович, несмотря на трудности периода Гражданской войны, разрабатывал масштабный план организации психиатрической помощи в РСФСР.В августе 1919 года на 1-м Всероссийском совещании по вопросам психиатрии и неврологии Петр Кащенко выступает с программным докладом, который содержит в себе основные положения и принципы развития психиатрии в Стране Советов. Талантливый медик, доказавший эффективность своих методов работы, намеревался сделать советскую психиатрию лучшей в мире.


Но доктора Кащенко подвело здоровье. Он страдал желудочным заболеванием, которое потребовало оперативного вмешательства. Однако операция вызвала осложнения, от которых Петр Петрович Кащенко скончался 19 апреля 1920 года.В 1922 году Московская психиатрическая больница №1 на Канатчиковой даче, в которой работал Кащенко, получила его имя. Также имя доктора получила Санкт-Петербургская психиатрическая больница № 1, первым главврачом которой был Петр Петрович.
С годами название этих медучреждений трансформировалось в короткий термин «Кащенко». Вряд ли это бы понравилось самому доктору – ведь жуткие методы лечения, которые любят обсуждать обыватели, абсолютно не имеют отношения к тому, что практиковал сам медик. И если с гуманизмом в русской психиатрии по-прежнему тяжело, это точно не вина доктора Кащенко.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.01.2018. ***
  • 27.01.2018. ***
  • 23.01.2018. ***
  • 18.01.2018. ***
  • 09.01.2018. ***
  • 08.01.2018. ***
  • 06.01.2018. ***
  • 02.01.2018. ***