Вступление.
Начну с самого главного.
Научиться писать стихи легко.
Но... Научиться писать хорошие стихи чрезвычайно сложно.
Недавно в Интернете я натолкнулся на горячую дискуссию, тема которой не нова, но весьма характерна - нужно ли для поэтического творчества знание стихотворной техники, или достаточно божьей искры? Сторонники божьей искры утверждали, что все эти технические навыки не помогут, если не суждено РОДИТЬСЯ поэтом. Прямо фатализм какой-то выходит: что предначертано, того не изменить. Мол, коль уж родился поэтом, то никаких знаний не надо - природа сама подскажет...
Но с таким же успехом можно сказать, что раз не из всех физиков выходят Ньютоны и Эйнштейны, то физику вообще изучать не надо. А ведь, казалось бы, понятно, что какие бы врождённые способности не имел житель затерянного сибирского посёлка, его стихотворения всегда будут ограничены потолком его знаний, его опыта, его представлений о поэзии. Даже такой поэт, как Пушкин, славящийся лёгкостью пера, когда-то удивил исследователей своими черновиками, где видно, как порой мучительно и долго работал он над одной строкой. Сколько помарок и исправлений обнаружили в таком "лёгком" стихе, как "Я вас любил: любовь ещё, быть может...".
Конечно, в рассуждениях оппонентов есть и здравое зерно. Действительно, никакие обширные знания, никакая голая техника, никакое руководство по стихосложению САМИ ПО СЕБЕ не сделают из вас настоящего поэта. Тогда в чём же цель этих руководств?
Первая цель - создать у читателя представление о самом предмете и сути поэзии, показать всё разнообразие технического арсенала и форм, уже накопленных предыдущим поэтическим опытом. Без этого начинающий поэт будет постоянно бродить впотьмах и изобретать велосипед.
Вторая цель - предостеречь от самых характерных и распространённых ошибок всех неофитов, очертить устоявшиеся правила.
Надо сказать, книг по стихосложению существует немало, однако большинство их написано тяжёлым научным языком. И это понятно - ведь рассчитаны они на филологов и прочих специалистов. Человека, впервые соприкасающегося с поэзией, они вполне закономерно отпугнут.
Я же в меру своих сил постарался изложить основы поэтического творчества понятным простым языком, очистить от всего того, что затрудняет первое знакомство с поэзией. Процесс фотосинтеза, например, в школьном учебнике изложен несоизмеримо проще, чем в учебнике университетском, но никто не начинает изучение со сложного.
При этом не хотелось бы представлять эту книгу и как "Стихосложение для чайников", ибо поэзия не терпит поверхностного формального подхода.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.